Слайд 1Стандарты нового поколения
(начальная школа)
Слайд 2РМО учителей
начальных классов
(южная зона)
Особенности федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
и задачи по подготовке педагогических кадров обеспечивающих его реализацию
Слайд 3Пункты инициативы «Наша новая школа»
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие
системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 4
ФГОС зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 и введен в действие с 1.01.2010
г.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Слайд 5Выпускник начальной школы:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной
край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 6ФГОС
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
И
УЧИТЕЛЕЙ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Слайд 7ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ?
Новая цель образования
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА,
СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА
ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ
ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ
ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ДОГОВОР
Слайд 8ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНФОРМАЦИОННО–
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС)
Слайд 9ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС?
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС
– ЭТО:
ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА) НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Слайд 10При введении ФГОС второго поколения, осуществляется переход:
От стандартов, содержащих подробный перечень
тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Слайд 11Перед педагогическим образованием стоят задачи:
Усилить подготовку выпускников педагогических вузов и колледжей
по информационным технологиям.
Обучать структуре и правилам ведения проектно-исследовательской деятельности.
Внедрять в учебный процесс технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения.
Внести необходимые коррективы в организацию и содержание педагогической практики.
Слайд 13
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений является важнейшим нормативным документом по
введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Слайд 14
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений является нормативно-правовой основой для разработки
учебного плана общеобразовательного учреждения. В учебном плане общеобразовательного учреждения должны быть отражены основные показатели базисного учебного (образовательного) плана: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка, а также должен быть подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по направлениям, определенным основной образовательной программой общеобразовательного учреждения.
Слайд 15
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений состоит из двух частей:
инвариантной
части,
вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Слайд 16
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и
национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Слайд 17
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования
и индивидуальные потребности обучающихся.
Слайд 18
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и
интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Слайд 20
Внеурочная деятельность
*Примечание:
Слайд 21
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Слайд 22
Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная
неделя).
При режиме 6-дневной учебной недели используется вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную базисным учебным (образовательным) планом.
Продолжительность урока в начальной школе:
в 1 классе — 35 минут;
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе — 33 учебные недели;
во 2–4 классах — 34 учебные недели.
Слайд 23
Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления,
воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Слайд 24
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Слайд 25
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует
элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Слайд 26
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Слайд 27
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения
к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Слайд 28
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности
к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».
Слайд 29
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать
практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Слайд 30
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому
развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Рекомендуется отводить на этот предмет дополнительные часы за счет раздела «Внеурочная деятельность».
Слайд 31
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества
образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций