выставить «двойку»
великому князю,
например, по истории.
Его знания по предмету были не столь хороши, как у его старших братьев. Но как же у Николая сформировалась патологическая ненависть в революциям, к либерализму? Как он проникся идеей о благе самодержавия для
России? Почему недолюбливал поляков?
ненавидели их его воспитатели-монархисты. Это они, излагая те же факты, что и Лагарп, но под иным углом, так их живописали, что добились желаемого.
Николай знал и об английской и французской революциях, о революционном терроре, сопровождающимся стуком гильотин, о казнях коронованы особ и
Николай с детских лет возненавидел революции
Казнь Карла I. Англия.1649г.
Штурм Бастилии. 1789 г. Франция.
Начало революции
Усвоил недопустимость слабости власти
Якобинский террор
Казнь Людовика XVI
М.Робеспьер
Ненавидел и боялся
Пушкин «заставит» царя заняться историей
Да, он полюбил сначала игру в солдатики, потом - парады, маневры... и, влюбившись в алгебру, геометрию и строительное дело, будет иметь незаурядные знания и умения по военно-инженерной части.
Вы, очевидно, заметили, что особая склонность Николая Павловича к военно-строительной части начала выражаться очень рано: он любил рисовать домики, крепости и строить их. А в 1817 году он возглавит инженерные войска российской армии.
Страсть к строительству с детства
Как видим, не во всем кавалеры шли против устремлений своих воспитанников
Николай Павлович. План фортификационных сооружений
преподавал ему инженерную часть.
А когда Николай уже станет императором, то часто будет говорить: "мы, инженеры", "наша инженерная часть". Он будет лично вникать во многие технические проекты, давать профессиональные советы.
Посмотрите на его рисунок слева, согласны? Николай дарил свои рисунки матери, сестрам, няне, другим близким людям. Они украшали стены дворцовых кабинетов матери, а также бережно сохранялись в семейных архивах. Мальчик часто во время занятий, когда было скучно, рисовал карикатуры на своих учителей. Чувство юмора ему было не занимать.
Рисование - увлечение на всю жизнь
Он умел подметить главное, отразить детали, передать движение .
Камеи Марии Федоровны
Справа штемпель аверса и реверса медали в честь коронования Павла I работы Марии Федоровны
одним увлечением Марии Федоровны было медальерное искусство, в котором она тоже преуспела.
И.А.Акимов
него установились очень теплые отношения. Он часто в вопросах живописи советовался с Василием Кузьмичем, а в письмах обращался к нему: «Милый мой Вася» и шутливо именовал «котом заморским» (Шебуев жил за Невой на Васильевском острове). Искусству гравирования Николай учился у самого О.А.Кипренского и преуспел в этой технике.
В 1810 г. уроки рисования Николай стал брать у ученика А.И. Акимова профессора В.К. Шебуева, с которым у
Гадание. Автопортрет.
В.Шебуев, 1805
С юмором о забавных сторонах жизни
Интересно, что в детстве и юности он подписывал свои рисунки инициалами РН с римской цифрой III, которая означала – он третий из братьев Романовых.
Справа Вы видите автопортрет Николая, выполненный им в 1843 году.
Здание Нового Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.
Именно по его указу в Петербурге будет построен первый общедоступный музей искусства по самому последнему слову музейной техники – Новый Эрмитаж ( в 1852 г. был открыт для публики).
Один из залов Нового Эрмитажа.
Корнет – а - пистоне
Что же касается музыкальных занятий, то они казались скучноватыми и Михаилу, и Николаю. Чтобы позлить преподавателя , они нередко заявляли, что не любят музыки и предпочитают бить в барабаны.
Начав играть в детстве на трубе и барабане, Николай Павлович не
Царь перед домашними концертами будет просить А.Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни») «всегда за несколько минут пред концертным вечером приходить к нему в кабинет, чтобы проиграть с ним его партию». Специально для царя А.Ф. Львов составил партию на cornet-a-piston.
Интересно, что по инициативе Николая I впервые в России будут регулярно проводиться концерты в здании Павловского вокзала для широкой публики. В них примут участие видные музыканты того времени.
учили взрослых. Их же, с их слов, воспитатели обучили лишь только нескольким молитвам и тому, как креститься.
С самых ранних лет Николаю нравилось пение церковных певчих, трогавшее его всегда до глубины души. Впоследствии, уже будучи императором, он выучит наизусть абсолютно все службы и будет с удовольствием подпевать певчим своим приятным баритоном. Голос у него был хороший. Особенно император полюбил церковное пение в исполнении малолетних певчих родом из Малоросси.
Вставал он между 7-ю и 8-ю часами утра, одевался медленно. Утром любил пить чай, за обедом кушал обыкновенно очень немного, а за ужином иногда довольствовался куском черного хлеба с солью. Спать он ложился в десятом часу вечера. До отхода ко сну он еще должен был заполнить свой журнал. Для него это было скучное занятие, поэтому дело вел так, чтобы думал "за него кавалер".
Николай Павлович обладал отменным здоровьем, почти не болел всю жизнь. Обоих великих князей приучали не бояться
плохой погоды, и «Мария Федоровна приказывала им иногда оставаться в саду и продолжать играть даже во время дождя, пока он не особенно усиливался». Детей приучали к посильному им труду на грядках и в саду: «Один показывал ей почти созревшую вишню, другой - салат... Ее Величество заметила участок необработанной земли и посоветовала Великим князьям посадить там газон».
Выводы делайте сами.
Приведем еще одно важное воспоминание кавалера Алахвердова: "Среда 11 июня 1802 года Великий князь Михаил устроил нам праздник, который давно уже обещал. „Видите,- сказал он мне,- как я верен своему слову, моя белка будет свободна". И он приказал принести животное в сад, где отпустил его на волю, добавив, что белке будет так гораздо лучше, чем в клетке... Великий князь Николай стал просить, чтобы отпустили его кроликов и зайца, что было исполнено по первому его требованию. Все произошедшее доставило мне большое удовольствие, так как я полагаю, что Гуманность - первая добродетель, которую надо воспитывать, особенно в Великих князьях".
университет в 1809 г., но не отправила: в
Западной Европе было неспокойно, а потом Наполеон вторгся в пределы России, началась Отечественная война 1812 г.
Возможно, что были и другие причины, которые помешали Николаю получить высшее университетское образование.
Не забудем, что Николая в то время к трону не готовили.
Наполеон «принял участие» в образовании Николая
Они представляли себя в первых
рядах славных сынов Отечества,
сражающихся с неприятелем и
Принцесса Шарлотта.
всех многочисленных и долгих остановок, которые Ламсдорф устраивал во время поездки во Францию, одна повлияла на всю его жизнь очень существенным образом.
В Берлине он познакомился со своей будущей женой, очаровавшей его, 16-летней Принцессой Пруссии Шарлоттой. Они влюбились друг в друга с первого взгляда!
Gaius Iulius Caesar
Русские в Париже
«Читать» человека по лицу – это возможно?
Также в 1816 г. цесаревич стал шефом конно-егерского полка.
Великий князь Николай Павлович.
Гравюра Жоно с литографии Беннера
MAGNUS APOLLO» (Будешь мне великим Аполлоном), под обрезом – «CANCELLARIO PRINCIPI / ACADEMIA ABOENSIS. / MDCCCXVI.» (Университет в г. Або высокому канцлеру, 1816 г.).
Веллингтон (1769-1852)
Золотая орденская цепь с изображением Святого Андрея, распятого на Х-образном кресте на фоне черного двуглавого орла к восьмиконечной звезде
ордена.
Александра Невского. Англичане были очень радушно настроены по отношению к великому князю Николаю.
Радушие по отношению к русскому цесаревичу
Роль детства, отрочества и юности в формировании личности
Николая I
Отметим, что природа дала ему немало. Он был наделен качествами и способностями, которые явно были выше средних: необычайно крепкое
страсть ко всему военному, хотя каких-либо полководческих талантов он, уже будучи императором, не проявит. Необходимо отметить его чрезмерную требовательность к себе и другим, замкнутость по отношению к одним, открытость - к другим, «бедность» его образования в сочетании с недооценкой им самим ряда направлений в гуманитарном образовании.
Он был вспыльчив, но и отходчив, прямолинеен, непреклонен в следовании своим желаниям, убеждениям, неспособен их пересматривать, признавать свои ошибки, и, вместе с тем, мог менять свои стили поведения, чтобы добиться желаемого от других людей. Добрый по натуре, он мог быть жестоким и оправдывать жестокость, исходя их своих убеждений и лучших побуждений.
Как видим, Николай Павлович имел как много положительных качеств, так немало и отрицательных.
И это, конечно, лишь краткие выводы о результатах влиянии на Николая Павловича его детства, отрочества и юности. В краткой работе невозможно отразить все
особенности личности этого человека, которому выпадет нелегкая доля «нести свой крест» императора России.
Одно, по-моему, совершенно неоспоримо: историю надо знать не только в схемах, но и в лицах.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Родители Николая Павловича и его братья
Павел I
Автор данной работы: К.М.Петроченков
E-mail: const27const27@yandex.ru
«Путь к трону. Декабристы».
«Путь к трону. Декабристы».
http://www.rulex.ru/01140174.htm - статья о Николае I (биографические данные и деятельность)
http://www.nkj.ru/archive/articles/3858/ -Наука и жизнь.№1, 2002 . М. РАХМАТУЛЛИН.ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I И ЕГО ЦАРСТВОВАНИЕ.
Щербакова Е.И.НЯНЮШКИНЫ СКАЗКИ-Вhttp://mse-msu.ru/files/sc_pub_new/serb_pub_article1503.pdf
ВЗРОСЛЫЙ МИР ИМПЕРАТОРСКИХ РЕЗИДЕНЦИЙ.И. В. ЗИМИН -http://providenie.narod.ru/0000809.html#t4; http://providenie.narod.ru/0000809.html#t52
ПОЛСВЕТА ВЛАСТЕЛИН НЕВОЛЬНЫЙ. Император Николай Первый: младые годы -ttp://www.rusvera.mrezha.ru/659/3.htm
Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III. Авторы: Вольдемар Н. Балязин,Владимир Николаеви http://books.google.ru/books?id=6JvKdVhXOR0C&pg=PA89&lpg=PA89&dq=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB-
ДОМ РОМАНОВЫХ 1613-1917 гг.:электронный иллюстрированный биобиблиографический справочник-http://www.nlr.ru/res/refer/romanov/article.php?num=270
Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола.В. М. Бокова -http://www.nnre.ru/istorija/detstvo_v_carskom_dome_kak_rastili_naslednikov_russkogo_prestola/p12.php
Николай I. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_I#cite_note-9
Чулков Г.И..Императоры: Психологические портреты :http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TZARS/PALKIN.HTM
И.Зимин. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение- http://statehistory.ru/books/Detskiy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Byt-monarkhov-i-ikh-okruzhenie/7 ; http://www.nnre.ru/istorija/zagovor_grafa_miloradovicha/p10.php ; http://providenie.narod.ru/0000806.html
Исторические портреты. Романовы.Часть III.Под редакцией А. Н. Сахарова- http://wordweb.ru/portrety3/index.htm; http://wordweb.ru/portrety3/03_02.htm
Н. Д[убровин].Несколько слов в память императора Николая I- http://dugward.ru/library/nikolay1/dubrovin.html
Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола.В. М. Бокова -http://www.nnre.ru/istorija/detstvo_v_carskom_dome_kak_rastili_naslednikov_russkogo_prestola/p12.php
Б.Н.Тарасов Николай I и его время.http://kalte-winter.livejournal.com/102095.html .С исторической точки зрения. Н. Шильдер. Император Николай Первый. Глава первая. http://gosudarstvo.voskres.ru/tarasov/nic3.htm
И.Зимин. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых- http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi--Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/
http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi--Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/26 - подарки, деньги Николай 1
http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/-И.Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.
Раннее детство Императоров. Николай Первый.Кравцова М. В. http://www.portal-slovo.ru/art/36637.php
http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/36 -музыка и Николай
Иллюстрации из альбома Николай I - http://fotki.yandex.ru/users/hapard/album/123386
М. Пазин. Запретные страсти великих князей. «Незабвенный» император и его потомство
http://www.xliby.ru/istorija/zapretnye_strasti_velikih_knjazei/p3.php
Ю.Веремеев. Лейб-гвардии Измайловский полк- http://army.armor.kiev.ua/hist/lg-izmail.shtml
Личность императора Николая I и обстановка его воцарения-http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/355-plat-tut-150
Мы и Россия. Гувернантка четырех императоров http://www.gazeta.lv/story/2423.html
http://www.gold10.ru/magazine/archive-of-numbers/15738/?ID=15406 –о талантах Марии Федоровны
http://the-best-of-thebest.diary.ru/p176555121.htm?oam – одежда царской семьи
http://sarmata.livejournal.com/176315.html?thread=1841339- Павел I с семьей
Использованные ресурсы сети Интернет
http://www.liveinternet.ru/users/lan_ka_k/post243590470- «Белая Роза»-императрица Александра Федоровна
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть