Штрихи к портрету. История об истории Уроки языка мы завершили, перейдем к другим предметам. Известно, что русскую историю и русскую географию читал. презентация

Содержание

История об истории Уроки языка мы «завершили», перейдем к другим предметам. Известно, что русскую историю и русскую географию читал уже известный нам Ахвердов, всеобщую

Слайд 2История об истории
Уроки языка мы «завершили», перейдем к

другим предметам.
Известно, что русскую историю и русскую географию читал уже известный нам Ахвердов, всеобщую историю и всеобщую географию на французском языке дю-Пюже. 
Общепринятое мнение заключается в том, что Николай гуманитарные науки не любил и не знал их. То, что у него была склонность к точным наукам, есть неоспоримый факт. Но будет очень несправедливо

выставить «двойку»
великому князю,
например, по истории.

Его знания по предмету были не столь хороши, как у его старших братьев. Но как же у Николая сформировалась патологическая ненависть в революциям, к либерализму? Как он проникся идеей о благе самодержавия для
России? Почему недолюбливал поляков?


Слайд 3 Почему своим кумиром он избрал Петра Великого и пытался ему

подражать? Почему так стремился усилить влияние России на Балканах? Остановимся с «почему». Историю Николай в определенной мере знал. Ее изучение повлияло в немалой степени на его политические убеждения. Не республиканец Лагарп его обучал. Он с детских лет не грезил идеями либерализма, как его старший брат. Он их люто возненавидел, как

ненавидели их его воспитатели-монархисты. Это они, излагая те же факты, что и Лагарп, но под иным углом, так их живописали, что добились желаемого.
Николай знал и об английской и французской революциях, о революционном терроре, сопровождающимся стуком гильотин, о казнях коронованы особ и

Николай с детских лет возненавидел революции


Слайд 4 в Англии, и во Франции, о войнах. Знал он и

о Смутном времени, о
недопустимости слабости центральной власти.
В своих играх, возможно , он сражался против поляков, освобождая Москву,
подавлял «мятеж» Е.Пугачева, вместе с Петром I бил шведов под Полтавой, а
С А.В. Суворовым штурмовал Измаил, спасал королей от казни и т.п.

Казнь Карла I. Англия.1649г.

Штурм Бастилии. 1789 г. Франция.
Начало революции

Усвоил недопустимость слабости власти


Слайд 5 Он возненавидел парламент и Кромвеля, просветителей, подготовивших французскую революцию,

как и их идеи, якобинцев во главе с Робеспьером, пугачевщину и… др. Но он и очень боялся их. Историю, уже будучи монархом, Николай I будет творить сам, а она накажет больно и его, и Россию, когда он пренебрежет ее уроками.

Якобинский террор

Казнь Людовика XVI

М.Робеспьер

Ненавидел и боялся


Слайд 6 Придется ему обратиться к истории и затем, чтобы

подвергать цензуре труды А.С.Пушкина. Так своеобразно добровольный цензор поэта вынужден будет продолжить свое историческое и литературное образование под его «руководством». В 1834 году Пушкин запишет: "Государь позволил мне печатать Пугачева; мне возвращена рукопись с Его замечаниями (очень дельными)». Интересно, что первоначальное название книги «История Е.Пугачева» ее автору ( по настоянию царя ) пришлось изменить на следующее: «История пугачевского бунта». Поэт «заставит» Николая I окунуться в историю и Смутного времени - он напишет «Бориса Годунова»… Знания того, что есть такое русский бунт, и того, как осуществлялись в России дворцовые перевороты, в определенной мере повлияют на то, что Николай I так и не решится пойти на отмену крепостного права.

Пушкин «заставит» царя заняться историей


Слайд 7Магницкий Л. Ф. Арифметика. 
«Успехи по сей части оказывал я особенные»
В 1804

году Ахвердов приступил к преподаванию арифметики, с 1806 года - геометрии, а с 1808 года - алгебры. Математические уроки великий князь только сначала не очень чествовал. Вот что признавал Николай I впоследствии: «Математика, потом инженерная наука и тактика привлекали меня исключительно; успехи по сей части оказывал я особенные, и тогда я получил охоту служить по инженерной части". Точность, логичность, предсказуемость – это было ему по душе. Изучая математику, он проявил и упорство, и терпение, и поразительное рвение.
Еще совсем маленьким он мог стоять на посту часами, охраняя сон своего брата и сестер, часами мог строить крепости и играть в солдатики. Но мы же знаем, что этот ребенок мог быть просто невыносим, если его заставляли делать то, чего он не хотел.

Слайд 8Страсть к математике и строительному делу

Титульные листы учебников  В.Ф. Зуева "Начертание

естественной истории" (1789) и   М.Е. Головина
"Краткое руководство к геометрии" (1786)

Да, он полюбил сначала игру в солдатики, потом - парады, маневры... и, влюбившись в алгебру, геометрию и строительное дело, будет иметь незаурядные знания и умения по военно-инженерной части.
Вы, очевидно, заметили, что особая склонность Николая Павловича к военно-строительной части начала выражаться очень рано: он любил рисовать домики, крепости и строить их. А в 1817 году он возглавит инженерные войска российской армии.


Слайд 9Чертеж военного городка с полевыми укреплениями, выполненный Николаем Павловичем
Когда

Николай был еще ребенком, кавалер Алахвердов учил его строить и рисовать крепости по правилам. Он же делал мальчику бомбы и ядра из воска, показывал, как атаковать укрепления и оборонять их.
Великий князь любил вырезать из бумаги крепости, пушки, корабли и т.п., а генерал объяснял ему, как пользоваться этими фигурами для игр.

Страсть к строительству с детства

Как видим, не во всем кавалеры шли против устремлений своих воспитанников


Слайд 10Уроки полковника Джанотти


Однажды, когда мальчику

было 6 лет, зашел разговор о том, что на мануфактуре машину хотят установить с особой прочностью, чтобы лед не испортил ее, и будущий инженер вскричал: «… для этого надобно вот что: вбить сваи в Неву, или поставить столбы, обить их железом и сверху поставить машину«! И впоследствии из всех учебных занятий великий князь более всего любил уроки полковника Джанотти, который





Николай Павлович. План фортификационных сооружений

преподавал ему инженерную часть.
А когда Николай уже станет императором, то часто будет говорить: "мы, инженеры", "наша инженерная часть". Он будет лично вникать во многие технические проекты, давать профессиональные советы.



Слайд 11Любил ставить опыты
Уроки физики

с 1807 года у Николая и Михаила вел статский советник Крафт, и они очень интересовали великого князя. Особенно он любил ставить опыты, задавал при этом преподавателю много вопросов.
Не думайте, что у великих князей были только те предметы, о которых уже шла речь. Их обучали танцам, верховой езде, стрельбе, этикету, рисованию, музыке…
Что касается танцев, то обучение им великие князья сначала встретили в штыки. Но потом даже приняли участие в балете, который сочинила их сестра Анна для домашнего представления. Братья научились танцевать легко и изящно.
Они преуспеют в стрельбе, фехтовании и верховой езде.

Слайд 12 С детских лет у Николая проявилась страсть не

только к строительству и солдатикам… Его любимым занятием на всю жизнь будет рисование. Справа расположен его рисунок акварелью и тушью «Фантазии на тему униформы итальянской гвардии» (написан в юности)..

Посмотрите на его рисунок слева, согласны? Николай дарил свои рисунки матери, сестрам, няне, другим близким людям. Они украшали стены дворцовых кабинетов матери, а также бережно сохранялись в семейных архивах. Мальчик часто во время занятий, когда было скучно, рисовал карикатуры на своих учителей. Чувство юмора ему было не занимать.

Рисование - увлечение на всю жизнь

Он умел подметить главное, отразить детали, передать движение .


Слайд 13 Мария Федоровна, хотя и уделяла детям не так

много времени, как им хотелось бы, оказала на их воспитание очень сильное влияние во всех смыслах. Здесь и Ландсдорф с его жесткой системой воспитания, но здесь же и игры с ними, и прогулки, и домашние концерты, и трудовое воспитание, и физическое, и другие «и». Среди них достойное место займет ее личный пример в увлечении ею, например, рисованием.
Представляете, она даже точила изделия из слоновой кости и резала по камню! Работала на токарном станке! Залы Павловского дворца украшают изделия, выполненные ее рукой. За свои достижения в художествах императрица была избрана членом Берлинской Академии Художеств. Николаю было с кого брать пример, судите сами….Слева Вы видите портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича по камее работы великой княгини Марии Федоровны Нравится? Она выполнила и много других работ в этой технике..


Камеи Марии Федоровны


Слайд 14Николаю было с кого брать пример

Образ Марии Федоровны как художницы можно видеть на картине работы И.-Б. Лампи «Портрет великой княгини Марии Федоровны». Еще

Справа штемпель аверса и реверса медали в честь коронования Павла I работы Марии Федоровны

одним увлечением Марии Федоровны было медальерное искусство, в котором она тоже преуспела.


Слайд 15Особое пристрастие к рисованию
С 1804

года с семилетним Николаем стал вести уроки рисования известный «исторический» живописец , представитель классицизма, Иван Акимович Акимов (10 лет от роду сын наборщика типографии был принят в Академию художеств). Те два часа в неделю, которые он занимался с Николаем, были интересны и полезны для имеющего особое пристрастие к рисованию великого князя.

И.А.Акимов

него установились очень теплые отношения. Он часто в вопросах живописи советовался с Василием Кузьмичем, а в письмах обращался к нему: «Милый мой Вася» и шутливо именовал «котом заморским» (Шебуев жил за Невой на Васильевском острове). Искусству гравирования Николай учился у самого О.А.Кипренского и преуспел в этой технике.

В 1810 г. уроки рисования Николай стал брать у ученика А.И. Акимова профессора В.К. Шебуева, с которым у

Гадание. Автопортрет.
В.Шебуев, 1805


Слайд 16 На этом рисунке изображена одна из бытовых сцен.

Николай Павлович умел подмечать и передавать в своих работах динамичность жизни, с юмором отражать ее забавные стороны. Нравится рисунок? Сам же он скромно считал, что разбирается хорошо только в батальной живописи.

С юмором о забавных сторонах жизни


Слайд 17Автопортрет Николая I
Проектные рисунки формы одежды, Штаб-офицер и казаки.  Не ранее

1815. Карандаш 

Интересно, что в детстве и юности он подписывал свои рисунки инициалами РН с римской цифрой III, которая означала – он третий из братьев Романовых.

Справа Вы видите автопортрет Николая, выполненный им в 1843 году.


Слайд 18Любовь к искусству. Новый Эрмитаж

В детстве

и юности у Николая сформируется любовь к искусству.
Став императором, он будет страстно коллекционировать не только солдатиков и оружие, но и картины.
Многие шедевры живописи, приобретенные по его распоряжениям, украсят Эрмитаж.

Здание Нового Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

Именно по его указу в Петербурге будет построен первый общедоступный музей искусства по самому последнему слову музейной техники – Новый Эрмитаж ( в 1852 г. был открыт для публики).


Слайд 19«Это действительно прекрасно»
Новый Эрмитаж( в настоящее время является частью

музейного комплекса Государственного Эрмитажа) – его детище, его гордость, его вклад в нашу культуру. Посетив его незадолго до смерти, император с удовлетворением заметил: «Да, это действительно прекрасно».

Один из залов Нового Эрмитажа.


Слайд 20Трубы и барабаны
Вернемся к обучению Николая, затронем вопрос его

музыкальных пристрастий.
Уже С 8 лет мальчика начинают приобщать к музыке. Он достаточно быстро научился игре на трубе (корнет-а-пистоне), а потом и на других трубах. Оказалось, что он одарен хорошим музыкальным слухом и памятью. После нескольких прослушиваний даже сложного музыкального произведения он мог исполнить его без нот. Бархатистое звучание корнет-а-пистоле в исполнении Николая нравилось его домочадцам.


Корнет – а - пистоне

Что же касается музыкальных занятий, то они казались скучноватыми и Михаилу, и Николаю. Чтобы позлить преподавателя , они нередко заявляли, что не любят музыки и предпочитают бить в барабаны. 


Слайд 21Первые музыкальные концерты для широкой публики
расстанется со своим увлечением всю жизнь.

Он будет играть на различных духовых инструментах: флейте, валторне, корнете ,корнет-а-пистоне . Он даже пробовал сочинять музыку, отдавая предпочтение военным маршам. Император же Александр I, как известно, хорошо играл на скрипке и кларнете.

Начав играть в детстве на трубе и барабане, Николай Павлович не

Царь перед домашними концертами будет просить А.Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни») «всегда за несколько минут пред концертным вечером приходить к нему в кабинет, чтобы проиграть с ним его партию». Специально для царя А.Ф. Львов составил партию на cornet-a-piston.
Интересно, что по инициативе Николая I впервые в России будут регулярно проводиться концерты в здании Павловского вокзала для широкой публики. В них примут участие видные музыканты того времени.


Слайд 22Православная религия. Церковное пение
Очень интересно воспоминание сестры

Николая Ольги о том, что посещение церкви в детстве, наблюдение служб развило «сильное влечение к нашей православной вере. Благодаря нам наши родители выучились понимать чудесные обряды нашей церкви, молитвы праздников и псалмы». Удивителен собственный интерес детей к православной вере, который сделал их глубоко верующими в нее людьми. Обратите внимание, что уже дети

учили взрослых. Их же, с их слов, воспитатели обучили лишь только нескольким молитвам и тому, как креститься.
С самых ранних лет Николаю нравилось пение церковных певчих, трогавшее его всегда до глубины души. Впоследствии, уже будучи императором, он выучит наизусть абсолютно все службы и будет с удовольствием подпевать певчим своим приятным баритоном. Голос у него был хороший. Особенно император полюбил церковное пение в исполнении малолетних певчих родом из Малоросси. 


Слайд 23Зарисовки из детской жизни Николая Павловича

Воспоминания воспитателей Николая, его самого, его друзей и др. позволяют узнать много интересного и о повседневном быте ребенка, будущего царя Николая I.

 

Вставал он между 7-ю и 8-ю часами утра, одевался медленно. Утром любил пить чай, за обедом кушал обыкновенно очень немного, а за ужином иногда довольствовался куском черного хлеба с солью. Спать он ложился в десятом часу вечера. До отхода ко сну он еще должен был заполнить свой журнал. Для него это было скучное занятие, поэтому дело вел так, чтобы думал "за него кавалер". 
Николай Павлович обладал отменным здоровьем, почти не болел всю жизнь. Обоих великих князей приучали не бояться

плохой погоды, и «Мария Федоровна приказывала им иногда оставаться в саду и продолжать играть даже во время дождя, пока он не особенно усиливался». Детей приучали к посильному им труду на грядках и в саду: «Один показывал ей почти созревшую вишню, другой - салат... Ее Величество заметила участок необработанной земли и посоветовала Великим князьям посадить там газон».
Выводы делайте сами.


Слайд 24Гуманность - первая добродетель, которую надо воспитывать
Зверьков маленький

Николай отпустил, а вот царь Николай I отпустить на волю крепостных крестьян не решится, хотя понимал, что им «было бы так гораздо лучше».

Приведем еще одно важное воспоминание кавалера Алахвердова: "Среда 11 июня 1802 года Великий князь Михаил устроил нам праздник, который давно уже обещал. „Видите,- сказал он мне,- как я верен своему слову, моя белка будет свободна". И он приказал принести животное в сад, где отпустил его на волю, добавив, что белке будет так гораздо лучше, чем в клетке... Великий князь Николай стал просить, чтобы отпустили его кроликов и зайца, что было исполнено по первому его требованию. Все произошедшее доставило мне большое удовольствие, так как я полагаю, что Гуманность - первая добродетель, которую надо воспитывать, особенно в Великих князьях".


Слайд 25Война. Николай не получил университетского образования

Так сложилось, что великие князья Николай и Михаил не получили университетского образования. Нет, такая идея была у Марии Федоровны: она хотела отправить их на учебу в Лейпцигский


университет в 1809 г., но не отправила: в
Западной Европе было неспокойно, а потом Наполеон вторгся в пределы России, началась Отечественная война 1812 г.
Возможно, что были и другие причины, которые помешали Николаю получить высшее университетское образование.

Не забудем, что Николая в то время к трону не готовили.


Слайд 26О.А.Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1813 г.
И обучение

в Царскосельском лицее тоже не состоялось. Великие князья продолжили домашнее образование.

Вышло так, что Наполеон «принял участие» в образовании будущего императора Николая I, но его «усилия» ему только навредили. А Николай Павлович и его брат Михаил, конечно же, хотели бить врага, хорошо бы вместе. Их взаимная привязанность доходила до того, что если один был болен, то другой просто не находил себе места от переживаний.

Наполеон «принял участие» в образовании Николая


Слайд 27Не довелось принять участие в изгнании французов из Отечества
постоянно просили мать

и Александра I разрешить им принять участие в боевых действиях. Чувство
патриотизма было у них развито.


Они представляли себя в первых
рядах славных сынов Отечества,
сражающихся с неприятелем и


Слайд 28На фронт! На фронт!
Только в

1814 г., когда поражение Наполеона было предрешено, император и Мария Федоровна разрешили великим князьям отправиться на фронт. Представляет интерес напутствие им их матери: не быть легкомысленными и самодовольными, полагаться во всем на советы своего «второго отца» ген. Ламздорфа, быть разборчивыми в выборе окружения; не поддаваться наклонности вышучивать над другими; быть осторожными в своих суждениях о людях, т. к. из всех знаний - знание людей самое трудное и требует наибольшего изучения.
Она советует запасаться познаниями, создающими великих полководцев: "Следует изучить все, что касается сбережения солдата, которым так часто пренебрегают; жертвуя им ради красоты формы, ради бесполезных упражнений, личного честолюбия и невежества начальника". Из наставления следует, что Мария Федоровна хорошо знала своих сыновей. Ей не отказать в уме и проницательности.

Слайд 29Чувство грусти и чувство любви

7 февраля 1814 г. великие князья под надзором генерала Ламсдорфа выехали "на войну" . Он так «старался» успеть доставить великих князей на театр военных действий, что когда они прибыли в Париж, она уже завершилась – Наполеон капитулировал, его изгнали на о. Эльба. Великие князья были расстроены, но поделать было нечего. "Живо еще во мне то чувство грусти, которое нами тогда овладело и ввек не изгладится", - вспоминал Николай много лет спустя. Опоздали!
Но в сердце Николая жило и другое чувство. Из

Принцесса Шарлотта.

всех многочисленных и долгих остановок, которые Ламсдорф устраивал во время поездки во Францию, одна повлияла на всю его жизнь очень существенным образом.
В Берлине он познакомился со своей будущей женой, очаровавшей его, 16-летней Принцессой Пруссии Шарлоттой. Они влюбились друг в друга с первого взгляда!


Слайд 30Великие князья Николай и Михаил
О.А. Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1814

Портрет великого князя
Михаила Павловича (справа)

Слайд 31«Комментарии» Цезаря надолго становятся его настольной книгой
Произошло еще

одно событие: прусский король Фридрих Вильгельм намекнул Николаю, что Александр Первый имеет на великого князя некие особые виды.
Возможно, что эти слова короля заставили Николая вернуться к изучению истории. Надо было готовиться к возможному восшествию на престол. Он принял намек именно так, разве можно в этом сомневаться?
После заграничного путешествия Николай начинает много и вдумчиво читать древних и современных ему авторов о деятельности выдающихся полководцев всех времен, а «Комментарии» Цезаря надолго становятся его настольной книгой. Утверждения, что Николай Павлович совсем не интересовался историей, ложны.

Gaius Iulius Caesar


Слайд 32В Париже!
Розен И. С. Гвардейский экипаж  в Париже. 1814.

В Париже великие князья наблюдали жизнь столицы, обозревали различные ее учреждения, предпочитая учреждения военные и политехнические.
Императрица Мария Федоровна в одном из писем в Париж генералу Коновницыну выражала уверенность, что в столице «роскоши и разврата» великие князья, воспитанные в нравственности подобающей, от пагубных соблазнов воздержатся - «яд в юные сердца» их не проникнет .


Слайд 33
В 1814 году, кстати,

будет издана в России книга Я.С. Деминского «Русские в Париже, или Описание происшествий бывших во время вступления и пребывания в Париже российских войск с союзными, под предводительством Его Величества императора Александра I». 1814 года — Санкт-Петербург: В Морской типографии, 1814. 
Книга содержит много интересных фактов. Возможно, что Николай Павлович не упустил возможности ее, если не прочитать, то, по крайней мере, просмотреть. Он же был там!

Русские в Париже


Слайд 34
Великий князь Николай Павлович. 1815. Фаврен
А этот портрет

Николая добавляет некие штрихи к характеристике его личности? Согласны с тем, что художник обращает внимание на сосредоточенность цесаревича, на определенный его уход в себя, на его волевой характер? Несогласие тоже принимается. А как по поводу роли детства, отрочества и юности в жизни человека? Редко кто возразит, что истоки хорошего и плохого во взрослом человеке «произрастают» именно в этот период его жизни.
Узнали ли Вы хотя бы что-то новое для себя о формировании личности будущего самодержца России? Что бы изменил сам Николай в своем воспитании и образовании? А что посоветовали бы Вы?
Могло ли это повлиять на судьбу России?

«Читать» человека по лицу – это возможно?


Слайд 35Трёхмесячное путешествие по европейской России

А теперь о путешествиях. В 1816 году Николаем Павловичем в целях продолжения образования было совершено трёхмесячное путешествие по России .
Оно для ознакомления со своим Отечеством в административном, коммерческом и промышленном отношении было очень познавательным для Николая. Благодаря поездке он получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны. Он выполнил и наставление матери: регулярно вел записи своих впечатлений, например, что в Белоруссии дворяне польского происхождения почти все присягнули Наполеону. Подмечает, что влияние там католицизма очень сильное…

Также в 1816 г. цесаревич стал шефом конно-егерского полка.

Великий князь Николай Павлович.
Гравюра Жоно с литографии Беннера


Слайд 36Университета Николай не избежал!
В 1816г.

Николай был назначен канцлером университета в финском г. Або.

Медаль в память избрания Великого Князя Николая Павловича канцлером университета в г. Або (Турку). 1816 г.  Надписи на об. ст. медали: вверху – «ERIS MIHI

MAGNUS APOLLO» (Будешь мне великим Аполлоном), под обрезом – «CANCELLARIO PRINCIPI / ACADEMIA ABOENSIS. / MDCCCXVI.» (Университет в г. Або высокому канцлеру, 1816 г.).


Слайд 37Посещение Туманного Альбиона
В 1816 г.

Николай Павлович целых четыре месяца провел в Великобритании, что было исключительно полезно для его образования. Он ознакомился с опытом развития этой самой передовой страны того времени. Не только в экономическом плане, но и в плане социально-политической системы эта страна могла предоставить особый интерес для великого князя. Однако политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной направленностью, приверженностью абсолютизму.

Слайд 38Огромный интерес в английском обществе
Ему очень не понравилась

парламентская «болтовня», и он желал бы лишить дара слова всех тех, которые делают из него такое употребление.
Следует отметить, что прибытие младшего брата русского императора Александра I вызвало огромный интерес в английском обществе и широко освещалось в печати.
Англичане в то время уделяли России особое внимание, вызванное победами русской армии над Наполеоном и посещением Лондона в 1814 году российским императором.



Слайд 39 Великобритания и Россия были союзниками в войне с Наполеоном.

Александр I в 1815г. наградил командующего английскими и прусскими войсками в битве при Ватерлоо герцога Веллингтона за победу в сражении орденом Святого Андрея, в 1816г. - орденом Св.

Веллингтон (1769-1852)


Золотая орденская цепь с изображением Святого Андрея, распятого на Х-образном кресте на фоне черного двуглавого орла к восьмиконечной звезде
ордена.

Александра Невского. Англичане были очень радушно настроены по отношению к великому князю Николаю.

Радушие по отношению к русскому цесаревичу


Слайд 40Из воспоминаний барона Стокмара
В.к. Николай Павлович. 1816. О.Кипренский
  "Он исключительно

красивый, привлекательный молодой человек…, стройный, как сосна, с совершенно правильными чертами лица, прекрасным открытым лбом, красиво изогнутыми бровями, прямым носом, изящным ртом, хорошо очерченным подбородком. Он живой, без всякой застенчивости или скованности, и при этом с прекрасными манерами. Он довольно разговорчив, сопровождает свою речь приятной жестикуляцией». Леди Кемпбель: «Он дьявольски хорош собою! Он будет красивейшим мужчиной в Европе». Англичан поразила и умеренность Николая в пище, его почти спартанский образ быта. А он остался доволен англичанами.

Слайд 41Год 1817-й. Невеста приехала!

Положимся на воспоминания самой принцессы Шарлотты: «По приезде моем в Россию я была встречена на границе свитою… Мой жених, Великий князь Николай Павлович, встретил меня у пограничного шлагбаума с обнаженной шпагой, во главе отряда солдат почетного эскорта. Мое путешествие совершалось медленно по невозможным дорогам и при невыносимой жаре.
18 июня… я очутилась в объятиях моей будущей свекрови, которая отнеслась ко мне так нежно и ласково, что сразу завоевала мое сердце».

Слайд 42Брак по любви
13 июля 1817 года  состоялось бракосочетание Великого князя

Николая с принцессой Шарлоттой Прусской (это и день ее рождения). в церкви Зимнего дворца. Шарлотта перешла в православие и была наречена новым именем — Александра Фёдоровна. Счастливый Николай называл ее «моя птичка». Этот брак был заключен по любви. Он же, конечно, укрепил политический союз России и Пруссии. В 1818 г. у супругов родился их первый сын Александр (будущий император Александр II).

Слайд 43 Николай Павлович вступил во взрослую жизнь


Слайд 44 А теперь сравните свое мнение о результатах влияния

детского, отроческого и юношеского периодов жизни на Николая Павловича с мнением автора данной работы.
Эти периоды жизни будущего императора России Николая I (1825 – 1855 гг. правления) - начало складывания его основных черт характера, привычек, время проявления способностей, наклонностей, процесса формирования самой личности этого человека.
Многое, что тем или иным образом повлияло на Николая Павловича в эти периоды его жизни, например, «ламздорфщина», «бедное образование», определило то, какую политику и как он проводил, будучи императором России.
Николай Павлович стал сильной, волевой личностью с вполне определенной системой ценностей, мышления, мировоззрения, стилей поведения.

Роль детства, отрочества и юности в формировании личности Николая I

Отметим, что природа дала ему немало. Он был наделен качествами и способностями, которые явно были выше средних: необычайно крепкое


Слайд 45

Роль детства, отрочества и юности в формировании личности Николая I
здоровье,

атлетическое телосложение, мужская красота, острый ум (обнаружил особые успехи в математике и физике), прекрасная память, чувство юмора, музыкальный слух, дар к рисованию, поразительная работоспособность и трудолюбие, склонность к созиданию (особенная любовь к строительному инженерному делу), очень сильная воля, дар располагать к себе других людей. Он умел дружить, соблюдать верность данному слову, обладал чувством патриотизма, ответственности.
Этот же человек проявлял самовлюбленность и высокое честолюбие, стремление повелевать, самоуверенность.
Для него было свойственно увлечение внешней стороной явлений нередко в ущерб делу, фанатичная

страсть ко всему военному, хотя каких-либо полководческих талантов он, уже будучи императором, не проявит. Необходимо отметить его чрезмерную требовательность к себе и другим, замкнутость по отношению к одним, открытость - к другим, «бедность» его образования в сочетании с недооценкой им самим ряда направлений в гуманитарном образовании.


Слайд 46Роль детства, отрочества и юности в формировании личности Николая I





Он был вспыльчив, но и отходчив, прямолинеен, непреклонен в следовании своим желаниям, убеждениям, неспособен их пересматривать, признавать свои ошибки, и, вместе с тем, мог менять свои стили поведения, чтобы добиться желаемого от других людей. Добрый по натуре, он мог быть жестоким и оправдывать жестокость, исходя их своих убеждений и лучших побуждений.
Как видим, Николай Павлович имел как много положительных качеств, так немало и отрицательных.
И это, конечно, лишь краткие выводы о результатах влиянии на Николая Павловича его детства, отрочества и юности. В краткой работе невозможно отразить все

особенности личности этого человека, которому выпадет нелегкая доля «нести свой крест» императора России.
Одно, по-моему, совершенно неоспоримо: историю надо знать не только в схемах, но и в лицах.


Слайд 47Интерес к личности императора Николая I и его деятельности

Интерес к этому политику никогда не ослабевал и в настоящее время еще более усилился по ряду причин: во-первых, как во время его правления, так и сейчас остро стоит вопрос о том, идти ли тем путем, которым идет Запад, или у России должен быть некий свой вектор исторического развития; во-вторых, общее между тем временем и настоящим в стадиальном отставании России от передовых стран мира и проблемах ее модернизации, в-третьих, общее – это и огромный коррумпированный государственный аппарат, и резкий контраст в уровне доходов различных групп населения, и рост сепаратизма, и серьезная внешняя опасность и т.п.
Очень по-разному историки и политики оценивают саму личность Николая I и его государственную деятельность. Но об этом пойдет речь в последующих частях электронной книги «Николай I. Штрихи к портрету».
Очередная, третья, ее часть называется «Путь к трону. Декабристы».


Слайд 48
Михаил
Николай I – сын Павла I и Марии Федоровны
Его братья: Александр

I, Константин и Михаил

ПРИЛОЖЕНИЯ
Родители Николая Павловича и его братья

Павел I


Слайд 491816 г.
1815 г.
1814 г.
Портреты Николая в период детства,

отрочества, юности

1807 г.

1797 г.


Слайд 51Ознакомьтесь с частью №3 данной работы «Путь к трону. Декабристы»
Если Вас

заинтересовала данная работа , то информацию о том, где найти ее продолжение (часть №3 ), будет размещена на сайте http://history27.ucoz.ru/

Автор данной работы: К.М.Петроченков
E-mail: const27const27@yandex.ru

«Путь к трону. Декабристы».

«Путь к трону. Декабристы».


Слайд 52Использованные ресурсы сети Интернет
Рахматуллин М.А. Екатерина II, Николай I, А.С. Пушкин

в воспоминаниях современников. / Отв. ред. А.Н.Цамутали, сост. А.Л. Хорошкевич.М.: Памятники исторической мысли, 2009. – 640 с.- http://go-url.ru/daf6

http://www.rulex.ru/01140174.htm - статья о Николае I (биографические данные и деятельность)

http://www.nkj.ru/archive/articles/3858/ -Наука и жизнь.№1, 2002 . М. РАХМАТУЛЛИН.ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I И ЕГО ЦАРСТВОВАНИЕ.

Щербакова Е.И.НЯНЮШКИНЫ СКАЗКИ-Вhttp://mse-msu.ru/files/sc_pub_new/serb_pub_article1503.pdf

ВЗРОСЛЫЙ МИР ИМПЕРАТОРСКИХ РЕЗИДЕНЦИЙ.И. В. ЗИМИН -http://providenie.narod.ru/0000809.html#t4; http://providenie.narod.ru/0000809.html#t52

ПОЛСВЕТА ВЛАСТЕЛИН НЕВОЛЬНЫЙ. Император Николай Первый: младые годы -ttp://www.rusvera.mrezha.ru/659/3.htm

Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III. Авторы: Вольдемар Н. Балязин,Владимир Николаеви http://books.google.ru/books?id=6JvKdVhXOR0C&pg=PA89&lpg=PA89&dq=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB-

ДОМ РОМАНОВЫХ 1613-1917 гг.:электронный иллюстрированный биобиблиографический справочник-http://www.nlr.ru/res/refer/romanov/article.php?num=270

Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола.В. М. Бокова -http://www.nnre.ru/istorija/detstvo_v_carskom_dome_kak_rastili_naslednikov_russkogo_prestola/p12.php

Николай I. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_I#cite_note-9

Чулков Г.И..Императоры: Психологические портреты :http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TZARS/PALKIN.HTM

И.Зимин. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение- http://statehistory.ru/books/Detskiy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Byt-monarkhov-i-ikh-okruzhenie/7 ; http://www.nnre.ru/istorija/zagovor_grafa_miloradovicha/p10.php ; http://providenie.narod.ru/0000806.html

Исторические портреты. Романовы.Часть III.Под редакцией А. Н. Сахарова- http://wordweb.ru/portrety3/index.htm; http://wordweb.ru/portrety3/03_02.htm

Н. Д[убровин].Несколько слов в память императора Николая I- http://dugward.ru/library/nikolay1/dubrovin.html

Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола.В. М. Бокова -http://www.nnre.ru/istorija/detstvo_v_carskom_dome_kak_rastili_naslednikov_russkogo_prestola/p12.php


Слайд 53http://catherine-catty.livejournal.com/134947.html - А может быть все было совершенно иначе
http://www.russiskusstvo.ru/themes/archive/a1848/ - Маленькое

увлечение императора Николая I(о рисовании)

Б.Н.Тарасов    Николай I и его время.http://kalte-winter.livejournal.com/102095.html .С исторической точки зрения. Н. Шильдер. Император Николай Первый. Глава первая. http://gosudarstvo.voskres.ru/tarasov/nic3.htm

И.Зимин. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых- http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi--Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/

http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi--Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/26 - подарки, деньги Николай 1

http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/-И.Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.

Раннее детство Императоров. Николай Первый.Кравцова М. В. http://www.portal-slovo.ru/art/36637.php

http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/36 -музыка и Николай

Иллюстрации из альбома Николай I - http://fotki.yandex.ru/users/hapard/album/123386

М. Пазин. Запретные страсти великих князей. «Незабвенный» император и его потомство
http://www.xliby.ru/istorija/zapretnye_strasti_velikih_knjazei/p3.php

Ю.Веремеев. Лейб-гвардии Измайловский полк- http://army.armor.kiev.ua/hist/lg-izmail.shtml

Личность императора Николая I и обстановка его воцарения-http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/355-plat-tut-150

Мы и Россия. Гувернантка четырех императоров  http://www.gazeta.lv/story/2423.html

http://www.gold10.ru/magazine/archive-of-numbers/15738/?ID=15406 –о талантах Марии Федоровны

http://the-best-of-thebest.diary.ru/p176555121.htm?oam – одежда царской семьи

http://sarmata.livejournal.com/176315.html?thread=1841339- Павел I с семьей

Использованные ресурсы сети Интернет

http://www.liveinternet.ru/users/lan_ka_k/post243590470- «Белая Роза»-императрица Александра Федоровна


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика