Слайд 1Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна
ГБОУ «Школа2129»г.Москва
Сказки. Баба Яга
Слайд 2Баба-Яга или Ягибиха
- древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было
божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице
Слайд 3Баба Яга
обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх
в людейЛюди верили ,что лес- граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Слайд 4
В одних сказках Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется
с богатырями,в других-Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели,
Слайд 5Баба Яга
не ходит пешком, а разъезжает по белу свету
в железной ступе и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Слайд 6
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны
и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Слайд 7Избу́шка на ку́рьих но́жках
— в славянской мифологии место перехода из
земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка; охраняет избушку Баба-Яга.
Слайд 8Как герои обращались к избушке ?
«Избушка, избушка, повернись ко мне
передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами»).
Слайд 9
,На Руси ставились деревянные срубы ставились на пеньки с обрубленными корнями,
чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах.
Слайд 16
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D1%85
http://july71.ucoz.ru/blog/slavjanskaja_mifologija_baba_jaga/2014-01-13-2
http://www.artleo.com/download/94665/1920x1200/
источники