Слайд 1
Сущности мониторинга в школе.
Слайд 2Мониторинг в образовании
Мониторинг качества образования –
это система сбора, обработки, хранения и
распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений
Образовательный мониторинг –
система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития
Слайд 3Каково основное назначение мониторинга?
Мониторинг проводится в тех случаях, когда необходимо получение
достоверной информации о состоянии и деятельности системы.
Полезность информации, полученной в ходе мониторинга, приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: сточки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом
Слайд 4Перенос понятия "мониторинг" в сферу образования, трансформировал его смысл, насытил его
педагогическим содержанием.
Мониторинг в школе - это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития.
Слайд 5«распаковка» понятия «мониторинг»
Мониторинг представляет собой…
Мониторинг включает…
Мониторинг предполагает…
Слайд 6Применительно к школе Шишов С. Е. и Кальней В. А. предлагают
выделять следующие виды мониторинга:
по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
по частоте процедур {разовый, периодический, систематический);
по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
по используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный, матричный и др.).
Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе,-М,: Педагогическое общество России, 1999. С. 47.
Слайд 7Какие существуют виды мониторинга?
По характеру используемых методов и методик
статистический нестатистический (мягкий)
(базируется на данных (базируется на самосто-
статистической отчетности) ятельно разрабатываемых
показателях и частных
шкалах измерения)
По направленности
Мониторинг мониторинг мониторинг
условий процесса результатов
Слайд 8Мониторинг требует :
Выбор критериев и параметров;
Подбор методик и сбор информации;
Организационной культуры;
Специфической
логико-мыслительной работы , позволяющей синтезировать разнородные знания .
Слайд 9
Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя
собой определённую систему деятельности, должен быть организован.
Механизм мониторинга :
выявление проблемы и определение важности полученной информации;
тема мониторинга;
цель и задачи мониторинга;
объект, предмет мониторинга;
критериальное описание объекта (предмета);
циклограмма действий;
Инструментарий;
непосредственный сбор информации;
анализ, предъявление информации;
принятие решения;
обеспечение хранения информации.
Слайд 10Целевой ориентир мониторинга
заключается в сборе, обработке, хранении и распространении достоверной информации
о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения.
Этот ориентир и задает рамку формулировки цели в условиях конкретного образовательного учреждения.
Слайд 11например
Целью мониторинга общего среднего образования на федеральном, муниципальном уровне является:
получение регулярной
информации о качестве общеобразовательной подготовки школьников России, завершающих обучение по программам начального, основного и среднего общего образования по предметам федерального компонента базисного учебного плана;
выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана;
определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников.
Слайд 12
Каким образом может быть сформулирована цель школьной программы мониторинга?
прямой ответ не
может быть дан, так как в каждом образовательном учреждении свои условия, свои особенности, свои задачи и ориентиры деятельности.
Слайд 13Предположим, что нам необходимо сформулировать цель мониторинга качества образования в школе.
А что именно мы понимаем под качеством современного образования?
Слайд 14Эти вопросы составляют основу школьной программы мониторинга качества образования и являются
задачами мониторинга:
О чем мы будем собирать информацию?
Как мы будем собирать информацию?
Каким образом мы будем ее обрабатывать?
С помощью каких методов мы будем ее анализировать?
Какую информацию и каким образом мы будем хранить?
Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга?
Как мы будем работать дальше?
Слайд 15Выбор объектов мониторинга
Образовательные результаты
Условия образовательной деятельности
Цена достижения образовательных результатов
Слайд 16Критерии, параметры , индикаторы, показатели,…
Критерий (от гр. kriteriori - средство для
суждения) - обобщенная характеристика объекта;
Параметр- уточняющая характеристика критерия;
Показатель - это количественное измерение критерия;
Индикатор- число, выражающее степень проявления свойства объекта
Слайд 17Критерии и показатели оценки объектов школьного мониторинга
Критерий (от гр. kriteriori -
средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо;
критерий - это мерило суждения, оценки.
Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса
критерий должен позволять производить измерение.
Слайд 18Критерии и показатели оценки объектов школьного мониторинга
каждый объект мониторинга может иметь
один или несколько критериев, по которым составляется суждение о развитии этого объекта, а каждый критерий, в свою очередь, может быть охарактеризован определенным набором показателей
Слайд 20Статистические индикаторы -
количественные характеристики отдельных свойств изучаемого объекта (явления, процесса), в
совокупности отражающие качественное состояние объекта, не доступное непосредственному наблюдению и измерению.
Слайд 21например
доля учащихся, успешно завершивших обучение в начальной школе;
индикатор грамотности и умения
считать: процент учащихся первой ступени начального образования, прошедших тест на умение читать и считать (PISA, TIMSS);
процент учащихся, чьи результаты теста научной грамотности PISA превышают 400 баллов;
численность учащихся, приходящихся на одного преподавателя;
доля преподавателей начальной школы, имеющих необходимое академическое образование
и др.
Слайд 22Методы сбора информации об объектах школьного мониторинга
Наблюдение
Собеседование
Анализ документов
Диагностические работы
Интервьюирование
Слайд 23на заседаниях метод. объединений, педсоветов, родительских собраниях;
выпуск специализированных информационно-методических сборников;
с помощью
бюллетеней, информационных стендов и листов;
доведение аналитического материала на семинарах для учителей, научно-практических конференциях;
помещение информации на сайте локальной компьютерной сети, тиражирование информации, представление по запросу;
индивидуальная работа с руководителями метод. объединений, классными руководителями, отдельными учителями, родителями, учащимися.
Способы информирования субъектов образовательного процесса
Слайд 24Проблема мониторинга особенно актуальна для системы «ученик –учитель».
Под мониторингом в системе
«ученик – учитель» мы понимаем совокупность непрерывных, контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере возможности) продвижение ученика от незнания к знанию.
Слайд 25Этапы введения мониторинга в ОУ в контре «учитель -ученик»
Операционализация планируемых результатов
обучения на конец курса, года;
Операционализация планируемых результатов обучения на конец раздела ;
Проектирование учебного процесса с включением обучающих и контролирующих учебных ситуаций;
Поиск приемов обратной связи, контроля, самоконтроля;
Осуществление рефлексии всеми участниками учебного процесса;
Поиск и разработка разнообразного инструментария (обучающего, контролирующего, диагностирующего);
Осуществление оценки достижений школьников планируемых результатов.
Слайд 26Особенности введения мониторинга в ОУ в контуре «учитель- ученик»
низкий уровень оплаты
труда;
недостаточное финансирование образования;
излишний консерватизм преподавателей и их нежелание (по разным причинам) заниматься исследовательской, инновационной деятельностью.
Слайд 27Этапы введения мониторинга В ОУ в контуре «зам. директора- ОУ»
Создать группу
мониторинга (приказ, распределение функционала, разработка положения,…);
Создать теоретическую модель системы педагогического мониторинга;
Разработать годовую циклограмму педагогического мониторинга в ОУ;
Осуществить запуск мониторинга, с поэтапным анализом информации.
Слайд 28Особенности введения мониторинга В ОУ в контуре «зам. директора- ОУ»
Образовательная система
оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.
В ОУ достаточно информации, однако она не классифицирована под задачи мониторинга.
Тематика мониторинга должна соответствовать приоритетным направлениям деятельности ОУ.
Информация должна своевременно анализироваться и способствовать управлению качеством процессов.
Слайд 29Контрольные вопросы:
Что есть мониторинг в ОУ?
Каков его механизм?
Каковы виды мониторинга приемлимы
для школы?
Слайд 30Управление качеством образования
- внутришкольное управление по процессу и результатам одновременно на
основании своевременно полученной достоверной информации о качестве, предоставляемой мониторингом качества образования