СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. презентация

Содержание

Фигуры - формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность;

Слайд 1СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.


Слайд 2Фигуры - формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов
Фигуры усиливают

воздействие речи на читателя;
подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями;
придают тексту наглядность, эмоциональность;
выделяют наиболее важное в содержании.

Слайд 3эпифора
параллелизм
анафора
умолчание
эллипсис
инверсия
риторический
вопрос
риторическое
восклицание
риторическое
обращение
повтор
многосоюзие
Сочетания слов,
основанных на повторе

повышение
эмоциональности,
привлечение
внимания

Сочетания

слов,
основанных на соотношении
значений

бессоюзие

парцелляция

ряды однород-
ных членов


Слайд 4Сочетания слов, основанных на повторе


Слайд 5Повтор (Лексический повтор)
Повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или

соседних строк:
Мело, мело по всей земле, во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)

Повтор заставляет читателя вдуматься в смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Слайд 6Анафора
Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк):

Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август.
(М.Цветаева).

Слайд 7Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета?
Только в

мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.


Слайд 8Для чего служит анафора?
Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает нечто значимое

для автора.

Слайд 9Эпифора
Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк):
Мне

бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник??
(Н.Гоголь)
Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

Слайд 10Параллелизм (синтаксический параллелизм)



Одинаковое синтаксическое построение в строках или предложениях сходных членов

предложения:

За окошком догорели огоньки,
И на вьюжном море тонут корабли,
И над южным морем стонут журавли.

Слайд 11Параллелизм.


Параллелизм служит ритмико-интонационной организации строки, усиливает впечатление, выявляет и придаёт

взаимосвязь всему тексту.

Слайд 12Многосоюзие
Намеренное повторение союзов (предлогов) в одном предложении:
И божество, и

вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин)
Иди на бой за честь Отчизны, за убежденье, за любовь. (Н.Некрасов)
Создают единство каждого члена предложения, замедляет речь и усиливает её выразительность.

Слайд 13Бессоюзие
Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, передаёт взволнованность, резкость, динамичность речи:


Швед, русский—колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет. (А.С.Пушкин).


Слайд 14Ряды однородных членов
Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира

(если однородными оказываются подлежащие или дополнения);
его динамику (при однородных сказуемых),
многогранность (при однородных определениях).

Слайд 15Окраина захолустного городка,
старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и

на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи.
Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.



Слайд 16Умолчание - внезапно оборванное высказывание
Всяк дом мне чужд,
всяк храм

мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно – рябина…
(М.Цветаева)

Предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.



Слайд 17Парцелляция
Во всём мне хочется дойти до самой сути.
В работе,

в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)

Слайд 18Парцеляция
выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного

неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно.
Парцелляция сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл.

Слайд 19Эллипсис
Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: (тире).
Загляну я в неба

очи – звёзды,
Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов)
Посреди комнаты – огромная изразцовая печка,
На каждом изразце – картинка,
А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева)
Эллипсис привносит особую экспрессию, разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

Слайд 20Инверсия
Обратный порядок слов:
И слышно было до рассвета, как

ликовал француз (сказуемое +подлежащее);
на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение).
Инверсия переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.

Слайд 21Фигуры, повышающие эмоциональность высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста


Слайд 22Риторический вопрос
Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не

предполагающий ответа.

Вправе ли мы назвать историю только наукой?
Быть может, история – это нечто большее?

Слайд 23Каковы функции риторического вопроса?
Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания,
является

средством связи разных мыслей,
обнаруживает логику авторского размышления,
привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

Слайд 24Риторическое восклицание
Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи:
Да здравствует солнце,

Да скроется тьма!
(А.Пушкин)


Риторическое восклицание усиливает выражение авторских чувств, их воздействие на читателя.

Слайд 25Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.
О первый

ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей. (А.Фет)

Выражает авторское отношение, привлекает внимание.

Слайд 26Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи
фигуры


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика