Слайд 1Создание речевой среды младших школьников. Первые стихи.
Сохранение и развитие индивидуальности младшего
школьника
в процессе работы по развитию речи
(Презентация опыта)
Подготовила учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №2» г.Балаково
Лобанова Марина Николаевна
Слайд 2Проблема развития связной речи
(традиционная система обучения)
Речь детей становится:
менее раскованной
менее эмоциональной
более трафаретной
обедняется
Слайд 3Где детское словотворчество?
Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый
спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.
С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
- Мне сам папа сказал…
- Мне сама мама сказала…
- Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться
К. Чуковский «От двух до пяти»
Слайд 4Красну речь красно слушать
Нет ничего такого в нашей жизни и в
нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения …С помощью родного языка можно творить чудеса
К. Г. Паустовский
Слайд 5Система Л.В. Занкова природосообразна
Хорошее обучение – это искусство содействовать природе в
её собственном развитии
И. Г. Песталоцци
Слайд 6
Цель начального этапа обучения - «разговорить» детей
На начальном этапе развести задачи
мотивации и правильности речи. Меньше запретов.
Развитие творческого воображения и сохранение индивидуальных особенностей речи детей путём накопления впечатлений, чувств, наблюдений.
Создание доброжелательной атмосферы сотворчества между учеником и учителем.
Условия для достижения этой цели:
Слайд 7Условия создания речевой среды, сохраняющей и поддерживающей индивидуальность речи ребёнка.
Тщательно
отобранное содержание учебников с учётом природосообразности ; подбор заданий, вопросов и проблем, стимулирующих внутренние процессы развития ребёнка.
Мероприятия, направленные на накопление впечатлений, наблюдений, чувств и эмоций.
Создание доброжелательной атмосферы сотворчества между учеником и учителем.
Слайд 8
Учебники и учебно-методические пособия по системе Л.В. Занкова
разработаны с
учетом новых научных данных
об индивидуальных особенностях школьников.
Слайд 9Инсценировки
очень любимы детьми
Слайд 12Творческие задания создают атмосферу заинтересованности каждого ученика
Слайд 14Устные сочинения в 1 классе
Моя
любимая игрушка
У меня есть зайчик Петя. Я его очень люблю. Весь он серый, только кончики лап белые. Уши у него очень длинные. У него красные глазки и носик. Носик ему вышила я, потому что нос у него оторвался. А кончики лап закругленные. Зайчик очень любит учиться, как и я. Он в очках. Он любит писать. Я ему помогаю держать ручку в лапке. Я с ним играю. Петя мне всё рассказывает. Стелла К.
Слон
Моя любимая игрушка – слон. Он очень большой и красивый. Глаза у него карие, как у меня. У него большой хобот. Вчера у него было День Рождения. Я приготовил ему печенье и чай в посуде. Мы не звали гостей, потому что о празднике знали только мы. Было всё замечательно. Данила М.
Слайд 16Как мы писали стихи
(Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема «Н. Носов
«Как Незнайка стихи писал»
(Бабкина Дарья, Литвинова Карина)
Слайд 17Стихи о главном
Игумнова Мария, Сучкова Диана. 2 класс
Слайд 18 Стихи о главном
Моргунова Ксения. 2 класс
Слайд 21Развитие речи невозможно без эмоций и увлечённости
Родной язык – это не
нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа …
Я. Корчак
Слайд 22Материал для устных и письменных сочинений
Экскурсии
Прогулки
Спектакли
Музеи
Поездки за город
Путешествия
Совместные праздники
Слайд 23Совместные наблюдения приносят радость
Слайд 24Впечатления от зимней экскурсии
Ильинский Максим, Локалёнков Виталий,
Дениско Настя. 2 класс
Слайд 25Стихи о личном
Игумнова Мария, 2 класс
Мы такие разные…
Немного юмора
Локалёнков Виталий, 2 класс
Детская мечта
на простом листе бумаги
Слайд 29Игры, развивающие устную речь ребёнка
* Испорченный телефон
Несколько участников игры передают
по цепочке друг другу (шёпотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребёнок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.
* Назвать больше слов по теме
В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.
* Назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.
Например: Россия-Ростов-рысь-рис-Роман.
Слайд 30Игры, развивающие устную речь ребёнка
* Составить цепочку слов.
Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.
Например: ребёнок-колос-сон…
* Составить цепочки слов-антонимов.
Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.
* Назвать все известные предметы одного цвета
Например: жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т.д.
* Угадай что я хочу сказать
Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу.
Загадывайте и отгадывайте по очереди
Слайд 31Весёлое сотворчество
ученика и учителя – главное условие развития речи ребёнка
Слайд 32Культурный человек и говорит культурно
Никто не может быть красноречивым,
не быв добродетельным.
Красноречие и есть голос внутреннего совершенства…
Виноградов
Слайд 33Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы,
пока ты слова не сказал
Саади
Слайд 34Научиться говорить можно
только говоря
Скилеф
Слайд 37Аудитория – лучший учитель красноречия
Скилеф
Слайд 38Наши достижения
1место
Самый добрый детский фестиваль
Номинация «Самый добрый детский спектакль»
2009
Слайд 39
Спектакль «Мой друг – зонтик»
СДДФ, 2009
Слайд 41Основные идеи развития речи детей
(система Л. В Занкова)
Сознание уникальности ребёнка
и сохранение индивидуальных особенностей речи детей путём природосообразности обучения, что представляет простор общему развитию детей и стимулирует их внутренние процессы развития
Развивающе-воспитывающая функция учебников, основанная на связи интеллектуального и эмоционального, учитывающая взаимосвязь общей культуры человека и речевой культуры
Создание доброжелательной атмосферы между учеником и учителем
Слайд 42 Система Л. В. Занкова –
прекрасный пример
реализации
природосообразного
обучения
Слайд 43Помни…
Речь – это творческое
самовыражение личности.
Речь ребёнка должна быть
индивидуальна.