Технология переработки нефти, природного и попутного газа презентация

Содержание

Ассортимент товарной продукции НПЗ Номенклатура продуктов НПЗ (по материалам API): 17 классов, свыше 2000 наименований (1156 смазочных материалов, 300 химреагентов и катализаторов, 209 битумов) продуктов, имеющих индивидуальные спецификации (марки по ТУ).

Слайд 1

Технология переработки нефти, природного и попутного газа
Лекция № 6.2
Ассортимент товарной продукции

НПЗ

Лектор – к.т.н., доцент кафедры ХТТ Юрьев Е.М.


Слайд 2Ассортимент товарной продукции НПЗ
Номенклатура продуктов НПЗ (по материалам API): 17 классов,

свыше 2000 наименований (1156 смазочных материалов, 300 химреагентов и катализаторов, 209 битумов) продуктов, имеющих индивидуальные спецификации (марки по ТУ).

Основную структуру НПЗ определяет 3-8 основных фракций нефти и производимые на их основе продукты (бензин, ДТ, авиатопливо, СУГ).

Хранение продуктов и удаление отходов – дорого – требуется сбыт или переработка всех производимых продуктов (в т.ч. по убыточным ценам, например, высокосернистый мазут, высокосернистый кокс).



Слайд 3Ассортимент товарной продукции НПЗ
Минимальная ценность НП:
Теплотворная способность;
Ценность эквивалентного условного топлива
в

СССР и России - теплотворная способность 1 кг каменного угля = 29,3 МДж или 7000 ккал;
Международное энергетическое агентство - нефтяной эквивалент TOE (Tonne of oil equivalent) - 41,868 ГДж;
баррель нефтяного эквивалента (BOE): 1 toe = 7,11, 7,33 или 7,4 boe.;
Корректирующие факторы:
Местоположение НПЗ,
Спрос на продукт;
Характеристика горения;
Содержание серы;
Цены на конкурирующие топлива.

Слайд 4Метан
Нефтезаводское топливо;
Сырье для производства синтез-газа/водорода;


Слайд 5

Сжиженные углеводородные газы
Согласно ГОСТ 20448-90 «ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ДЛЯ

КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» выпускаются следующие марки сжиженных газов:

Используются в качестве бытового и автомобильного топлива

Бутан (tкип= -0,5 °C)

Пропан (tкип= −42,09 °C)


Слайд 6Сжиженные углеводородные газы
Согласно ГОСТ 20448-90 «ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ДЛЯ

КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» предъявляются следующие требования:

Но определяется

Характеризует содержание основного компонента

Характеризует содержание основного компонента

В смеси пропана и бутана, содержание бутана ограничено

Наличие конденсата при «комнатной» температуре недопустимо – должна быть только газовая фаза

Если давление высокое, значит сжиженный газ не качественный, есть тяжелые компоненты

Характеризует испаряемость пропана в условиях низкой температуры

Сероводород и меркаптаны – яды, обладающие резкими, неприятными запахами, корозионно-активные агенты

Наличие жидких примесей химически активных веществ недопустимо


Слайд 7Бензины автомобильные
В России автомобильные бензины выпускаются по
ГОСТ Р 51105-97 (EN 228-1993

"Топлива для двигателей внутреннего сгорания.") – неэтилированные бензины 80 и 92;
ГОСТ Р 51866-2002 (EN 228-2004).
Кроме того, можно выпускать бензины, соответствующие стандартам организации.

Ранее в качестве базовых компонентов автобензинов являлись бензины прямой перегонки нефти, разрешалось применять свинецсодержащие добавки, выпускались бензины с октановым числом (ОЧ) по моторному методу (ММ) не менее 72 и 76.
В настоящее время в качестве базовых компонентов используются бензины каталитического риформинга и крекинга, алкилаты, изомеризаты и октаноповышающие добавки.
Основные марки автомобильных бензинов ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ 51866-2002 (соответствующие европейским маркам бензинов):
— Нормаль-80 — с ОЧ по ИМ не менее 80;
— Регуляр-92 — с ОЧ по ИМ не менее 92;
— Премиум Евро-95 — с ОЧ по ИМ не менее 95;
— Супер Евро-98 — с ОЧ по ИМ не менее 98;



Слайд 8Бензины автомобильные
Основные требования к бензинам (на примере марки Премиум Евро-95):
Применять свинецсодержащие

добавки для повышения ОЧ запрещено

Определяет загрузку топливных баков, АЗС и т.д.

Сернистые выбросы ядовиты, разрушают двигатели

Бензин не должен вступать в химическое взаимодействие при нахождении на воздухе в течение короткого срока

Смолы приводят к интенсивному нагарообразованию в цилиндрах двигателей

Бензин не должен быть коррозионно-активным

Высокое содержание приводит к интенсивному нагарообразованию

Высокое содержание приводит к интенсивному нагарообразованию

Высокое содержание приводит к образованию канцерогенных выбросов

Оксигенаты (кислородсодержащие вещества) в качестве добавок, повышающих октановое число допустимы, но ограничены по разным причинам, в основном, из-за низкой теплотворной способности – попросту, не прогревают двигатель.


Слайд 9Бензины автомобильные
Для обеспечения полного сгорания топлива в двигателе необходимо перевести его

в короткий промежуток времени из жидкого состояния в парообразное и смешать с воздухом в определенном соотношении - 1:14 - т.е. создать рабочую смесь.

Зависит от содержания легких фракций, определяет пусковые свойства бензина, потери при заправке автотранспорта, испарение от горячих двигателей после выключения зажигания

Определяет пусковые свойства бензина

Низкие значения – риск образования паровых пробок в топливной системе, высокие потери бензина при хранении при высоких температурах окружающей среды

Определяет скорость прогрева двигателя и положительный эффект от присадок, повышающих ОЧ

Характеризует полноту испарения топлива, чем она ниже, тем меньше мощность двигателя и больше расход масла из-за образования бензинового конденсата в топливной системе


Слайд 10Бензины автомобильные
Октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость топлив для карбюраторных

двигателей внутреннего сгорания. Численно равно содержанию (в % по объему) изооктана в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.

Детонационная стойкость — параметр, характеризующий способность углеводородного (или любого иного) топлива противостоять самовоспламенению при сжатии.


Слайд 11Бензины автомобильные
Характерный металлический звон при детонации создаётся детонационной волной, многократно отражающейся

от стенок цилиндра. При детонации снижается мощность двигателя и ускоряется его износ.

Испытания на детонационную стойкость проводят или на полноразмерном автомобильном двигателе, или на специальных установках с одноцилиндровым двигателем.

Исследовательское октановое число (ОЧИ) показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.
Моторное октановое число (ОЧМ) показывает поведение бензина на режимах больших нагрузок (под нагрузкой, движении в гору, ускорение и т. д.) ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ.


Слайд 12Бензины автомобильные


Слайд 13Бензины автомобильные


Слайд 14Авиационное топливо


ГОСТ 1012-2013
ГОСТ 1012-72
ГОСТ 10227-86
ГОСТ 10227-2013
ГОСТ Р 52050-2006
ГОСТ 12308-89


Слайд 15Авиационный бензин
говорит об испаряемости бензина, что необходимо для определения его

способности к образованию рабочей топливовоздушной смеси

Определяет способность к прогреву двигателя

способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении

Аналог октанового числа для богатых топливно-воздушных смесей


Слайд 16Авиационный керосин
Реактивные топлива вырабатывают для самолетов дозвуковой авиации по ГОСТ

10227-86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Для дозвуковой авиации предусмотрено пять марок топлива (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой — две (Т-6 и Т-8В). Массовыми топливами в настоящее время являются топлива ТС-1 (высшего и первого сортов) и топливо РТ(высшего сорта).

Т.к. от качества авиационного керосина зависит функционирование двигателей самолета как на высоте в условиях низкой температуры, так и при жестких режимах работы (взлет, торможение при посадке), а значит и безопасность полета, температура в салоне самолета, срок службы двигателей, скорость полета, вцелом к авиационному керосину предъявляются значительно более жесткие требования, чем к любому другому виду топлива.


Слайд 17Авиационный керосин
Основные параметры качества авиационного керосина, отвечающие за работу двигателя

и других систем самолета в условиях низких температур (на примере топлива для сверхзвуковой авиации Т-6):
Вязкость кинематическая при минус 40 °С - не более 60 сСт;
Низшая теплота сгорания, кДж/кг - не менее 42900;
Температура начала кристаллизации, °С - не выше -60;
Зольность, % - не более 0,003;
Содержание механических примесей и воды – отсутствие;
Массовая доля нафталиновых углеводородов, % - не более 0,5.

За рубежом:
- Минимальная высота некоптящего пламени;
Минимальное содержание ароматики и нафталиновых (керосины КК почти недопустимы);

Основной процесс для наращивания объема выпуска авиакеросина - гидрокрекинг

Слайд 18Авиационный керосин
Присадки:
Антистатическая
увеличивают электропроводность топлива до 50 пСм/м, что обеспечивает безопасность

заправки самолетов и перекачки топлива (ASA-3 (Shell), Stadis-450 (Innospec), Сигбол (ТУ 38.101741-78));
Противоводокристаллизационная
для предотвращения выпадения кристаллов льда из топлива при низких температурах этилцеллозольв, тетрагидрофуран, их 50%-е смеси с метанолом;
Антиокислительная
для компенсации сниженной в результате гидроочистки химической стабильности (Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол));
Противоизносная
для восстановления противоизносных свойств топлив, потерянных в результате гидроочистки (Сигбол и композиция Сигбол+ПМАМ-2 (полиметакрилатного типа — ТУ 601407-69), присадка «К», присадка Хайтек-580 фирмы «Этил»).

Слайд 19Дизельное топливо
Жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего

сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из дизельной фракции прямой перегонки нефти.

Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, сельскохозяйственная техника, легковой дизельный автотранспорт

В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше;
З (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);
А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на 3 вида:
I — массовая доля серы не более 0,035 %; II — массовая доля серы не более 0,005 %;
III — массовая доля серы не более 0,001 %.


Слайд 20Дизельное топливо
Как и для авиационного керосина для дизельного топлива, используемого

зачастую при низких температурах, крайне важны показатели качества, определяющие стабильность работы дизельных двигателей в жестких климатических условиях.

Согласно ГОСТ 305-82 «ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ. Технические условия» наиболее важные показатели:


Слайд 21Дизельное топливо
Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки

воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения).
Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с α-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0).
Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40—55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива.

α-метилнафталин

цетан


Слайд 22Мазут
Товарный мазут может включать в себя: 1. Мазут атмосферной перегонки нефти 2.

Гудрон 3. Вакуумные газойли 4. Экстракты масляного производства 5. Керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные) 6. Тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования 7. Битумы 8. Остатки висбрекинга 9. Тяжелая смола пиролиза

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (котельные топлива), для производства флотского мазута.
Из мазута прямой перегонки нефти получают также базовые нефтяные масла. Мазут прямой перегонки нефти является сырьем для производства моторных топлив в термокаталитических процессах.


Слайд 23Мазут
Согласно ГОСТ 10585-99. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия
Ф5, Ф12

– флотские мазуты (для крупнотоннажных судов);
40, 100 – топочные мазуты (для промышленных и коммунальных котельных)

Наиболее важные показатели:
Теплота сгорания (фактически, теплотворная способность);
Вязкость (влияет на перекачку по топливным системам, мазут – самое вязкое топливо, получаемое из нефти);
Зольность и коксуемость (образование твердых продуктов при сгорании – выбросы и загрязнение топок);

Слайд 24

По назначению:
Моторные масла (для смазки двигателей различных систем)

-Трансмиссионные (для смазки агрегатов

трансмиссий транспортных машин и промышленных редукторов)

-Осевые масла (для смазывания осей колесных пар железнодорожных вагонов и тепловозов, подшипников электровозов и других узлов трения
подвижного состава железнодорожного транспорта и некоторых про-
мышленных механизмов);

-Индустриальные масла (подразделяются на 2 группы – общего, для
смазывания наиболее широко распространенных узлов и механизмов
оборудования различных отраслей промышленности, и специального назначения, для использования в узких или специфических областях)

Классификация нефтяных масел

Нефтяные масла


Слайд 25

По назначению:
-Энергетические масла:
Турбинные масла - для смазки и охлаждения подшипников, турбоагрегатов,

маслонапорных установок гидротурбин, судовых паротурбинных установок;
-Компрессорные масла - для смазки различных узлов и деталей (цилиндров, клапанов и др.) компрессорных машин, а также для создания уплотнительной группы;
-Электроизоляционные масла (трансформаторные, конденсаторные и кабельные) - являются жидкими диэлектриками, служат для изоляции токонесущих частей электрооборудования, гашения электродуги в выключателях, а также отвода тепла.
-Цилиндровые масла - для смазывания горячих деталей паровых машин.

Классификация нефтяных масел

Нефтяные масла


Слайд 26

Нефтяные масла
Важнейшей характеристикой масел является изменение их вязкости с температурой,

характеризующееся индексом вязкости (ИВ). Чем более полога температурная кривая вязкости, тем выше значение ИВ и более качественно масло (современные масла должны иметь ИВ не менее 90).

Снижение вязкости с ростом температуры
(контрольные определения вязкости проводят обычно при 20, 50(40) и 100 °С)


Слайд 27

Нефтяные масла


Слайд 28

Нефтяные масла


Слайд 29

Прочие продукты
Парафины
Воскоподобная смесь предельных углеводородов (алканов) состава от С18Н38 до

С35Н72, применяют для приготовления парафинистой бумаги, пропитки древесины в спичечном и карандашном производствах, в свечном производстве, как изоляционный материал, химическое сырье, для парафинолечения.

Церезины

Воскообразная смесь предельных углеводородов состава С36-55, состоит в основном из слаборазветвленных изоалканов, применяется как компонент пластичных смазок, изоляционный материал, в косметической и пищевой промышленности.

Битумы

Продукты, получаемые концентрированием и/или окислением тяжелых нефтяных остатков, каменного угля и сланцев, применяют в следующих областях:
- дорожное строительство;
- изготовление кровельных материалов;
строительство сооружений;
для изоляции трубопроводов;
лакокрасочная и кабельная промышленность;
для заливочных аккумуляторных мастик.

Асфальт – смесь битума (13-60 %), гравия и/или песка и/или щебня


Слайд 30

Прочие продукты
Нефтяной кокс
Твердая углеподобная кусковая масса, которая применяется в производстве

анодной массы, обожженных анодов для алюминиевой промышленности, графитированных электродов, при изготовлении конструкционных материалов, в производстве цветных металлов, кремния и др..

Индивидуальные ароматические углеводороды

Индивидуальные бензол, толуол и ксилолы чистотой не менее 99,0-99,9 %, получаемые на установках комплексного производства ароматики, направляются на переработку на предприятия химической промышленности.

Бензол – сырье для производства синтетических волокон, пластмасс, каучуков, красителей и различных ароматических соединений:

Толуол служит исходным сырьем в промышленности органического синтеза, используется в производстве красителей, применяется в качестве добавки для повышения октанового числа моторных топлив.
Ортоксилол применяется для производства фталевого ангидрида и в качестве растворителя в лакокрасочной промышленности.
Параксилол применяется для производства диметитерефталата и терефталевой кислоты, используемых для получения полиэфирных волокон, пленок и термопластика.


Слайд 31Список использованной литературы
Мановян А.К. Технология переработки природных энергоносителей. М.: Химия, КолосС,

2004.
Технология и оборудование процессов переработки нефти и газа : учебное пособие / С. А. Ахметов [и др.]. — СПб. : Недра, 2006. — 868 с.
Газохимия : учебное пособие / А. Л. Лапидус, И. А. Голубева, Ф. Г. Жагфаров. — М. : ЦентрЛитНефтеГаз, 2008. — 447 с.
ГОСТ 20448-90 «ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ДЛЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»
ГОСТ 2084-77
ГОСТ Р 51105-97
ГОСТ Р 51866-2002
ГОСТ 10227-86
ГОСТ 12308-89
ГОСТ 305-82 «ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ. Технические условия»
ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004). Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.
ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика