Слайд 1Содержание учебного процесса
Доцент Капранов Г.А.
Слайд 2План лекции:
Основные понятия
Обусловленность
Принципы формирования СО
Структура изложения СО
Теории организации СО
Учебные планы
и учебные программы
Слайд 3Основные понятия
Содержание учебного процесса - конкретный ответ на вопрос, чему учить,
какие знания отобрать.
Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения
Слайд 4Содержание образования обусловлено
Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения,
выделяются системы:
1) принятых целей в обществе;
2) социальных и научных достижений;
3) социальных потребностей;
4) личных потребностей человека;
5) педагогических возможностей
Слайд 5Принципы формирования содержания образования
Гуманистичности
Научности
Последовательности
Систематичности
Историзма
Связи с жизнью
Соответствия возрастным возможностям учащимся
Доступности
Слайд 6Принципы формирования содержания образования
Гуманистичности - приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности
Научности
- соответствие предлагаемых для изучения знаний последним достижениям науки
Последовательности - новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него
Историзма - воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки
Слайд 7Принципы содержания образования (продолжение)
Систематичности - построение содержания школьного обучения как системы
Связи
с жизнью как способа верификации (проверки) действенности изучаемых знаний
Соответствия возрастным возможностям - знания и познавательные силы ребенка растут в соответствии с возрастом
Доступности – оптимальный объем изучаемых научных понятий и терминов.
Слайд 8Структура изложения
Линейная
Концентрическая
Спиральная
Смешанная
Слайд 9Характеристика структур изложения
Линейная структура - изучение учебного материала в непрерывной последовательности,
изучается, как правило, только один раз. Применяется при изложении истории, языков, музыки и т. д.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется. Широко используется при изложении физики, химии, биологии.
Спиральная структура - постепенно расширяется и углубляется круг знаний. Нет перерывов, характерных для концентрической структуры, но нет и одноразовости в изучении знаний линейной структуру. Используется при изучении общественных, педагогических, психологических наук.
Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет излагать отдельные его части различными способами
При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся
Слайд 10Теории организации содержания образования
Теория материального образования
Теория формального образования
Дидактический утилитаризм
Проблемно-комплексная теория
(структурализм)
Слайд 11Теория материального образования
Основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно
большего объема знаний из различных областей науки
Приверженцами материального образования были Я.А. Коменский и многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Возрождаемые по типу дореволюционных современные гимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов.
Достоинства: Энциклопедическое образование.
Недостатки: Перегрузка учащихся, отрыв от жизни, недостаток практических умений и навыков
.
Слайд 12Теория формального образования
Сторонники формального образования (дидактического формализма) придерживаются древнего афоризма: многознание
уму не научает, рекомендовали учить воспитанников мыслить, «а остальное, т. е. знания, придет к ним в процессе роста». (Гераклит, Цицерон, Э. Кант, Ф. Дистервег, И. Гербарт, Г. Спенсер, Ж. Пиаже)
Плюс - обращали внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления.
Минус - средством для развития этих качеств они избрали «инструментальные предметы» — языки, математику, физику, недооценивая значения гуманитарных наук для формирования личности.
Слайд 13Деятельностный подход (Дидактический утилитаризм)
Деятельностный подход исходит из приоритета индивидуальной и общественной
деятельности ученика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.)
Ученик должен заниматься значимыми видами видами деятельности. Вокруг этих видов деятельности (знаний и умений) концентрируется информация более общего характера.
Оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.
Плюсы – практическая направленность обучения, приспособленность к жизни
Минусы – отсутствие энциклопедических знаний
Слайд 14Проблемно-комплексная теория (структурализм)
Предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а
комплексно, исследуя интегративные проблемы (эта теория перекликается с «методом проектов»).
Содержание обучения, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты (Б. Суходольский, К. Сосницкий, Польша)
Плюс – сокращение объема учебного материала, снижение перегрузки учащихся
Минус – практическая неразработанность системы
Слайд 15Учебные планы и учебные программы
Содержание учебного процесса определяется:
учебными планами,
учебными
программами
учебными книги, электронными накопителями информации
Слайд 16Учебный план
Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:
полный перечень предметов,
изучаемых в данном учебном заведении;
распределение предметов по годам обучения;
количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
Слайд 17Учебная программа
Учебная программа содержит:
объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных
требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
тематическое содержание изучаемого материала;
ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
перечень основных мировоззренческих вопросов;
указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
рекомендуемую литературу.
В учебном заведении сегодня могут применяться различные варианты программ. Решение о введении программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Слайд 18Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России
Слайд 19Вопросы для работы с учебным планом
Какие блоки учебных предметов включены в
учебный план?
Какие учебные предметы включены в учебный план?
Какая (ежедневная) недельная учебная нагрузка учащихся в начальной школе? Средние классы? Старшие классы?
Сколько часов учебных занятий проводят школьники за время обучения в начальной школе? в средней школе?
В каких классах используется региональный компонент? Школьный компонент? По каким предметам используется? Сколько часов?
Чем отличается нагрузка в профильных классах (предметы, количество часов)