Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Учитель истории и обществознания Чиванова Алевтина
Васильевна.
Слайд 3ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 КЛАСС.
Учебник предназначен для 5-го класса основной школы, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100". В соответствии с ее концепцией текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное развивающее проблемное обучение.
Для теоретического осмысления истории использованы понятия цивилизационного подхода. Учебник повествует о первых людях на земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций. Учебник создан в едином методическом и психологическом ключе с другими учебниками развивающей Образовательной системы "Школа 2100".
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Слайд 5
«ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ОБЩЕСТВО?»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5 КЛАСС.
Учебник
предназначен для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, является составной частью непрерывного курса обществознания И комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В соответствии с концепцией «Школы 2100» текст, методический аппарат и иллюстративный ряд учебника рассчитаны на личностно ориентированный подход, новый образовательный результат и использование образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, проектная технология). Учебник через актуальные для пятиклассников проблемы представляет целостную картину социальных отношений с позиции наук, изучающих основные сферы жизни общества: духовную И социальную сферы, экономику, политику, а также с позиций регулирования всех этих отношений моральными И правовыми нормами современного общества.
Слайд 6Д.Д. ДАНИЛОВ, Е.В. СИЗОВА, А.В. КУЗНЕЦОВ, С.С.КУЗНЕЦОВА, А.А.НИКОЛАЕВА. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ
ДРЕВНЕГО МИРА. 5 КЛАСС. «ШКОЛА 2100»
Слайд 7
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
УЧЕБНИКОВ – КАК ПРОДВИГАТЬСЯ ОТ ЕДИНИЧНОГО К ОБЩЕМУ?
1) Введения служат материалом для одного-двух вводных уроков, со следующими задачами: а) вспомнить главный исторический материал, изученный в прошлом учебном году; б) сформулировать основную познавательную задачу нового учебного года, связать изученный материал с новым.
2) Число параграфов каждого учебника соответствует числу уроков изучения нового материала, которые можно выделить в соответствии с имеющимися учебными часами.
3) Параграфы объединяются в главы, а главы – в крупные учебные модули (разделы). Каждый из них открывается страницей «входа в модуль», указывающей цели изучения материала (основные умения, которые необходимо развивать), а завершается страницей «выхода из модуля» - системой обобщающих заданий для урока-повторения и диагностикой достигнутых целей
Слайд 10ЛИНИИ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДМЕТЕ «ИСТОРИЯ»
1-2. Объяснять современный мир (картина мира в
фактах и понятиях)
Определять по датам век, эру, этапы и т.д.
Выделять главное и обобщать.
Группировать.
Сравнивать (исторические факты и абстрактные понятия)
Слайд 11ЛИНИИ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДМЕТЕ «ИСТОРИЯ»
3. Рассматривать общество в развитии
(историческое мышление)
Определять причины и следствия исторических явлений
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
Слайд 12ЛИНИИ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДМЕТЕ «ИСТОРИЯ»
4. Нравственное самоопределение.
5.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Учиться оценивать поступки с разных позиций
Развернуто объяснять свои оценки отдельных поступков
Учиться сравнивать свои оценки с чужими, делать свой выбор в системе ценностей
Слайд 13ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология продуктивного чтения.
Проектная технология.
Проблемно-диалогическая технология открытия знаний.
Технология оценивания учебных успехов
Слайд 16ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
До чтения. Просмотри текст и предположи, о чем он,
по названию, выделенным словам, рисункам. Какой ответ на поставленный вопрос здесь может быть?
Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В – задай вопрос; О – спрогнозируй ответ; П – проверь себя по тексту.
После чтения. Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока.
Слайд 17ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Богатыми источниками знаний являются
древние записи: книги, письма, документы. Но
работать с ними непросто. В О
Сначала их нужно разыскать в старых городах, архивах, библиотеках, коллекциях любителей старины. П
Потом эти записи нужно перевести с древних языков на современные, найти смысл непонятных забытых слов. П
Слайд 18 ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Если хочешь, выбери проект или предложи свой. свой.
Это любое самостоятельное дело, которое предполагает:
Оригинальный замысел (цель)
Выполнение работы за определенный отрезок времени.
Конкретный результат (самостоятельно изготовленный предмет, проведенное мероприятие, исследование)
Правила проектной деятельности.
Каждый может начать собственный проект.
Каждый может объединиться с другими в ходе работы над проектом.
Каждый может выйти из проекта, при этом не подводя других.
Каждый может не участвовать ни в одном проекте.
Слайд 19ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ
Слайд 20КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется
отметкой только решение полноценной задачи – умение по использованию знаний.
Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1. Какова была цель задания? (Что нужно было получить в результате)?
2. Выполнено ли задание (получен ли результат)?
3. Выполнено верно или с ошибкой?
4. Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Вспомни, по каким основаниям ставятся оценки. Определи свою оценку.
Слайд 22
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЗНАНИЙ.
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
Актуализация
имеющихся знаний, нужных для решения проблемы (диалог учителя и учеников)
Поиск решения проблемы (диалог учителя и учеников, продуктивные задания к тексту, иллюстрациям и т.д.)
Объяснение решения проблемы учениками.
Применение нового знания (продуктивные задания)
Слайд 23ПРОБЛЕМА УРОКА
Почему ассирийцев, которые научились делать железные
орудия и распространили
их в Азии, многие народы проклинали?
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Слайд 24АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Объясните значение слов: общество, государство.
Вспомните, из какого материала уже делали
орудия труда жители других стран?
Составляем план действий для решения проблемы.
Слайд 25ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ).
Хозяйственная деятельность ассирийцев и их достижения.
Завоевания
Ассирии.
Отношение ассирийцев к покоренным народам.
(работа в группах, выступление по вопросу)
Слайд 26РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Обратимся к проблемному вопросу:
Почему ассирийцев, которые научились
делать железные орудия и распространили их в Азии, многие народы проклинали?
Сможем ли ответить на вопрос?
Слайд 27ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Прочитаем вывод автора учебника на странице 94.
Какой вопрос зададим
автору учебника?
Работа по учебнику (индивидуальная)
Слайд 28ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ НИНЕВИИ.
Восстания покоренных народов
Хозяйственное ослабление Ассирии
Наличие железного оружия у соседних
народов
Объединение сил покоренных народов
Слайд 29ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Какие достижения и уроки оставила нам в наследство
Ассирийская держава?
Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?
Слайд 30РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…