Слайд 1
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА
В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЕ ШКОЛЫ
«Кирилл и Мефодий» представляет:
Слайд 2
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ...
"Нужна не компьютеризация библиотек,
а комплексная компьютеризация школы. В первую очередь установка школьного сервера, создание локальной сети учреждения и т.д."
(С.Кокорин, Тольятти)
"Интернет в школьной библиотеке - это возможность создания единого информационного и, возможно, образовательного пространства для всех образовательных учреждений страны, это - выравнивание уровня преподавания, который, как известно, очень разнится в различных регионах"
(Л.И.Кожемяко)
Слайд 3
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ЧАСТЬ и СИСТЕМА
Часть единого информационного образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в последние годы в отечественных школах и основанного на триединстве: "не-электронном пространстве", Интранете и Интернете
Целостная информационная медиасистема всеобъемлющих служб, основанная на деятельностном подходе, охватывает учащихся и учителей, где бы они не работали - в учебных классах, в школьной или районной детской библиотеке, любых других помещениях школы или дома за компьютером, тем самым значительно смягчая "жесткость" классно-урочной системы.
Подсистема в общей системе дистанционного образовательного и информационного обслуживания, которая может включать партнерское взаимодействие с другими информационные центрами, школами, фондами и другими грантодающими организациями, др.
Слайд 4
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ЧАСТЬ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА
ШКОЛЫ
Медиатека, являясь частью единого школьного информационного образовательного пространства, представляется инструментом, способным внести конструктивные изменения в школьное образование. Ее программа предназначена для совершенствования процесса преподавания и обучения школы.
Слайд 5
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
На уровне
"не-электронного" информационного образовательного пространства: в учебных кабинетах и других помещениях школы, возможно и располагающих компьютерным оборудованием, но не объединенных в единую локальную сеть школы, собирается фонд учебных материалов и медиасредств для внутреннего использования
(возможно, есть компьютер для повседневной, рутинной работы учителя, есть телевизор для демонстрации на уроке учебных программ и видеофрагментов, проектор для просмотра диапозитивов)
Слайд 6
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
На уровне
Интранета создается школьная база данных (БД) общей административной информации и информации учебно-методического характера, специальным образом отбираемая и накапливаемая (например, в локальной сети школы в учебно-методическом блоке размещается мультимедийный веб-квест по географии для проведения самостоятельной работы школьников по этому предмету на уроках или дома, или в административном блоке - размещается информация для родителей по предстоящим экзаменам школьников).
Слайд 7
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
На уровне
Интернета предоставляется доступ к информации в виде веб-сайтов в Интернете, аннотированные ссылки на которые размещаются специалистами медиацентра в локальной сети школы:
для администрации школ;
для школьников;
для учителей;
для родителей;
для школьных библиотекарей.
Слайд 8
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ЧТО СПОСОБНО СОЗДАТЬ В ШКОЛЕ
ЭФФЕКТИВНУЮ ПРОГРАММУ БИБЛИОТЕКИ/МЕДИАТЕКИ
Какая миссия отводится библиотеке/медиатеке в данной конкретной школе?
Какие факторы влияют на качественный отбор тех ресурсов, из которых состоит фонд оборудования и медиасредств, база данных (БД) школы?
Какого рода деятельность необходима в библиотеке/медиатеке?
Происходят ли изменения в потребностях у учащихся и учителей в библиотечных услугах?
Как меняется роль библиотекаря школы?
Каким образом взаимодействуют в библиотеке/медиатеке ее сотрудники друг с другом, с учителями и учащимися?
Слайд 9
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ/МЕДИАТЕКИ
Основная цель, к
реализации которой стремятся создатели медиатеки в школе.
В школе - это эффективно
действующая служба
информационного обеспечения
учебно-воспитательного процесса,
способная внести конструктивные изменения в школьное образование.
Слайд 10
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИССИИ БИБЛИОТЕКИ/МЕДИАТЕКИ
"Внутренние" и
"внешние" факторы, впрямую и опосредованно влияющие на выполнение учебной программы
Образовательные и индивидуальные потребности учителей и учащихся, во многом определяющие как формирование фонда медиасредств, так и влияющие на развитие форм учебно-воспитательной деятельности учащихся, учителей и других участников педагогического процесса с использованием медиа- и Интернет-ресурсов.
Слайд 11
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
уникальность расположения школы
(социально-экономическое и географическое положение села, демографическое состояние, количественный и национальный состав населения, традиции),
взаимодействие с управленческими структурами,
подключение к работе Совета школы, населения,
приоритеты школы, др.
Слайд 12
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
образовательные приоритеты школы,
округа, города (области, региона),
управление и координация классно-урочной и внеклассной деятельности,
учебный план,
традиционные, новаторские и углубленные или специальные программы,
работа в рамках отдельных проектов,
повышение квалификации в школе,
данные об интересах, способностях, потребностях, о развитии учащихся.
Слайд 13
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ПОТРЕБНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
более полноценная подготовка
к урокам
систематическое повышение профессионального уровня
Это предполагает оказание сотрудниками центра постоянной помощи в развитии самостоятельной деятельности учащихся (оказание услуг по выбору содержания, методики, использования медиасредств); в совместном проведении уроков или других занятий с использованием компьютера и ИТ; в создании презентаций из имеющихся медиаобъектов; в копировании учебных материалов; в получении информации о новых мультимедиа или Интернет-ресурсах по предмету; в тесном взаимодействии со специалистами центра, с учащимися и коллегами для подтверждения того, что школьники учатся работать самостоятельно с имеющимся фондом медиасредств; в совершенствовании своих собственных знаний о технологиях.
Слайд 14
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
связанные с учебной
работой
связанные с индивидуальными интересами
В частности, потребность в чтении книг и периодики; просмотре и прослушивании видео-, аудиоматериалов, CD-ROM, DVD-дисков, др.; записывании в текстовом редакторе тех идей, которые они извлекают из фондов медиацентра; создании медиа-презентаций своих выступлений на уроке; в приобретении практических умений при создании записей школьной видеопрограммы, макетировании журнала, создании школьной веб-странички; в получении информации о новых поступлениях; во взаимодействии индивидуально или в небольших группах с другими школьниками и учителями, др.
Список потребностей учащихся можно продолжить, но, обобщенно:
школьники нуждаются в условиях для самовыражения, коммуникации и социальной адаптации.
Слайд 15
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ПОТРЕБНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
Потребности администрации в программе
школьного библиотечного медиацентра можно определить достаточно кратко, подробнее остановившись на разъяснении того спектра деятельности, которую администрации готова осуществлять в его условиях:
в оперативной связи с вышестоящими организациями,
в сборе и обработке административной информации для принятия управленческих решений,
в повышение квалификации.
Слайд 16
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Основные: фонд
медиаресурсов и аппаратуры для его использования; достаточные помещения; сотрудники, способные обеспечить работу аппаратуры и деятельность учителей и учащихся - индивидуальную и в группе; адекватное финансирование;
Поддерживающие: управление, организация образовательного процесса с библиотечными и медиаресурсами, техническая служба;
Первичные: планирование и осуществление деятельности, обучение и повышение квалификации, модификация и создание новых ресурсов для учебно-познавательных целей, консультационная служба и обслуживание учащихся и учителей.
Слайд 17
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ МЕДИАТЕКИ ШКОЛЫ
Осмысление роли медиатеки для осознания миссии этой службы в учебно-воспитательном процессе школы.
Четкое распределение ответственности между всеми сотрудниками медиатеки.
Определение тех методических приемов и форм деятельности, которые будут использоваться в медиатеки и будут едины для всех служб, фондов и баз данных информационной системы.
Эффективно работающая локальная сеть школы, связующая элементы системы с единое целое.
Программа школьной медиатеки, которая держит в центре внимания всю систему.
Слайд 18
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы
Спасибо за внимание!
Отдел образовательных проектов
компании
«Кирилл и Мефодий»
тел. (095) 903-80-95, 903-30-50
e-mail: edu@km.ru
www: http://edu.km.ru
докладчик: к.п.н. Елена Николаевна Ястребцева