Слайд 1СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Слайд 2Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 3 Критерии видов
одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
Слайд 4Виды одаренности:
В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и
организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности.
Слайд 5В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую или организационную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям, в желании общаться с интересными людьми.
Слайд 6По степени сформированности
актуальная
потенциальная
Слайд 7
По форме проявления
явная
скрытая
Слайд 8Психолого-педагогический мониторинг требует:
1) комплексно оценивать с разных сторон поведение и
деятельность ребенка, что позволит использовать различные
источники информации и охватить как можно более широкий
спектр его способностей;
2) проанализировать поведение ребенка в тех сферах деятельности,
которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и
интересам (включать ученика в специально организованные
предметно-игровые занятия, вовлекать его в различные формы
соответствующей предметной деятельности и т.д.);
3) дать экспертную оценку продуктов деятельности детей
(рисунков, стихотворений, технических моделей, способов
решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов —
специалистов высшей квалификации в соответствующей
предметной области деятельности (математиков, филологов,
химиков и т.д.);
4) выявить признаки одаренности ребенка не только по отношению
к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом
зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной
предметной и образовательной среды при разработке
индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка).
Слайд 9
5) многократно и многоэтапно обследовать с использованием множества
психодиагностических
процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым
видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
6) проводить диагностическое обследование в ситуации реальной
жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному
эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
7) использовать такие предметные ситуации, которые моделируют
исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум
самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
8) анализировать реальные достижения учащихся в различных предметных
олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах,
фестивалях, смотрах и т.п.;
9) делать опору на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой
реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов
деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Однако следует учесть, что и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Слайд 11
Созданная в школе система обучения, воспитания
и развития учащихся способствует выявлению и развитию одаренных детей. Но в то же время, следует отметить, что в этом направлении деятельности достаточно еще неиспользованных резервов:
в организации системной психолого-педагогической диагностики и сопровождения работы с одаренными детьми;
в привлечении к исследовательской деятельности школьников;
в расширении сферы личностно-ориентированного дополнительного образования.
Слайд 12УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Осознание важности этой работы каждым членом
коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Работа с одаренными детьми должна вестись двумя группами педагогов: - учителями-предметниками и наставником (научным руководителем).
Слайд 13ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Профессиональная
зрелость.
Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
Эмоциональная стабильность.
Способность к самоанализу.
Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
Умение координировать свои действия с действиями родителей.
Умение консультировать родителей и учащихся.
Слайд 14Проект:
«Система выявления и психолого- педагогическая поддержка одаренных детей
в школе»
Слайд 15Цель проекта:
создание психологических и социально-педагогических условий для всестороннего развития творческой
личности учащихся, её самоопределения и самореализации.
Задачи:
Совершенствование системы выявления и развития одарённых детей.
Совершенствование методики преподавания, распространение и внедрение наиболее эффективных нетрадиционных форм и методов обучения при работе с одарёнными детьми.
Усиление внимания к повышению квалификации учителей, работающих с одарёнными детьми.
Объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
Слайд 16Направления работы:
Система выявления одаренных детей. Расширение и
совершенствование деятельности
психологической службы.
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей.
Организация участия одаренных детей в конкурсах,
олимпиадах, творческих фестивалях, спортивных
соревнованиях.
Информационная работа: оформление стенда, размещение
информации на сайте школы.
Дистанционное обучение, очно-заочная школа «Уникум» для
одаренных детей. ИКТ-поддержка одаренных детей.
Мониторинг успешности обучающихся.
Методическая работа по повышению квалификации учителей,
работающих с одарёнными детьми.
Слайд 17
В первом направлении: Система выявления одаренных детей. Расширение и
совершенствование деятельности психологической службы.
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей.
Выписка из договора о сотрудничестве Института психологии СВФУ им. М.К.Аммосова:
Обязанности сторон
Институт обязуется:
1. Проводить выявление одаренных детей ежегодно, привлекая к работе студентов института психологии, оказывать психолого-педагогическую помощь одаренному ребенку с 1 до 11 класса; для этого назначить каждому классу 2-3 студента-психолога, постоянно работающих с ними до конца учебы.
2. Организовать психолого-педагогическую поддержку одаренных детей (тренинги, консультации, мониторинг…), проводимую студентами в сотрудничестве с заместителями директора и учителями.
3. Оказывать консультационную помощь учителям в работе с одаренными детьми, в выработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Слайд 20Направление 4: Дистанционное обучение, очно-заочная школа «Уникум» для одаренных
детей. ИКТ-поддержка.