Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в РоссииДистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь” презентация

Содержание

Поверхностное понимание проблематики ДО порождает ряд мифов в этой сфере. Один из наиболее распространенных мифов выглядит примерно так: "Давайте организуем дистанционное обучение таким образом, чтобы лекции преподавателей транслировались в Интернет,

Слайд 1Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в России Дистанционное образование позволяет реализовать

два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”

Квитко Б.И.
2012 г.


Слайд 2


Слайд 3Поверхностное понимание проблематики ДО порождает ряд мифов в этой сфере.
Один

из наиболее распространенных мифов выглядит примерно так: "Давайте организуем дистанционное обучение таким образом, чтобы лекции преподавателей транслировались в Интернет, а учащиеся в ходе этих лекций могли задавать вопросы".
И в этом многие видят суть ДО.

Слайд 4Главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной (познавательной) деятельности учащихся.
Попытки

использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как "забивание гвоздей микроскопом".
Препятствием для широкого внедрению систем ДО является отсутствие достаточно проработанных методик организации ДО, включая структурные, методические и организационные решения.

Слайд 5Тенденции мирового образования
Принципиальное отличие новой образовательной системы от традиционной заключается

в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Слайд 6Развитие дистанционных форм обучения
По данным департамента образования США только 43%

студентов вузов этой страны моложе 25 лет, лишь четверть - молодежь 18-22 лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них достаточно проблематичны очные формы университетского образования. Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к ДО, причем не только университетскому.

Слайд 7Интересные цифры:
Бюджет Открытого Университета Великобритании – 400 млн.фунтов.
В Турецком Дистанционном

Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны.
Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1млн. студентов.   81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения.
67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития. На сегодня имеется более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий объем рынка в 2008 году составил свыше 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. приходится на Европу»

Слайд 8По данным Министерства образования РФ в 2011 году в системе высшего

образования учились в дистанционной форме более 200 тыс. студентов России в более, чем 20 вузах страны.
Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 тыс. студентов.
Около 50 тыс. граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно.

Слайд 9В системе ДО в России нуждаются следующие группы населения:
учащиеся средних школ

в сельской местности, в поселках, маленьких городах;
менеджеры различного уровня;
руководители региональных органов управления;
офицерский состав увольняющийся из армии;
уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;
лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию;
лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний;
лица с ограниченной свободой перемещения;
инвалиды;
русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Слайд 10Категории обучаемых
ДО особенно эффективно для следующих категорий обучаемых:

наиболее способные студенты,

которые уже обладают существенными знаниями и хотят пройти образовательную программу в сжатые сроки;
обучаемые, которые хотят совместить учебу с производственной деятельностью;
обучаемые, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран;
обучаемые, географически изолированные от требующихся им образовательных ресурсов;
лица, желающие сменить профессию;
лица, не получившие законченного образования в юности;
лица, которые готовятся к поступлению в колледж или университет;
лица, стремящиеся найти возможность ликвидировать пробелы в отдельных курсах;
мобильные студенты; дети иностранных рабочих, военных или постоянно мигрирующих семей;
обучаемые, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы;
специальные студенты, то есть те, кто серьезно занимается искусством, спортом и не желает прерывать образование.

Слайд 11Экономическая целесообразность ДО
Развитие ДО необходимо не только учебным заведениям нового типа,

но и традиционным университетам.
Во-первых, для того, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг и решить свои экономические проблемы.
Во-вторых, для того, чтобы выдержать конкуренцию со стороны других, нетрадиционных разработчиков учебных курсов как их региона, так и из других регионов и даже стран. И достижение эффекта экономии от масштаба оказания дистанционных образовательных услуг может приносить значительный доход.

Слайд 12Сходство и различие дистанционного и заочного обучения
Заочное обучение предполагает получение

какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. Дистанционное обучение более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это с получением какой-либо конкретной специальности.
При заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии обычно не планируются.
Заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по обычной почте. Дистанционное обучение в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Слайд 13Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Федеральный закон принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии ...
Федеральный закон содержит определение понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», а также уточняет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.


Слайд 14Под электронным обучением понимается
организация образовательного процесса с применением содержащейся в

базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Слайд 15Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением

информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Слайд 21Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования.
Кто сейчас знает, как оплачивать

труд преподавателя дистанционного обучения?
Организация дистанционного обучения – процесс значительно более трудоемкий, чем при очном обучение.
Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени, ибо пока информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.

Слайд 22Проблема авторских прав.
Электронные средства защищены от пиратства, но это никак

не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности.
В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно-образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов.

Слайд 23Недостатки дистанционного обучения:
Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
Необходимость в

персональном компьютере и доступе в Интернет.
Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. (Невозможно сказать, кто на другом конце провода.)
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.

Слайд 24Временные трудности:
Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного

обучения. Многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России.
Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.
Слабое использование стандартов в дистанционном обучении.

Слайд 25Временные трудности:
Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков, для создания

качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д
Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.
Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании.
Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.


Слайд 26Перспективы развития дистанционного обучения в России
Широкое распространение дистанционного обучения в

России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы.
Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика