Слайд 1Система
бакалавриата
в США
Тимоти Эдвард О’Коннор
Слайд 2Основные статистические данные:
Численность населения США по данным на 2000г. –
281 421 906 (Бюро переписи населения США);
Приблизительная численность населения США по данным на 2010г. – 310 208 000 (Бюро переписи населения США);
Слайд 3Общая численность вузов в США на 2009-2010гг. – 6742:
4-х годичный
бакалавриат и выше – 2790;
2-х годичное обучение – 2233;
Обучение менее 2-х лет – 1719.
(Департамент образования США, Институт педагогических наук, Национальный центр образовательной статистики)
Слайд 4
Общая численность учащихся в вузах в США в 2008г. – 18
248 124 (Институт статистики ЮНЕСКО);
Общее число выпускников вузов США в 2007г. – 2 704 070 (Институт статистики ЮНЕСКО);
Слайд 5
Число НИУ в США на 2005г. – 94 (Фонд Карнеги по
развитию образования);
Процент выпускников бакалавриата в США
4 года обучения – 26%-65% (в зависимости от статуса вуза);
5-6 лет обучения – 21%-25% (в зависимости от статуса вуза);
Общий процент выпускников бакалавриата в вузах различного статуса за 6 лет ~ 51%-86%.
(данные по первокурсникам, начиная с 1999 г.)
(книга Crossing the Finish Line: Completing College at America's Public Universities, William G. Bowen Matthew M. Chingos, Michael S. McPherson, 2009 г.)
Слайд 6Процент выпускников бакалавриата в американских вузах (образовательное агентство «Эй-си-ти», США),
данные
по первокурсникам, начиная с 2004г.
(http://www.act.org/research/policymakers/pdf/retain_2010.pdf)
Государственные вузы:
4 года обучения – 29%
5 лет обучения – 47,8%
6 лет обучения – 53,7%
Частные вузы:
4 года обучения – 54,7%
5 лет обучения – 64,7%
6 лет обучения – 68%
Слайд 7Финансирование госвузов в США
Уровень финансирования зависит от штата;
Отсутствие единого норматива
финансирования по стране;
Исторический спор между сторонниками финансирования со стороны Казначейства и со стороны частных источников;
Невысокий % госфинансирования – штат Колорадо и Гавайские острова;
Высокий % госфинансирования – штаты Вайоминг и Аляска.
(по данным State Higher Education Executive Offices, State Higher Education Finance (SHEEO SHEF))
Слайд 8Основные особенности американского бакалавриата:
Наличие базовой программы обучения вне зависимости от направления
подготовки (1-2 года) – общее высшее образование, далее – профессиональное высшее; Усиление междисциплинарного и полидисциплинарного подхода;
Возможность изменения направления подготовки – отсюда – варьирование сроков окончания;
Варьирование сроков окончания – 4-6 лет или более;
Внеаудиторная нагрузка превышает аудиторную (аудиторная – от 12-18 академ. часов (40-45 мин.) в неделю); Внеаудиторная нагрузка – 2-3 часа на каждый академ. час.
Наличие трёх семестров – осенний, весенний и летний;
Отсутствие специальностей, наличие направлений подготовки.
Слайд 9
Желательность получения степени магистра в зависимости от направления подготовки (медицина, юриспруденция
и др. требуют бакалавриат как базовое образование);
Компетентностный подход;
Интерактивные методы обучения;
Принцип передачи навыков, а не знаний;
Преподаватели как «путеводители»;
Высокая ответственность обучающихся за свою успеваемость;
Слайд 10
Процент поступающих в магистратуру, докторантуру и на дополнительное профессиональное образование (юриспруденция,
медицина) из бакалавриата на 2009г. – около 34,4%;
Наличие большого объема практикума на всех направлениях подготовки;
Ограничение круга основных компетенций до 4-х: аналитическое мышление, умение чётко излагать свои мысли письменно и устно, умение делать точные подсчёты, владение современными IT. Самое главное – обучиться непрерывному самообучению.
Развитие гражданского общества и продвижение по социальным уровням;
Слайд 11
Обучение в области связей с общественностью;
Варьирование стоимости обучения;
Основная цель бакалавриата –
саморазвитие, самоосознание, самообучение;
Разные сроки обучения за границей;
Постоянный мониторинг успеваемости учащихся в ходе учебного года, помимо сессии (частые контрольные, тесты, рефераты, объемные задания, лабораторные работы и проч.).
Слайд 12Недостатки системы американского бакалавриата:
Затянутый выпуск – выше 4-х лет; Основная
причина – постоянно возрастающая нагрузка профессионального образования;
Высокая стоимость обучения, которая угрожает развитию гражданского общества и социальной мобильности;
Долгая адаптация при переходе из школьной среды;
Чрезмерное внимание прикладному аспекту – отчасти из-за высокой стоимости;
Недостаточно внимания уделяется базовым дисциплинам;
Слайд 13
Недостаточное знакомство с иными культурами и иностранными языками;
Чрезмерная сосредоточенность ППС на
науке;
Слабая связь между обучением и научной деятельностью;
Конъюнктурная организация учебного процесса;
Девальвация качества образования;
Наличие внутрисистемных противоречий: к примеру, высокий отсев студентов и попытка их удержать;
Конфликт между общей и профессиональной образовательными составляющими;
Низкая мотивация студентов в изучении базовых дисциплин;
Низкая мотивация преподавателей в преподавании базовых дисциплин;
Учащиеся ожидают чрезмерно развлекательный подход к обучению;
Частые смены направлений подготовки.
Слайд 14Организация образовательного процесса в США:
Отсутствие госстандартов, наличие рекомендаций со стороны
профсообществ по направлениям;
Отсутствие необходимости в госаккредитации, наличие общественно-профессиональной аккредитации в целом по университету (обычно, раз в 10 лет) и по отдельным программам (раз в 5 лет);
Отсутствие потребности в гослицензировании, но наличие внутреннего процесса изменения учебных программ, появление новых дисциплин и отмена прежних;
Отсутствие УМКД, наличие требований к ППС при подготовке к занятиям и мониторинг качества (опросники оценки качества преподавания, распространяемые среди учащихся, обязательное посещение занятий другими коллегами по направлению подготовки);
Отсутствие понятия «прикладной бакалавриат».
Слайд 15Примеры вузов:
Общеобразовательная составляющая:
Massachusetts Institute of Technology . http://web.mit.edu/catalog (click on
“Undergraduate Education” and then “General Institute Requirements”);
Iowa State University - A description of the International Perspectives requirements and the US Diversity requirements can be found at: www.public.iastate.edu/-catalogue/2009-2011/curric/diversity-ip-reqmt.html;
Слайд 16
Stanford University http://www.stanford.edu/dept/registrar/bulletin/4875.htm (Writing, Language, and General Education);
University of Chicago. http://catalogs.uchicago.edu/
(click on “Undergraduate College” and then “Liberal Education at College”);
Georgia Institute of Technology http://catalog.gatech.edu/students/ugrad/core/core.php Core Curriculum requirements.
Слайд 17Прикладная составляющая:
Massachusetts Institute of Technology: http://engineering.mit.edu/education/special_programs/upop.php
Iowa State University: www.eng.iastate.edu/ecs/students/coops%20revision.html
Stanford University:
www.stanford.edu/about/facts/undergraduate.html
Слайд 18
University of Chicago: https://caps.uchicago.edu/cci/ccipss_grants.shtml
Georgia Institute of Technology: www.profpractice.gatech.edu/
Слайд 19Общественная составляющая:
Massachusetts Institute of Technology: http://web.mit.edu/mitpsc/resources/service-learning/
Stanford University - http://studentaffairs.stanford.edu/haas/faculty/servicelearning
Georgia Institute of
Technology: http://www.service.gatech.edu/plugins/content/index.php?id=2
University of Michigan:
http://ginsberg.umich.edu/
Michigan State University:
http://www.servicelearning.msu.edu/