Слайд 1Сциентизм
Абасова Мансура, Мусина Мария
2016
Слайд 2СЦИЕНТИЗМ
- мировоззренческая позиция, в основе которой
лежит представление о научном знании
как о наивысшей культурной ценности
и достаточном условии ориентации
человека в мире.
Сциентизм начал складываться
в философии конца XIX – начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре
Слайд 31.Сциентисты приветствуют достижения науки.
2. Провозглашают знание как наивысшую
культурную
ценность.
3. Ими подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания.
4. Сциентизм часто игнорирует реальные проблемы, связанные с негативными последствиями развития техники и науки.
5. Сциентизм стремится к тому, чтобы «онаучить» все сферы общества – только благодаря науке жизнь может стать успешной, управляемой и организованной.
Слайд 4
ТЕХНОКРАТИЗМ
1) концепция господства в современном обществе
технических специалистов на основе осуществляемой
ими научной или технической экспертизы проблем
и решений;
Эволюция технократизма:
1. Т. Веблен идея "революции инженеров "
2. Теория "единого
индустриального общества
и конвергенции"
3. Теория "технотронного, постиндустриального общества"
Слайд 5
Позитивизм(фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее
единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
(позитив - нечто положительное, но в современных реалиях служит для упрощения речи и сокращения словосочетаний «положительные эмоции», «положительная энергетика», «положительный результат», или целых предложений.)
Слайд 6
Исидор Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт(19 января 1798, Монпелье —5 сентября 1857, Париж) -
-французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как
самостоятельной науки.
Основные труды — принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики», или «Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» (1851—1854).
Слайд 7
Стадии развития позитивизма:
1) 30-40 гг. XIX в.: возникновение и оформление позитивизма
Конта и его последователей Милля и Спенсера;
2) 70-80 гг. XIX в. Мах, Авенариус. Позитивизм эмпирио-критиков;
3) Деятельность Венского кружка в 20 гг. XX в.: Шлик, Карнап, Витгенштейн, Нейрат. В 30-40 гг. XX в. - объединение членов кружка с родственными группами в Англии, США. Возник неопозитивизм;
4) 50-70 гг. XX в. на основе критики прежних позитивистских концепций - постпозитивизм. Поппер.
Слайд 8
I стадия:
Главный принцип позитивизма - утверждение «Каждая наука - сама себе
философия». Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии. Назначение позитивизма: «соединить умы в едином общении принципов», доставить «твердую основу для социальной реорганизации».
Слайд 9
3 этапа интеллектуальной эволюции человека:
1)Теологическая - все явления объясняются на основе
религиозных представлений.
2)Метафизическая - заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.
3)Позитивная.
Слайд 10
II стадия:
Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет
основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем(вредное подавляющее влияние чего-нибудь на ход жизни, дел) метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
Слайд 11
III стадия:
Неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый
и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.
Слайд 12
IV стадия:
Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое
внимание уделяется рациональным методам познания. Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.
Слайд 13
Итак, сегодня вы узнали про позитивизм и сциентизм, и сможете сдать
эти темы на зачете!(но это не точно) :з
Слайд 14
Презентацию выполнили:
Абасова Мансура
и
Мусина Мария