Слайд 1Совещание социальных педагогов дошкольных образовательных учреждений
Социально-педагогическая работа
по реализации прав ребенка
в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 2О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
Сапожникова Татьяна Анатольевна, методист НМЦ, социальный педагог.
Москва 2010 год
Слайд 3 Основными направлениями совершенствования работы детского сада и школы ХХI века
являются модернизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них эмоционального благополучия в условиях детского сада и школы.
Слайд 4
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации
«Об образовании» новый пункт 6.2:
Слайд 5Структура государственных образовательных стандартов включает в себя три группы требований:
- к
структуре основной образовательной программы;
- к условиям ее реализации;
- к результатам ее освоения.
Очевидно «выпадение» одной из групп требований в сфере дошкольного образования, а именно – требований к результатам освоения программы, что и повлияло в конечном итоге на отсутствие дошкольного образования в перечне уровней и ступеней, для которых устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты.
Слайд 6Данное обстоятельство:
ставит под сомнение принадлежность дошкольного образования к системе непрерывного
образования России;
является фактором, отрицательно влияющим на развитие системы:
противоречит принципу открытости современной государственной образовательной политики Российской Федерации
Слайд 7 Действующие комплексные программы
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под
ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Парамоновой.
Слайд 84 направления развития ребенка:
- ФИЗИЧЕСКОЕ;
- ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ;
- СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ;
-
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.
Слайд 9
«наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном
и качественном отношении;
в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;
Слайд 10
Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 11Объем образовательной нагрузки:
по основным направлениям развития детей в действующих программах
распределен достаточно неравноценно:
1 место - познавательно-речевое развитие
(от 40 до 47% занятий);
2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);
3 место – физическое развитие (19-20%).
4 место – социально-личностное развитие
(от 0 до 13%).
Слайд 12Основные принципы
Активность ребенка
Самостоятельность ребенка
Партнерские взаимоотношения
Гибкая организационная система
Интеграция
Преемственность
Слайд 13Модернизация
программы образования ДОУ
Слайд 14Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая
культура
Здоровье
Художественное творчество
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
Познание
Кругозор
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 15Содержание социально-педагогической работы по освоению образовательных областей :
В этот раздел включаются
материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям: «безопасность», «социализация», «труд»
Слайд 16Просветительская работа
Консультирование
Расширение компетенций участников педагогического процесса
Организация взаимодействия
участников педагогического
процесса
Социально-педагогическое
сопровождение
Слайд 17Формы образовательной деятельности
Учитывая, что каждая образовательная область имеет свою специфику, воспитатель
самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития.
Слайд 18Освоение образовательной области
«Здоровье»
Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры
здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Слайд 19Освоение образовательной области
«Безопасность»
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Слайд 20Освоение образовательной области «Социализация»
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение
детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 21Освоение образовательной области«Труд»
Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих
задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
.
Слайд 22При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности.
(Далее надо указать, какой из двух путей используется в вашем ДОУ). Например:
1 путь – Содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников.
2 путь – Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.
Слайд 23 Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы
Каждый педагогический коллектив
самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга.
Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов.
Слайд 24Портрет выпускника ДОУ
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы
основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Слайд 25Портрет выпускника ДОУ
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
Слайд 26Портрет выпускника ДОУ
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
Слайд 27Преемственность в работе
детского сада и школы
Необходимым моментом, требующим постоянного внимания
педагогов, является формирование социальной компетентности ребенка, что делает возможной его социальную адаптацию к школьному обучению.
Слайд 28
Именно в детском саду мы должны научить дошкольника быть самостоятельным, уметь
выбрать свой стиль поведения, уметь общаться не только с ровесниками, но и со взрослыми. А одно из главных качеств, которым должен обладать будущий первоклассник - умение сострадать!
Именно такой подход нам предлагает Примерная программа в разделе "Социальное развитие", где даны критерии, согласно которым постепенно, начиная с раннего возраста, педагог имеет возможность подготовить малыша к общению не только с миром ровесников, но и с миром взрослых.
Слайд 29
Большей цели достигают занятия и любые мероприятия, когда дети группы делятся
на команды (микрогруппы) по 3-6 человек. В этом случае каждый ребенок может найти наиболее выгодные условия для возникновения коллективного делового общения.
Слайд 30Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста (по
ФГОТ)
Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях.
Участниками образовательного процесса являются дети 5-7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо соблюдение следующих условий:
число групп и их комплектация определяется количеством детей, достигших 5 лет, получивших направления от комиссии по устройству детей в ДОУ или проживающих в домах микрорайона, расположенных в непосредственной близости от ДОУ с учетом требований СанПиН.
Слайд 31Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста (по
ФГОТ)
для родителей детей старшей и особенно подготовительной группы регулярно должна быть организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
воспитатели старшей и подготовительной групп должны иметь дошкольное образование и пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми 5-7 лет.
воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5-7 лет должны быть ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в ближайших школах, посещать уроки, приглашать учителей начальных классов в ДОУ, проводить совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
Освоение детьми образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Слайд 32Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста (по
ФГОТ)
В процессе социально-педагогической деятельности специалисты ДОУ могут использовать традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.)
Выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы.
Постоянное психологическое сопровождение детей группы с использованием программ адаптации и коррекции психического развития детей старшего дошкольного возраста проводится при наличии более 50% детей 5 лет, впервые поступивших в ДОУ и не посещавших ранее различные формы общественного образования.
При необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию социально- педагогической и психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Общее время дополнительных занятий не должно превышать 30 мин в день
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.
Слайд 33Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста (по
ФГОТ)
Организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется в утреннее время с 7.00. до 8.30. в старшей группе, с 7.00. до 8.20. в подготовительной группе и с 17.00.до19.00.
Слайд 34Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста (по
ФГОТ)
Адаптационные, коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с подгруппой детей во 2 половине дня. Подгруппа для занятий не более 7-9 человек.
Слайд 35Новые требования к современному воспитателю:
Владение современными технологиями развивающего воспитания, определяющими новые
параметры д/с 21 века;
приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей, ориентированного на развитие креативной личности;
способность видеть многообразие, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности;
способность общаться с другими участниками воспитательно-образовательного процесса;
способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду
умение создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве;
овладение новыми педагогическими и здоровьесберегающими технологиями;
использование знаний различных областей в целях более эффективного воспитания личности;
освоение компьютерной техники;
способность к жизненному самоопределению;
активная творческая позиция;
Слайд 36Перечень программ и технологий в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд»:
Особое
внимание следует обратить на пособие: Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с. Пособие представляет новую систему в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлено на решение базисных задач развития пятилетних детей. Его основу составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка, их реализация на деятельностном подходе и интегративных принципах.
Слайд 37
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы
они путем правильного воспитания сделались хорошими и умными - это в нашей власти…»
Плутарх.