Слайд 2
К началу ХХI в. перед Россией встала
страте-гически важная задача – перейти в достаточно короткие сроки к инновационному социально ори-ентированному экономическому развитию. Её ус-пешное решение требует многоплановой социо-культурной модернизации всего российского об-щества. Кардинальная задача этой модерниза-ции – развитие человеческого потенциала стра-ны, генерация нового поколения россиян.
Слайд 3
Новый социальный заказ не только предопре-деляет центральную роль
образования в реше-нии важнейших общегосударственных задач, но и требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в реа-лизации жизненных устремлений учащихся и вы-пускников школы , в становлении их успешной профессиональной карьеры. Одним из результа-тов модернизации образования должна стать новая модель российской школы.
Слайд 4
Формирование новой модели российской школы потребовало создания нового
поколения государ-ственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В результате имеем принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных тенденций развития школы, науч-ных психолого-педагогических, культурологиче-ских, социологических теорий и концепций.
Слайд 5
Впервые ФГОС разрабатывался:
1) в рамках решения
не узкоотраслевой, а стратегической общественной задачи: выявить и зафиксировать в виде конвенциональной нормы современные запросы в отноше-нии сферы образования со стороны личности, семьи, обще-ства и государства;
2) исходя из понимания образования как важнейшего вида социальной деятельности, как ресурса для развития рос-сийского гражданского общества и экономики страны;
Слайд 6
3) в контексте перехода от «догоняющей» к «опе-режающей»
модели развития росийского образо-вания, предполагающей опору на российскую ценностную научную и культурную базу и учет национальных особенностей отечественной сис-темы образования;
4) как инструмент реализации государственной политики в образовании;
Слайд 7
5) в рамках перехода к компетентностной обра-зовательной парадигме,
предполагающей актив-ную роль всех участников образовательного про-цесса и нацеленной на результат – формирова-ние мотивированной компетентной личности, спо-собной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информаци-онном пространстве, получать, создавать разно-образную информацию и на основе полученных знаний и умений решать жизненные проблемы, принимать обоснованные решения.
Слайд 8
Главное предназначение
нового стандарта – формулировка и обеспечение устанавливаемых на феде-ральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования – реализацию согласованного общественного заказа на воспитание успешного поколения граждан страны, владе-ющего современными знаниями, навыками и компетенци-ями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общече-ловеческими ценностными установками.
Слайд 9
Ключевой составляющей стандарта стали Требования к результатам
освоения основных образовательных программ, которые сформиро-ваны на основе обобщения и согласования пот-ребностей личности, семьи, ожиданий общества, требований государства к сфере образования.
Новый ФГОС ориентирован прежде всего на метапредметные и личностные результаты, а не только на предметные (как было раньше).
Слайд 10
Осуществлен переход к новым методологиче-ским основам системы
оценки достижения ре-зультатов образования – от оценки достижений учащихся и учителей к оценке их эффективной деятельности.
Основным ориентиром при построении содер-жания образования становится Федеральное ядро содержания образования.
Слайд 11
В структуре основной образовательной про-граммы предусмотрена программа формирова-ния
и развития универсальных учебных дейст-вий (УУД), то есть Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учеб-ным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде деятельности по реше-нию конкретных задач в структуре конкретных учебных дисциплин.
Слайд 12
Таким образом, ФГОС второго поколения фикси-рует не само
содержание образования, а резуль-таты образования – результаты деятельности, требования к этим результатам. Задачей школы становится не только обеспечение объёмом зна-ний, задача заключается в том, чтобы научить учиться, а тем самым овладеть универсальны-ми учебными действиями.
ФГОС основан на системно-деятельностном подходе.
Слайд 13
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на
формирование гражда-нской идентичности (т.е. любой выпускник дол-жен быть носителем ценностей гражданского об-щества, ощущать себя гражданином России) , указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Слайд 14
В реализации новых идеологических задач об-разования доминирующая
нагрузка ложится на несколько предметов, которые условно можно назвать «идеологическим ядром»: историю, гео-графию, русский язык, литературу, иностран-ный язык [Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент Российской школы// Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22 – 26; с. 25-26].
Слайд 15
Русский язык в системе отечественного школьного образования
занимает центральное место, поскольку является не только предметом изучения, но и средством обучения, определя-ющим успешность в овладении всеми школьными курсами и качество образования в целом. Идео-логическая функция определяется ролью русско-го языка как государственного языка РФ, важного инструмента формирования российской идентич-ности, консолидации и единения народов России, межнационального общения [Там же, с.26].
Слайд 16
Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими
учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества [Там же, с. 26].