Связь показателей темперамента и слуховых вызванных потенциалов презентация

Содержание

Цель и задачи исследования Цель - выявление взаимосвязи между показателями тестов на темперамент и параметрами когнитивных вызванных потенциалов. Задачи: Теоретические задачи: Анализ литературы, посвященной связи когнитивных ВП и психических процессов

Слайд 1СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ
Безсонова В.Е.
 

 





Научно-учебная группа когнитивной психофизиологии

НИУ ВШЭ 

 




Слайд 2Цель и задачи исследования
Цель - выявление взаимосвязи между показателями тестов

на темперамент и параметрами когнитивных вызванных потенциалов.
Задачи:
Теоретические задачи:
Анализ литературы, посвященной связи когнитивных ВП и психических процессов
Сравнить существующие точки зрения на этот вопрос
Эмпирические задачи: Проверить предположение о наличии взаимосвязи между показателями тестов на темперамент и параметрами слуховых вызванных потенциалов.

Слайд 3Объект, предмет и гипотеза исследования
Объект - психофизиологические механизмы внимания человека.
Предмет

- проявления темперамента в когнитивных вызванных потенциалах при слуховом внимании.
Гипотеза:
Существует взаимосвязь между результатами тестов на темперамент и параметрами когнитивных вызванных потенциалов при слуховом внимании.

Слайд 4Темперамент
представлен совокупностью биологически детерминированных относительно неизменных в течение жизни свойств, определяющих

динамические, интенсивностные и временные аспекты поведения и психической деятельности
(Айзенк, 1999; Русалов, 2002; Стреляу и др., 2005; Explorations in Temperament, 1991)


Слайд 5Вызванные потенциалы


Слайд 6Методика


Слайд 7Схема монтажа электродов


Слайд 8Методика: описание эксперимента
32 испытуемых
возраст 16-25 лет

3 экспериментальные серии, две "легких"

и одна "трудная".

Пример фрагмента последовательности стимулов при реализации одд-болла.

… S2, S2, S2, S1, S2, S2, S2, S2, S1, S2, …

S1 – редкий (значимый, девиантный) стимул (1050 Гц в первой и третьей ("легких") сериях, 1010-1020 Гц во второй ("трудной") серии
S2 – частый (незначимый, стандартный), 1050 Гц

Слайд 9Методика: психологические опросники свойств темперамента.
Каждый испытуемый индивидуально отвечал на 3 опросника

свойств темперамента:
Опросник формально-динамических характеристик поведения (ОФДХП по Я.Стреляу) – 3 «Павловские» характеристики: "Силы нервной системы (НС) по возбуждению и торможению", "Подвижность нервных процессов"
Опросник структуры темперамента (ОСТ В.М.Русалова) содержит 4 блока: "Эргичность" (работоспособность), "Пластичность", "Темп" и "Эмоциональную чувствительность", каждый в 2-х аспектах – предметном и социальном
(8 показателей).
Личностный опросник Айзенка (EPI - Eysenk Personality Inventory)
2 показателя: "Экстраверсия – интраверсия" и "Уровень нейротизма"

Слайд 10Результаты


Слайд 11Примеры типичных ВП на целевой (значимый) стимул в отведении Cz у

испытуемого группы I (А) и у испытуемого группы II (Б)‏

А

Б

Группа I – 18 человек (56%)

Группа II – 14 человек (44%)


Слайд 12Амплитуда волны N2 у испытуемых I и II групп в первой

(«легкой»), второй («сложной») и третьей («легкой») сериях

+

+ - значимость p<0,1


Слайд 13Амплитуда волны P3 у испытуемых I и II групп в первой

(«легкой»), второй («сложной») и третьей («легкой») сериях

*

* - p<0,05


Слайд 14Амплитуда комплекса N2-P3 у испытуемых I и II групп в первой

(«легкой»), второй («сложной») и третьей («легкой») сериях

*

* - p<0,05


Слайд 15Корреляции между показателями тестов и параметрами ВП у испытуемых I группы


Слайд 16Корреляции между показателями тестов и параметрами ВП у испытуемых II группы


Слайд 17Выводы
1. Данные исследования и теоретического обзора позволяют сделать вывод о достаточно

высокой эффективности применения методов электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов в научных психологических исследованиях.
2. У испытуемых I группы проявилась четкая единая система психофизиологических механизмов внимания и реагирования, характерная для понятия темперамента.
3. У испытуемых II группы психологические и физиологические стороны темперамента проявляются иначе, чем у I группы. Степень организованности этих механизмов у них ниже, а проявления темперамента, как психологические, так и физиологические, размыты или неопределенны.
4. Полученные результаты показывают определенную взаимосвязь между психологическими проявлениями индивидуальных особенностей темперамента и механизмами переработки информации в мозге человека.

Слайд 18Исследование осуществлено в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ»
в 2011

году


Слайд 19Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика