СЛОВОСОЧЕТАНИЯ презентация

Содержание

Какие виды словосочетаний вам известны ? А)Серебряный век, антоновские яблоки, третье тысячелетие Б)Примерять противников, надеяться на лучшее, увлекаться спортом В)Говорить наобум, приехал стажироваться, шла пританцовывая).

Слайд 1СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г.

Светлого Калининградской области Шагрова А. А

Слайд 2Какие виды словосочетаний вам известны ?
А)Серебряный век, антоновские яблоки, третье тысячелетие



Б)Примерять противников, надеяться на лучшее, увлекаться спортом

В)Говорить наобум, приехал стажироваться, шла пританцовывая).

Слайд 3Выберите из данных примеров только словосочетание.
Последний звонок, около дома, решать задачу,

действовать решительно, бегущая строка , подключение к сети, кто следующий, очень хорошо,
читать лёжа.

Слайд 4Почему не являются слово- сочетаниями некоторые примеры?
Около дома (это существительное

с предлогом), кто следующий, это предложения, состоящие только из грамматической основы).

Назовите способ связи в остальных примерах.

Слайд 5Ответы
последний звонок, бегущая строка – согласование;
решать задачу, подключение к сети

– управление;
действовать решительно, очень хорошо, читать лёжа – примыкание.

Слайд 6Какие грамматические значения могут иметь словосочетания?
А) Определение – солнечный день, шарф

в клетку (клетчатый шарф ), наш класс – т.е. отвечает на вопросы Какой? Чей?

Б) Обстоятельственное – жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое – признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: Как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств.

В) Дополнительное - читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое – предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей ).

Слайд 7Что такое синонимичные слово -сочетания ?
Словосочетания разные по строению, но сходные

по грамматическому и лексическому значению:

дверь на балкон – балконная дверь,
дом из кирпича – кирпичный дом .

Слайд 8В чём особенность следующих словосочетаний :
Хочу отдохнуть, надо отметить, можно

сказать ?
Составьте предложение с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу.
Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения.

Слайд 9Чем различаются простое и сложное предложение?
В чём отличие грамматической основы от

словосочетания?
Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Чем в предложении может быть выражено сказуемое?
Назовите основные виды сказуемых?

Слайд 10Определите , какие сказуемые являются составными :
1.Он начнёт учить. 2.Он будет

учить.
3 Он дал слово молчать. 4.Мы держали победу. 5. Он перестал заниматься.
6.Он готов помочь. 7.Ты обязан знать.
8.Он совсем задрал нос. 9.Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать.


Слайд 11Составными являются сказуемые 1, 4, 6, 7, 10. Остальные сказуемые –

простые глагольные:
2 – выражено формой составного будущего времени, 3, 4 – неделимыми словосочетаниями,
8 – фразеологическим словосочетанием,
9 – простым глагольным сказуемым.
Может ли сказуемое не согласоваться с подлежащим? Приведите примеры .


Слайд 12Может, преимущественно в разговорной речи, если выражено отглагольными словами. Примеры:
А бабочка

крылышками бяк -бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг –прыг -прыг. (Ю.Ким.)
Подруга каждая тут тихо толк подругу. (И. Крылов.)

Слайд 13В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке

не ставится?

Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами ( как, будто, словно, точно):
А) Её глаза словно звёзды. Подруга мне как родная.
Б) Если подлежащее выражено личным местоимением: Она врач. Я спортсмен.
В) Если при сказуемом есть отрицательная частица не:
В опасности забор не препятствие. Бедность не порок.
Если на подлежащее падает логическое ударение , тире может ставиться и в этих случаях.


Слайд 14Чем прямое дополнение отличается от косвенного ?
Прямое дополнение выражается формой винительного

падежа без предлога. Это бывает, когда сказуемое выражено переходным глаголом. Примеры :
Он читал учебник. Они смотрят фильм.
Мы пишем контрольную. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа
Примеры:
Налейте мне чаю. Я не читал этой статьи.
Все остальные дополнения – косвенные .
Сделайте разбор по членам предложения:
1.Корни питают листья. 2. Автомобиль обогнал автобус.
3. Мать любит дочь.

Слайд 15Приведите примеры несогласованных определений, найдите синонимичные им согласованные определения.
Дверь из стекла

– стеклянная дверь, платье из ситца - ситцевое платье, брюки в полоску – полосатые брюки.



Слайд 16Чем согласованные приложения отличаются от несогласованных?


Слайд 17Чем согласованные приложения отличаются от несогласованных?
Несогласованными являются приложения, выраженные собственными наименованиями

печатных изданий, художественных произведений, предприятий и т.п.
Примеры: фабрика “Рот- Фронт “, опера
“Хованщина”, теплоход “Павел Бажов”,
Журнал “Юность ”. Несогласованные приложения не пишутся через дефис, с согласованными приложениями дефис употребляется, если и существительное, и приложение – имена нарицательные:
сторож – старик, утёс –великан.

Слайд 18В чём особенность обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами?


Слайд 19В чём особенность обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами?
Они выделяются запятыми. Однако в

некоторых случаях запятая не ставится:
А) Если сравнительный оборот можно заменить формой творительного падежа:
Летит как стрела ( летит стрелой )
Б) Если сравнительный оборот является фразеологизмом:
Мальчишки бежали как угорелые.


Слайд 20Какие предложения называются односоставными? На какие группы они делятся?
Какие предложения называются

неполными ?

Слайд 21
1. Раннее утро.
2. Рассвело.
3. Последние новости узнаю по радио.
4. Газеты

нам приносят днём.


Слайд 22
Все эти предложения полные, односоставные:
1 – назывное,
2 – безличное,
3

– определённо – личное,
4 – неопределённо - личное.

Слайд 23Являются ли однородными членами повторяющиеся в предложении слова? С какой целью

они употребляются? Приведите примеры.

Слайд 24Являются ли однородными членами повторяющиеся в предложении слова? С какой целью

они употребляются? Приведите примеры.

Не являются. Употребляются для большей выразительности в художественном и разговорном стилях речи.
Примеры:
1. Громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… ( И. Бунин)
2. Зимы ждала, ждала природа… ( А.Пушкин)
3. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! ( Л.Толстой.)
4. Русь, Русь! Куда мчишься ты? ( Н.Гоголь)
5.Бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И.Бунин)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика