Система оценивания предметных и метапредметных результатов в основной школе (переход на ФГОС второго поколения) презентация

Содержание

Зачем оценивать результаты обучения? Целеполагание Контроль (внешний и внутренний) Управление по результатам Выход в режим развития Контроль и диагностика: ГИА, ЕГЭ, PISA, SAM, … Оценка качества обучения Мотивация учителя Мотивация

Слайд 1Система оценивания предметных и метапредметных результатов в основной школе (переход на

ФГОС второго поколения)

П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук
В.А. Львовский, кандидат психологических наук, проректор ОИРО, руководитель НП «Авторский Клуб» wwwкандидат психологических наук, проректор ОИРО, руководитель НП «Авторский Клуб» www.кандидат психологических наук, проректор ОИРО, руководитель НП «Авторский Клуб» www.author-club.orgкандидат психологических наук, проректор ОИРО, руководитель НП «Авторский Клуб» www.author-club.org lvovsky@mail.ru, +79161569511


Слайд 2Зачем оценивать результаты обучения?
Целеполагание
Контроль (внешний и внутренний)
Управление по результатам
Выход в

режим развития
Контроль и диагностика: ГИА, ЕГЭ, PISA, SAM, …
Оценка качества обучения
Мотивация учителя
Мотивация ученика

Слайд 3Концепция модернизации:
Основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению личности


1) социально ответственной
2) критически мыслящей
3) поликультурной
4) члена гражданского общества
5) человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально-культурного бытия
6) сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Слайд 4Самостоятельное (автономное) действие, установка на самообразование, выбор собственной образовательной траектории, инициативность



Работа в группе, соорганизация, коммуникация «по делу», управление

Работа в проблемном поле, способность держать «напряжение противоречия»

Умение видеть и понимать другие точки зрения, «толерантность», критичность

Цели образования


Слайд 5Ключевые компетентности: DeSeCo (The Definition and Selection of Key Competencies)
Рефлексивно овладевать

культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать свою идентичность.
Образовательный процесс должен включать два момента: присвоение культурных орудий и опробование обретаемых возможностей в личностно-значимом социальном взаимодействии.

Слайд 6Три категории ключевых компетенций
Использовать средства
в контексте взаимодействий
(язык, технологию)
Взаимодействовать
в гетерогенных
группах
Действовать
автономно
Рефлексивно

овладевать культурными средствами действия, чтобы продуктивно участвовать в жизни общества
и развивать свою идентичность

Слайд 7Интегративная характеристика компетентностных образовательных результатов

1 блок : Интерактивное использование средств

(орудий)

1-1. Способность интерактивно использовать язык, символы и текст
1-2.Способность интерактивно использовать знания и информацию
1-3. Способность интерактивно использовать новые технологии (информационные, коммуникационные)



2 блок: Взаимодействие в гетерогенных группах:

Блок 3: Автономное действие



3-1. Способность действовать, удерживая крупный план (предельный контекст)
3-2. Способность намечать и реализовывать жизненные планы и личные проекты
3-3.Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности


2-1 Способность хорошо относиться к другим.
2-2. Способность действовать в кооперации
2-3. Способность регулировать и разрешать конфликты





Слайд 8Ключевые компетентности: DeSeCo
Центр структуры компетенций образует моральная и социальная зрелость

индивидов, которая позволяет им дистанцироваться от социальных давлений, удерживать отличную от других точку зрения, делать независимые суждения и принимать ответственность за свои действия.
Стержневым моментом этой зрелости выступает рефлексивность – способность делать ценности, чувства, мысли, отношения и действия (как свои, так и чужие) объектом критического мышления; способность удерживать напряжение противоречия и действовать в изменяющейся действительности, учитывая широкий контекст и извлекая уроки из опыта.

Слайд 9Два условия перехода в режим развития:
Результаты не отвечают новым требованиям
Новые

возможности открывают новые перспективы

Слайд 10PISA (читательская компетентность, матем.,ест.15 лет): Programme for International Student Assessment Россия

в хвосте
PIRLS (качество чтения и понимания текстов 10-11 лет): Progress in International Reading Literacy Study Россия в лидерах
Основные причины падения:
Достижения начальной школы связаны с переходом от знаниевой к деятельностной парадигме в 90-е годы. Основная школа осталась традиционной
«Обучение чтению» в начальной школе не обеспечивает «чтение для обучения», которое мало востребовано в основной школе

Слайд 11PISA (читательская компетентность, матем.,ест.15 лет): Programme for International Student Assessment Россия

в хвосте
TIMSS (качество математ. и ест. образование): Trends in Mathematics and Science Study Россия в первой десятке

Забитая голова не рассуждает…


Слайд 12Российское образование – 2020: риски
«У России сегодня есть реальный риск

– инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня».
Из материалов к IX Международной конференции «Модернизация экономики и глобализация». ВШЭ при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда

Этот риск – разворачивание трех типов результатов как трех разных процессов: «обучение»→«предметные»,
«воспитание» → «личностные»,
«развитие» → «метапредметные».


Слайд 13ФГОС
Результаты:
Личностные – готовность и способность к саморазвитию, мотивированность к обучению

и познанию
Метапредметные – овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
Предметные – приобретение специфического для данной предметной области деятельности опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению

Слайд 14Как исчезает метапредметность,
или сизифов труд учителя


Слайд 15Надо постепенно избавляться от удвоения процессов!
Правильное обучение культурным учебным предметам дает:


Предметные РЕЗУЛЬТАТЫ
И
Метапредметные ЭФФЕКТЫ

Слайд 16Таксономии целей и процессс обучения


Слайд 17Основные виды деятельностей
Учебная деятельность
Учебная деятельность Познавательная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность Познавательная деятельность

Проектная деятельность

Слайд 18Управленческая компетентность
Принимать и сохранять цели и задачи, выбирать средства, планировать, контролировать,

оценивать

Управлять урочной и внеурочной (в т.ч. внешкольной) деятельностью, действовать ресурсно, выбирать успешные стратегии в трудных ситуация

Определять цели, ставить задачи, развивать мотивацию, выбирать эффективные способы действия


Слайд 19Познавательная и личностная рефлексия
Понимать причины успеха/неуспеха, конструктивно действовать даже в ситуации

неуспеха

Осознавать результаты и основания мышления и действия, границы своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; определять стратегию поведения в ценностно-смысловом поле

Оценивать собственные возможности, осуществлять сознательный выбор и принимать решения


Слайд 20Коммуникативная компетентность: начальная школа
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. .
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Слайд 21Коммуникативная компетентность: основная и старшая школа
Организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности;  владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.


Слайд 22Информационная и читательская компетентность
Использовать речевые средства и средства ИКТ; сбор, обработка,

анализ, передача и интерпретация информации; анализировать изображения, звуки, выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной формах.

Ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию из разных источников. Владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.


Слайд 24Доминанты учебного процесса: начальная и основная школа


Слайд 25К концу начальной школы наблюдается:
высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес;
направленность

на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи;
способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;
инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.
Эти способности и составляют
подлинное умение учиться!

Результаты начальной школы


Слайд 26Подросток
Самостоятельный:
видит границу знания и незнания;
владеет приемами и техниками контроля;


анализирует и критически оценивает свои и чужие действия;
понимает точки зрения «инакодействующих»;
оценивает по разным критериям;
планирует достижение цели;
умеет презентировать свою работу;
устремлен к самообразованию;
готов к выбору индивидуальных образовательных траекторий

Юноша



Слайд 27Подросток
Инициативный:
при столкновении с новой задачей организует поиск и взаимодействие;
ищет

причины затруднений;
строит оценочные шкалы;
запрашивает недостающую информацию;
удерживает целостность и предвидит замысел учителя;
отказывается от действия без понимания;
целеполагает, управляет
осуществляет профессион. и социальные пробы

Юноша



Слайд 28Подросток
Ответственный, устойчивый:
достигает собственных целей;
доводит работу до продуктивности;
способен сделать усилие

в «отчужденной» учебной работе;
конструктивно относится к трудностям, противоречиям (держит «напряжение противоречия»);
готов к фундаментальному обязательному образованию по узкому кругу дисциплин

Юноша



Слайд 29Учитель – диагност
Старая школа не предполагала диагностической позиции учителя (болезнь

= симптом)
Новая школа обязывает к диагностической позиции: за действиями детей надо увидеть специфику мышления (житейское, натуральное, наивное).
Первая и главная проблема: путают «видимое» и «мыслимое» (внешнее и внутреннее/существенное)

Слайд 30Особенность SAM – сочетание качественно-количественных характеристик:
а) интегральной характеристики предметной компетенции

на основе определения ее места на единой метрической шкале;
б) структурного представления компетенции на основе различения сформированности трех основных аспектов ее ориентировочной основы.

Особенности SAM (School Achievements Monitoring )

Основание для разработки инструментария: представление об этапах присвоения предметных содержаний, опирающееся на модель «культурного развития» Л.С. Выготского


Слайд 31Новое поколение КИМов: SAM (рук. П.Г. Нежнов)
Три уровня усвоения:
Формальный – овладение формой

образца (правила, схемы, алгоритма)
Предметный – освоение модели, существенного отношения
Функциональный – присвоение культурного способа действия как своего ресурса

Слайд 32«В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею»

трансформируется в формулу «не умею, значит не знаю» В.В. Давыдов

ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ ???

Знаю и умею, НО не понимаю, не осознаю, усвоил формально

Знаю, умею, понимаю, НО не освоил, не сделал своим ресурсом, не включил в свою продуктивную или творческую деятельность, …

1 ур.

2 ур.



3 ур.


Слайд 33В.В. Давыдов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, В.А. Львовский и др.
Предметность знаний:

ориентация на существенное, задачи с «ловушками»; конфликтное противопоставление двух способов действий учащихся
Обобщенность знаний характеризуется широтой класса задач; возможность решать «с места» задачи общим способом, усвоенным в абстрактно-модельной форме
Системность знаний связана с необходимостью трансформировать общий способ действия, выходить за границы освоенного способа при столкновении с новой задачей

Предметное тестирование


Слайд 34Психологическая диагностика
Исследовательские методики: Л.В. Берцфаи, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М.

Медведев, П.Г. Нежнов, И.Е. Исаев, Г.А. Цукерман и др.
Анализ (поиск существенного отношения в задаче)
Планирование (поиск и построение возможных действий, оптимизация)
Рефлексия (основания и границы собственного действия)
Моделирование существенного отношения, контроль и оценка, умение учиться и др.

Слайд 36Учебная задача – поиск общего способа
«Эмпирики» - решают КПЗ, постепенно накапливают

опыт, нет моделирования и рефлексии
«Теоретики» - решают УЗ, обобщают «с места», системные пробы, выделение существенного, моделирование, рефлексия (обращение к основаниям своих действий)
Развивающее обучение нацелено на формирование теоретического рефлексивного мышления, работающего с научными понятиями и теориями, а не с частными способами решения набора задач.

НЕ ПУТАТЬ «ЭМПИРИКОВ» И ПРАКТИКОВ, «ТЕОРЕТИКОВ» И ТЕОРЕТИКОВ!


Слайд 37Уровни присвоения культурных образцов действия


Слайд 38
Предполагает освоение образцов и алгоритмов, ученик опирается на внешние характеристики действия

и не обязательно понимает те существенные отношения, которые лежат за этими образцами и алгоритмами.


Первый уровень – формальный


Слайд 39
Предполагает понимание оснований действий, осознание существенной связи, лежащей в основе способа

действия.


Второй уровень – предметный


Слайд 40
Предполагает удержание соответствующего смыслового поля, свободное владение способом действия и применение

его в самых разнообразных контекстах

Третий уровень – функциональный


Слайд 41Какое получится число, если 10472 разделить на 34?
Рассеянный Петя переписал из

учебника пример на умножение двух чисел. Первый множитель – число 7 - он записал правильно, а во втором множителе по ошибке переставил местами цифры. В результате умножения у него получилось число 147. Какой ответ должен был получить Петя, если бы он правильно переписал пример?
Какой самый большой результат может получиться, если в выражении AB5 + BС2 буквы заменить цифрами? Примечание: разные буквы заменяются разными цифрами.


Пример по математике


Слайд 43Волна (профиль) присвоения культурных образцов действия


Слайд 44При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана

налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах.


Пример по естествознанию (1-ый уровень)


Слайд 45Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или

отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения.
Боря - около своего блюдца включил вентилятор.
Вера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха.
Галя - поставила свое блюдце на сквозняке.
Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО


Пример по естествознанию (2-ой уровень)


Слайд 46Ученики написали отчет о своем исследовании испарения воды. Отметь ДВА утверждения,

которые НЕЛЬЗЯ сделать на основании этого отчета?
При нагревании вода испаряется быстрее
При увеличении площади поверхности вода испаряется быстрее
Вода не испаряется при 20 градусах
При 50 градусах вода будет испаряться быстрее, чем при 30


Пример по естествознанию (3-ий уровень)


Слайд 47Структура тестовых заданий


Слайд 48Выделение субтестов


Слайд 49
Распределение коэффициентов решаемости (математика)


Слайд 50
Решаемость (%)

Профили классов, получивших близкие
средние баллы

по математике


Слайд 51Оценка образовательной стратегии


Слайд 52Результаты выполнения теста по математике


Слайд 53Выход учащихся начальной школы на I, II и III уровни в

РО и ТО (процентное распределение)

Данные по школам Москвы, Красноярска и Шумерли


Слайд 54Сравнение школ по ступеням достижений


Слайд 55
Выполнение теста по математике учащимися разных классов


Слайд 56Ступени освоения материала
Первая ступень: освоен первый уровень.
Учащиеся выполняют не менее

50% заданий 1-го уровня, небольшое количество заданий 2-го уровня и практически не справляются с 3-им.
Вторая ступень: освоен второй уровень.
Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 2-го уровня, справляются с большинством заданий 1-го уровня (80 % ) и делают некоторые задания 3-го уровня.
Третья ступень: освоен третий уровень. Учащиеся выполняют не менее 50% заданий 3-го уровня, справляются практически со всеми заданиями первого уровня и выполняют большинство заданий 2-го уровня (80 %).
Пороги ступеней освоения материала на 1000-балльной шкале
Ступень 1 – 430 баллов
Ступень 2 – 500 баллов
Ступень 3 – 570 баллов

Слайд 58Distribution of students of four classes in one school


Слайд 59Distribution of students of different ages (mathematics)


Слайд 60Distribution of examinees on proficiency levels depending on educational program (mathematics)


Слайд 62Тренинги учительских компетенций, Детско-взрослые клубы www.author-club.org
Тестирование, создание региональных независимых центров

оценки качества обучения www.ncoko.ru

Психологический института РАО – оценка метапредметных результатов www.mgppu.studzone.ru

lvovsky@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика