Слайд 1Технология исследовательской деятельности в практике обучения слепых и слабовидящих детей по
ФГОС второго поколения
ГБС(К)ОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота
Педагогический совет «Современный урок в контексте
требований ФГОС второго поколения»
Севостьянова В.М.,
учитель математики
Ноябрь 2013
Слайд 2Что такое исследовательская деятельность?
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с
поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Слайд 3Цель исследовательской деятельности:
приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа познания;
активизация
личностной позиции в образовательном процессе;
глубокое и прочное усвоение учебного материала.
Слайд 4Этапы исследования:
Подготовительный этап:
формулирование темы и её осмысление;
установление мотивации к действию;
выявление объекта
и предмета исследования;
формулирование гипотезы;
Слайд 5Этапы исследования:
2. Этап планирования:
определение направлений работы;
составление программы исследования;
определение
источников информации и способов её сбора;
определение способов представления результатов;
определение методов исследования;
Слайд 6Этапы исследования:
3. Этап исследования (эксперименталь-ный):
предполагает использование основных инструментов исследования: наблюдения,
эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Слайд 7Этапы исследования:
4. Результативно-аналитический этап:
анализ собранной информации;
формулирование выводов;
5. Отчётно-презентационный этап:
выполнение отчёта;
презентация результатов исследования.
Слайд 8Формы организации исследовательской деятельности:
Элементы исследовательской деятель-ности на уроке:
проблемный подход;
представление различных точек зрения, их анализ;
вывод утверждений, правил, алгоритмов;
проведение опытов, экспериментов, наблюдений, поиск закономерностей;
доклады учащихся по проблемным вопросам.
Слайд 9Формы организации исследовательской деятельности:
2. Домашние задания исследовательского характера
запланированные исследовательские
задания;
на основе спонтанных вопросов учащихся;
на основе дополнительных параграфов и текстов учебника;
Слайд 10Исследовательское задание
1. На странице 21 учебника прочитайте рассказ о старинных единицах
длины.
2. Выпишите их названия и соответствующие длины в сантиметрах.
3. Измерьте соответствующие расстояния на себе (попросите родителей вам помочь).
4. Работу оформите в виде таблицы:
5. Добавьте в таблицу единицу измерения "пядь" (посмотрите рисунок на странице 13 учебника ).
6. Ответьте на вопрос: почему пришлось отказаться от таких единиц измерения?
7. Выполните №107(б).
Слайд 11Формы организации исследовательской деятельности:
3. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета на
основе исследовательской деятельности.
4. Факультативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности».
Слайд 12Формы организации исследовательской деятельности:
5. Участие в работе над проектом.
6. Рецензирование учащимися
исследова-тельских работ друг друга.
7. Подготовка научно-практических конфе-ренций.
Слайд 13Формы организации исследовательской деятельности:
8. Применение исследовательского подхода при организации экскурсий: постановка
исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчёта.
9. Образовательные экспедиции – походы, поездки, прогулки с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности и формами контроля.
Слайд 14Виды исследовательской деятельности:
урочная
внеурочная
монопредметная
межпредметная
надпредметная
Слайд 15Формы изложения и представления исследовательских работ:
Отчёт (письменная работа).
Стендовый доклад (наглядное представление
работы с устным сопровождением).
Устное выступление (сопровождается мультимедийной презентацией).
Слайд 16Формы представления исследовательских работ:
печатная или электронная газета, журнал
видеофильм или презентация
дизайн-макет, модель
карта
событий или открытий
статья, сборник сказок или задач
справочник, словарь
пакет рекомендаций
письмо в …; законопроект
рекламный проспект
виртуальная экскурсия, путеводитель
Слайд 17Оценка исследовательской деятельности
Формальная оценка – соответствие исследовательской работы принятым критериям
и требованиям
Оценка, отражающая развитие способностей и характеристик личности учащегося
Слайд 18Предполагаем
Располагаем
Бывает и так: