Слайд 1Такие близкие
по звучанию звуки…
Слайд 2Примеры смешений по акустико-артикуляционному сходству
Слайд 3Ошибки акустико-артикуляционного спектра проявляются в виде:
смешения парных по глухости –
звонкости (п-б, ф-в, т-д, с-з, ш-ж, к-г)
нарушение обозначения мягкости согласных на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)
смешение звуков близких по артикуляции ( по месту и способу образования): с-ш, ч-ть, с-ц, щ-сь, р-л и т. д.
Слайд 4Причины ошибок
нарушение фонематического восприятия (трудности различения звуков на слух)
отражение неправильного звукопроизношения на письме
Слайд 5
Зона Вернике – речеслуховой центр.
Ответственный за интерпретацию чужой речи и
формирование основного замысла высказываний самого человека.
Ее поражение приводит к нарушению понимания устной речи.
Слайд 6Рекомендации по включению в ход уроков заданий на различение смешиваемых звуков:
уточнение правильной артикуляции звуков
(положение губ, языка при произнесении смешиваемых звуков, акцент на различии )
характеристика звуков речи (согласный – глухой-звонкий – твердый-мягкий)
Слайд 8 записать слоги, звукосочетания в 2 строчки: в первую – с
буквой П, во вторую – с буквой Б.
П: па, по, пы, пэ…
Б: бэ, бы, ба, бо…
Задание используется и в отработке ошибок в обозначении твердости-мягкости согласных (а-я, о-ё…), звуков близких по артикуляции и звучанию (с-ш, ч-щ…)
Запомни и запиши ряды слогов
Мо-мё-мо
Па-ба-па и т. д.
составить схемы слов, дифференцируемые звуки записать над соответствующим слогом
п б б
Слова: почка, бабочка.
Слайд 9 при выполнении упражнения в рамках урока попросить выделить красным цветом
нужные для дифференциации буквы.
Например: Наступила зима. Были сильные морозы. Зина взяла санки и пошла на горку.
вставить в слова пропущенные буквы. Выделить красным цветом.
Например: Вставляем д или т.
Боро…а, гра…усник, о…еяло, моло…ок, капус…а.
на литературном чтении как элемент урока чтение слоговых рядов с дифференцируемыми буквами.
ва – фа ви – фи - ви
фе – ве фо – во - во
вы – фы вя – фя – вя
Слайд 10
Примеры заданий были использованы из книги Ефименковой Л. Н. «Коррекция устной
и письменной речи у учащихся начальной школы».