Соц. фил. +-Office PowerPoint презентация

Содержание

объединение имеет территорию, которую считает своей собственной Общество как система Основные подсистемы общества это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями у

Слайд 2объединение имеет территорию, которую считает своей собственной
Общество как система
Основные подсистемы общества
это

упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями

у общества есть собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления

его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой

Экономическая

Политическая

Духовная

Социальная


Слайд 3Экономическая

Область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ
ВКЛЮЧАЕТ
материальные потребности, экономические

блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

Основным элементом
являются хозяйствующие субъекты

Определяют как :
К.Маркс – «материальное производство»
Э.Дюркгейм – «экономическая деятельность»
С.Булгаков - деятельностью «хозяйственная»


Слайд 4Социальная
Область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом
Состоит из социальных

групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры

Важнейший элемент –
социальные группы (социальные общности)

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:
как взаимодействие индивидов
как групповое взаимодействие
как иерархия социальных статусов
как совокупность социальных норм и ценностей


Слайд 5Политическая

Область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом
Описывается

как «социальное управление», «политическое» или «организационная деятельность».

Главные элементы: политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии

Основной элемент – государство

Духовная

Область создания и освоения духовных благ
Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т.д


Слайд 6Схемы общественного развития

Линейный
общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг

друга
Г. Гегель, К. Маркс, Д. Белл, У. Ростоу и др.


История человечества рассматривается в двух основных моделях:
цикличной и линейной

Типология общества строится на основе исторического анализа его развития

Циклический
исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга
Цивилизационный взгляд на историю:
история нелинейный, многовариантный процесс
Н.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.





Слайд 7Выдвинул идею, что каждый народ в своей истории проходит определенные циклы

развития:

эпоху богов - детство человечества

эпоху героев - юность человечества

эпоху людей - зрелость человечества

Существует некоторая закономерность и в развитии государственности, причем аристократия сменяется демократией, которая для народов, не умеющих достичь идеала, выражается в формах деспотизма


Слайд 8Формационный подход (К. Маркс)
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый

способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений

Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к новой общественно-экономической формации

Пять формаций:
Первобытнообщинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая, включающая социализм в качестве первого этапа


Слайд 9Цивилизационный подход
Теории локальных цивилизаций
отрицается единство всемирно-исторического процесса
заявляется о замкнутом

(циклическом) развитии каждой цивилизации
основой этого развития считается духовная культура

Н. Я. Данилевский

египетский

китайский

ассиро-вавилоно-финикийский

индийский

иранский

еврейский

греческий

римский

аравийский

германо-романский

культурно-исторические типы

мексиканский

перуанский

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Пересадка (колонизация) политическая или религиозная экспансия развитых государств (единственной формы цивилизации любыми средствами и методами

Прививка (ассимиляция) форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа

Удобрение плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ


Слайд 10«Всечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать»
О ВЗАИМООТНОШЕНИИ РОССИИ

И ЕВРОПЫ

Отличительная черта «психического настроя» германо-романских народов – насильственность и чрезмерно-развитое чувство индивидуальности; отличительная черта славянских народов – прирождённая гуманность

Любые социальные преобразования будут безуспешными, более того - разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам

Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств

«Европа враждебна России»

(1822 -1885)

Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России


Слайд 11

Биологический ритм

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ТЕОРИИ О.ШПЕНГЛЕРА
Египетская
Вавилонская
Китайская
Греко-римская
Индийская


3. Старость и закат

1. Рождение и детство

2. Молодость и зрелость



Западно-европейская

Майя

Византийско-арабская



культуры (цивилизации)

Русская

РОЖДЕНИЕ

Нисхождение (цивилизация)

Восхождение (культура)

Этапы развития культуры


«Рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена»

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РИТМ


Слайд 12ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ П.СОРОКИНА
Исходя из психобиологической природа человека - существа чувствующего и

мыслящего, выделил три типа культуры

ТРИ ТИПА КУЛЬТУР


ЧУВСТВЕННЫЙ
преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения


ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ
преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения

ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ( ИНТЕГРАЛЬНЫЙ)
Представляет собой некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума»


Слайд 13существуют крупные культурные суперсистемы, они функционируют как реальное единство и не

совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой

общее число суперсистем в истории человечества невелико, число же малых культурных систем практически безгранично

суперсистема зиждется на конечной ценности, которую она порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути, и она становится причинно-смысловым единством

каждая суперсистема сохраняет свою самобытность, самотождественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах, а внешние воздействия ускоряют либо замедляют, затрудняют или облегчают развертывание ее внутреннего потенциала

в процессе развития цивилизации следуют собственным курсом, проходя по этапам зарождения, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения

в жизненном цикле всех цивилизаций существуют сходные фазы

в каждый данный момент жизненный путь суперсистемы и человечества в целом претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение преемственности, подвергаясь сходным повторам, ритмам, тенденциям

Рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение и трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания

ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ П.СОРОКИНА


Слайд 14

стимул удара (реакция на нападение), стимул давления («форпост»), стимул ущемления (бедность,

рабство, национальная дискриминация)

Арнольд Тойнби (1889-1975) является автором теории цивилизаций
(как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ, ограниченных определённым периодом времени и определённой географической территорией )

Тойнби насчитал 21 цивилизацию

вавилонская

шумеро-аккадская




древнеегипетская

хеттская

сирийская

персидская (иранская)

арабоисламская

минойская

эллинская (греко- римская)

западная

православная (основной массив) Византия

православная русская

древнекитайская

дальневосточная китайская

дальневосточная японско-корейская

индская

индуистская

майянская

мексиканская

юкатанская

андская

пять основных стимулов (вызовов), которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации


стимул бесплодной земли,
стимул новой земли

Стимул природной среды

Стимул окружения


Слайд 15максимальное число сменяющих друг друга цивилизаций не превышает трех


Слайд 16Цивилизация в лице творческого меньшинства может либо дать « ответ »

и перестроиться
или погибнуть

Когда наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия. В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию, становится внутренним пролетариатом

  Этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая элита отвечает на это созданием универсального государства.
Внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов (он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию). 

«Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на гибель»


Слайд 17 Основной вызов, определившего ее развитие - внешнее давление
Первый вызов Россия

получила в 1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый организовал поход на славянские земли



Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации. Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций, заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками


Итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни

Следующий этап вызова для православной русской цивилизации - давление на Россию со стороны западного мира, произошедшее в 17 веке

Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и последующее создание русского флота на Балтике

Россия относится к православно-христианской цивилизаци

Коммунистическую фаза в России «контрудар», который отбивал назад все, что со стороны Запада было навязано России в 18 веке

Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при создавшемся противоречии между агрессором — западной цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями


Слайд 18Толчок или дрейф – этап зарождения пассионарности в этносе, появления представителей

с яркой характеристикой

Инкубационный период – этап накопления энергии пассионарности с ее проявлениями, запечатленными в истории

Подъем – этап кипучего наростания пассионарности со всеми вытекающими последствиями (например, захват новых территорий)

Акматическая фаза – этап наивысшего расцвета пассионарности во всех сферах жизни этноса

Надлом – этап «пресыщения» и резкого убывания пассионарности

Инерционная фаза – этап процветания этноса без проявления пассионарности

Обскурация – этап развития этноса, характеризуемый деградацией

Агония – этап распада этноса

Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное истребление людей, в нее входящих

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева


Слайд 20


Неспособность удовлетворять вождления
Неспособность регулировать вождления

годы

Жизнь тихого обывателя
стремлением к достижению целей без

риска для жизни

поиск удачи с риском для жизни

стремлением к «вечным» идеалам: красоте и знаниям

стремление к идеалу успеха

способностью идти на самопожертвование

…………………………………………………………………….

300

600

900

1200






если 10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация

«Мы устали от великих»

 «Будь таким, как мы»

способностью к достижению цели любой ценой, кроме собственной жизни


Слайд 21




Индустриальное общество . Конец 19 – начало 20 века.


Сформировалось в результате

и в процессе развития машинного производства

Происходит своеобразное перераспределение рабочей силы

падение занятости населения в сельскохозяйственной сфере с
74-80 % до 12-15 %

возрастание доли занятости людей в промышленности до 85 %


Характеризуется поточным, массовым производством

Развитием рынков услуг и товаров


Существенный прирост городского народонаселения


Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены


Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии


Слайд 23 Д. Белл
( 1919 – 2011 )
Теория постиндустриального

общества

Аграрное ( Традиционное Доиндустриальное) общество

Индустриальное общество

Основа перехода к индустриальному обществу - две технологических революции. Первая произошла в результате открытия силы пара, а вторая – после начала использования в производстве электричества и химии. 




В политической сфере – управление отделяется от собственности.
Центральная роль теоретического знания.
Господствуют плюралистическая демократия и «меритократия»

Постиндустриальное


Слайд 24В числе черт постиндустриального общества Даниэл Белл выделяет
центральная роль теоретического

знания

создание новой интеллектуальной технологии

рост класса носителей знания

переход от производства товаров к производству услуг

рост класса носителей знания

изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми)

роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости)

наука достигает своего зрелого состояния

меритократия (власть достойных)

конец ограниченности благ

экономическая теория информации


Слайд 26ТЕОРИЯ ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Ф.ФУКУЯМЫ
Отражает процессы интернационализации производства, интеграции национальных экономик,

либерализации международных экономических отношений

Все страны мира постепенно движутся к единому политическому, социальному и экономическому строю – либеральной демократии

В конечном итоге, мир превратится в единое общество и наступит как бы «конец истории»

Западная культура, и ценности Запада становятся чертами, присущими и остальным странам мира (вестернезация)


Слайд 28









Оппонентом концепции «конца истории» выступил С. Хантингтон
Потенциальными цивилизациями, которые способны

бросить вызов Западу являются :
славяно-православная ; конфуцианская (китайская) ; японская ; исламская ; индуистская ; латиноамериканская и африканская

Слайд 29Нам предстоит продолжение истории как множества столкновений все более мощных и

амбициозных конфликтующих цивилизаций

Стратегической победы не произошло. Мировое доминирование западной идеологии лишь временное явление

Система ценностей , признанная западом как универсальная для всего человечества, не может нивелировать цивилизационные противоречия

Ближайшее будущее мировой истории будет периодом столкновения цивилизаций

А так как, столкновение в будущем неизбежно, то надо предпринимать превентивные меры уже сейчас. Приоритетом в политике быть такие действия и решения, которые будут основываться на принципиальной установке - исключение возможности объединения этих цивилизаций в любые совместные блоки и союзы


Слайд 30Западу следует
– использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских и конфуцианских

стран

– поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в других цивилизациях

– усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты


Слайд 31Место России в структуре цивилизационной модели Хантингтона
первая фаза длилась вплоть

до царствования Петра Великого
Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада
отличительные характеристики Запада как католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм практически полностью отсутствуют в историческом опыте России. Именно в этот период и сформировались корни Российской цивилизации


период царствования Петра Великого
В итоге Петр создал разорванную страну, часть населения которой желала полной европеизации России (западники), а другая часть призывала отказаться от европейского влияния и прислушаться к истинно русской душе (славянофилы)


после Большевистской революции 1917
В этот период Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного советского будущего.
Революция позволила ей перепрыгнуть Запад, отличиться от остальных не потому, что «вы другие, а мы не станем как вы», как утверждали славянофилы, а потому, что «мы другие и скоро вы станете как мы», как провозглашал коммунистический интернационал





период после распада Советского Союза
Россия перестала претендовать на роль мирового гегемона и всё ещё продолжает оставаться разорванной страной, а западно-славянофильский дуализм до сих пор является неотъемлемой чертой национального характера




Слайд 32В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в

бедных, а бедняки – в богачей, но русские не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы – армянами

Культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические или политические


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика