Слайд 1
Сложные вопросы возмещения затрат на оказание медицинской помощи в сфере ОМС
Кадыров
Фарит Накипович–
д.э.н, заместитель директора ФГБУ
«ЦНИИОИЗ» Минздрава России
ID 172695/HEOR/Slides/10.13/1
Слайд 2Для чего переходили на одноканальное финансирование?
Что такое одноканальное финансирование?
Оборудование до 100
руб. вошло в тарифы
Для чего скорую помощь включили в ОМС?
Что оно нам дает? ЕФФС
Риски кредиторской задолженности при одноканальном финансировании возрастают (различный уровень коммунальных платежей при едином тарифе и т.д.)
Как гасить кредиторскую задолженность?
Слайд 3КОМПЛЕКСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по
реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
(разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 №СС-П16-7135)
Слайд 4Помимо субсидий на оказание услуг бюджетным и автономным учреждениям
могут быть предоставлены
субсидии на иные цели (абзац второй части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Примером таких субсидий могут являться … субсидии на погашение кредиторской задолженности этих учреждений.
Слайд 5
ПИСЬМО ФФОМС
от 6 июня 2013 г. N 4509/21-и
Слайд 6 Расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной
мебели относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются, за исключением оборудования, которое согласно сертификату (декларации) соответствия относится в соответствии с Классификацией основных средств к виду 14 3311320 "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" раздела 14 0000000 "Машины и оборудование".
Слайд 7Кто возместит затраты
на оказание экстренной медицинской помощи иностранцам и не идентифицированным
лицам?
Источник средств сейчас?
ОМС!!!
Как решать эту проблему?
Слайд 8Часть 10 статьи 83 Основ определяет,
что расходы, связанные с
оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Слайд 9Постановление Правительства Российской Федерации
от 22 октября 2012 г. № 1074
О
программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Слайд 10
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам
Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в средние нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления).
Слайд 11Сочетание ОМС и ДМС
Возможно ли выставление по ОМС установленной суммы, а
остальное (разницы) – в ДМС?
Это неполная оплата со стороны ДМС или это соплатеж дополнительно к ОМС?
Слайд 12Часть 3 статьи 80 Основ устанавливает,
что при оказании медицинской помощи
в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
Слайд 13 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных
в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
Слайд 14
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не
входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;
Слайд 15Вопросы:
За счет каких источников должны быть возмещены эти затраты?
В тарифах
средства на это учтены?
Как методологически правильно решать этот вопрос?
Слайд 16В соответствии с частью 11 статьи 83 Основ
источники финансового
обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных Основами либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Слайд 17 5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на
лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
Слайд 18А как быть в ситуации,
когда пациент хочет получить услуги с
использованием более качественных лекарств, расходных материалов, имплантов?
Слайд 19Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. №1006
за плату осуществляется:
применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
Слайд 20Интервью Скворцовой В.И. «Коммерсантъ» от 24.12.2012:
«Кроме того, за те компоненты лечения,
которые превышают возможности, включенные в стандарт. Например, если человек хочет заменить, скажем, модель искусственного сустава или имплантата на более новую и совершенную версию или заменить дженерик (воспроизведенную форму лекарства) на оригинальный препарат, то он может заявить об этом и доплатить разницу между той стоимостью, которая учтена в государственном тарифе, и стоимостью более дорогих вариантов».
http://www.kommersant.ru/doc/2097352
Слайд 21Может ли лечение осуществляться по ОМС, а операция платная?
Да! Если
стоимость тарифа на операцию выделена отдельно
Почему?
Слайд 22Часть 4 статьи 84 Основ устанавливает,
что платные медицинские услуги
могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
Слайд 23Проблема «сверхплановых»
пациентов
Слайд 24Часть 6 статьи 39 Федерального закона об ОМС определяет:
«Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи,
Слайд 25 установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского
страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования».
Слайд 26При формировании территориальной программы учитываются:
порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской
помощи;
особенности половозрастного состава населения субъекта РФ;
уровень и структура заболеваемости населения субъекта РФ, основанные на данных медицинской статистики;
климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;
сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на ОМС неработающего населения в порядке, установленном законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
Слайд 27
Поэтому, к сожалению, корректное включение того или иного препарата
в стоимость тарифа не означает, что итоговая величина тарифа будет достаточна для приобретения данного препарата.
Слайд 28 Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования разработаны Рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, страховых медицинских организаций, которые называются «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)».
Слайд 29 Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос о выборе конкретных
способов оплаты медицинской помощи в рамках ПГГ, способы оплаты медицинской помощи и тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Слайд 30На первом этапе
медицинские услуги объединяются в стандарт медицинской помощи (набор медицинских
услуг), а цены на каждую из них позволяют просчитать стоимость стандарта по лечению конкретного заболевания.
Слайд 31На втором этапе
заболевания объединяются в КСГ и рассчитываются поправочные коэффициенты стоимости
КСГ. В дальнейшем КСГ объединены в КПГ на основе профилей стационарной медицинской помощи и к ним установлены поправочные коэффициенты, как средневзвешенные показатели КСГ.
Слайд 32За базовую ставку финансирования
принят норматив стоимости единицы стационарной медицинской помощи.
В
соответствии с ПГГ-2013 на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1657 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1756,2 рубля;
Слайд 33По отношению к базовой ставке финансирования
рассчитаны поправочные коэффициенты КСГ и КПГ.
Слайд 34 Разработка тарифов на основании КСГ несет угрозу для практического
использования препарата, поскольку стоимость лечения (в.ч. стоимость дорогостоящего препарата) будет «размыта» между другими заболеваниями, входящими в группу заболеваний, объединенной данной КСГ.
Слайд 35Луцентис (Ранибизумаб)
Цена 36,5 тыс.руб.
Тарифы на лечение – 15000-20000 руб.
Слайд 36
При использовании КСГ учреждениям не выгодно осуществлять лечение с
использованием дорогостоящих препаратов.
Но штрафы СМО!
Слайд 37Резюме:
В общем случае, сложно рассчитывать на то, что в системе ОМС
будут установлены тарифы, позволяющие окупить применение дорогостоящих препаратов, независимо от того, вошли ли они в стандарты или нет.
Слайд 38Но!
Необходимость применения дорогостоящих препаратов как исключения из общих правил.
И Рекомендации такую
возможность допускают.
Слайд 391. В субъекте Российской Федерации
в составе КСГ могут быть выделены отдельные
подгруппы, и отдельные заболевания, на которые Министерством здравоохранения Российской Федерации установлены стандарты медицинской помощи, с расшифровкой в разрезе кодов МКБ-10 (для терапевтических подгрупп) или кодов Номенклатуры (для хирургических подгрупп). При этом оплата стационарной медицинской помощи может быть осуществлена по стоимости стандарта медицинской помощи.
Слайд 40 Для препарата, включенного в стандарт медицинской помощи, лучше настаивать
на расчете тарифов по стандарту с учетом средней закупочной стоимости
Слайд 412. Управленческий коэффициент
может устанавливаться Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской
Федерации для конкретной КСГ или КПГ, с целью мотивации медицинских организаций к повышению или снижению уровня оказания стационарной медицинской помощи при заболеваниях и состояниях, входящих в данную группу (для терапевтических групп), или стимулированию медицинской организации к внедрению конкретных методов хирургического лечения (для хирургических групп).