Слайд 1Сжатое изложение. Упр. 513.
Подготовил учитель русского языка и литературы 5 классов
ГБОУ
СОШ № 2034
Семагина М.С.
Слайд 2Как готовиться к изложению
Внимательно прочитайте текст.
Выясните значение непонятных вам слов.
Определите основную
мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.
Разделите текст на части и озаглавьте их. (составьте план)
Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания.
Еще раз внимательно перечитайте текст.
Слайд 3Перо и чернильница
- Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты
сказки берешь?
Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.
Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
Не горюй, Сергей! – утешает дед. – Придет время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жать не начнешь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…
Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.
Слайд 4Сколько частей в тексте?
Какова основная мысль каждой из них?
Первый диалог
внука Сережи и деда.
(Откуда ты сказки берешь?)
Попытки Сережи «добыть» сказку.
(А сказка не зацепляется.)
Второй диалог внука и деда.
(Придет время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.)
Заключение о притче деда.
(Дедову притчу запомнил.)
Слайд 5Способы сжатия текста.
1. Чтобы сократить текст способом обобщения, можно:
- заменить
однородные члены предложения обобщающим словом;
- заменить предложение или его часть одним словом.
2. Чтобы сократить текст способом исключения, можно:
- исключить второстепенную информацию;
- исключить повторы;
- исключить предложение или его часть.
3. Чтобы сократить текст способом упрощения, можно:
- предложение с прямой речью заменить предложением с косвенной речью.
Слайд 6Примерный вариант сокращенного текста.
Как-то Сережа спросил у деда, откуда тот берет
сказки. Дед ответил, что достает их из чернильницы.
Сережа поступил в школу, научился писать, пробовал достать из чернильницы сказки, но все напрасно.
Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: «Придет время, научишься, если не только собой будешь занят».
Не все понял Сережа, но дедову притчу запомнил, другим пересказал.