Слайд 1Технологии развития универсальных учебных действий
(в контексте ФГОС ООО)
Т.В. Гаврилова
2013 г
Слайд 2Учебные ситуации
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с
помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Слайд 3Типы задач для развития УУД
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие
Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Слайд 4Типы задач для развития УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на
организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображение предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— олевые игры;
— групповые игры.
Слайд 5Типы задач для развития УУД
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на
выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Слайд 6Типы задач для развития УУД
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку
в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Слайд 7Средства формирования УУД
специально организуемое учебное сотрудничество:
распределение начальных действий и операций;
обмен способами
действия;
взаимопонимание;
коммуникация(общение);
планирование общих способов работы;
рефлексия
Слайд 8Средства формирования УУД
Совместная деятельность (работа в группе):
• создание учебной мотивации;
• пробуждение в учениках
познавательного интереса;
• развитие стремления к успеху и одобрению;
• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Слайд 9Средства формирования УУД
Ситуации сотрудничества:
сотрудничество со сверстниками с распределением функций;
сотрудничество со взрослым
с распределением функций;
взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций;
конфликтное взаимодействие со сверстниками
Слайд 10Средства формирования УУД
Проектная деятельность;
Исследовательская деятнльность;
Дисскусия;
Тренинги;
Доказательство;
Рефлексия;
Слайд 11Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
Официальный сайт ФГОС http://standart.edu.ru/;
Примерная основная программа образовательного учреждения (стр.163-190) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400