Слайд 1
Ш Международная конференция
«Продолжая Грушина», Москва, 01.03.2013
«Ресурсы социального доверия/капитала
студенчества пост
социалистических стран»
Выступление доктора социологических наук,
профессора Маликовой Наили Рамазановны
Москва, РГГУ/МГУ им. М. В. Ломоносова
“
Слайд 2Особенности современных
кросс - культурных исследований
Рост международной кооперации;
Междисциплинарная интеграция;
Обязательный кластер - показатели ресурсов социального доверия - институционального, межличностного, межгруппового, ценностных ориентаций (ESS, World Values Survey Association (WVSA), Eurobarometer)
В октябре 2012 года завершен международный НИП, сравнение ресурсов социального доверия студенчества Польши, Литвы, России, Украины, Чехии (координатор-д.соц. наук, профессор Оксана Козловой (Щецин/РГГУ)
Слайд 3Методологические основания
«социального капитала»
От Линды Ханифан (Hanifan, 1916), П. Бурдье («habitus»),
к концептуальным идеям Патнэма, Френсиса Фукуяма, Роберта Шо, Никласа Лумана, Петра Штомпка: сетевой, ресурсный, коммунитарный, институциональный и синергетический подходы;
Социолог Дж. Коулман - о сути 3-х видов капитала (физического, человеческого и социального) - социальный капитал «не осязаем», включен в структуру социальных отношений; а) в зависимости от организации университетского социума будут различны индивидуальные достижения и карьера; б) существуют скрытые связи между ценностями вузов и ценностями общества; в) роль университетов состоит не только в том, чтобы транслировать культурные ценности, но и быть доверительной средой их формирования. (Coleman, 1988, 1990).
Слайд 4Взаимосвязь социального капитала
и эффективной жизнедеятельности
демократических сообществ
Гражданское общество, в котором
развит социальный капитал, должно обладать следующими чертами:
гражданская активность, участие в общественных делах, их личные интересы не противоречат интересам общества;
обеспечены равные права и обязанности для всех граждан;
предполагается солидарность, доверие и толерантность в обществе, что позволяет сдерживать оппортунизм;
существуют и процветают добровольные ассоциации граждан, которые представляют собой своеобразную школу сотрудничества (Putnam, 1995).
«Социальный капитал, это - уходящие вглубь истории традиции социального взаимодействия, предполагающие нормы взаимности и доверия между людьми, широкое распространение различного рода добровольных ассоциаций и вовлечение граждан в политику ради решения стоящих перед сообществом проблем» (Патнэм, 1996)
Слайд 5Социальные функции
доверия
Ресурс доверия, который формирует потенциал социального капитала определяет: на
межличностном уровне – коммуникативная функция создания эффективного взаимодействия, ускорения социального обмена; на институциональном уровне – функция интеграция группы, общности и общества в целом; функция инициации кооперации социальных действий сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, согласия; функция накопления успешного опыта социальных взаимодействий, как на личностном, так и на социальном уровне; функция обеспечения продолжительности и уровня демократии в стране, ее экономического развития (Inglehart, 1990).
Петр Штомка - в странах западного мира, особенно, в последнее время наблюдается разрушение и упадок традиционной культуры доверия, а страны Восточной Европы напротив, особенно, в лице своего молодого поколения, являют пример формирования новой культуры доверия (Sztompka, 1999). Кто акторы новой культуры доверия?
Слайд 6Валидность выбора
объекта исследования
Выбор объекта исследования методологически оправдан, не случайно, это
- студенчество Польши, Литвы, России, Украины, Чехии (N=5000):
Во-первых, это представители стран, которые практически одновременно преодолели варианты социалистического социально-политического устройства.
Во-вторых, это первое поколение граждан, родившихся и/или выросших уже в независимых пост социалистических обществах, не испытав кризиса «советской/социалистической» идентичности.
В-третьих, ресурсы социального доверия, потенциал социального капитала представителей именно студенчества, являются ведущими факторами для определения вектора социального развития в ближайшем будущем, когда они, как «профессионалы» с университетским образованием, пополнят ряды «среднего класса» и гражданского
Слайд 7Результаты исследования:
предварительные
общие выводы
Лидеры позитивного мировосприятия, с высоким уровнем ресурсов
социального доверия – поляки;
В области институциональной, уровень доверия к основным политическим, государственным институтам падает у всех, но и здесь поляки чуть более толерантны, в то время как украинцы наиболее критичны.
Практически по всем ведущим позициям за поляками следуют, но неординарно - литовцы, за ними - российские студенты;
показатели доверия русских и украинских студентов очень близки по все параметрам;
В целом, аутсайдеры ресурса альтруизма в области мировоззрения, общественных контактов, индивидуалистичные чехи, но они – лидеры доверия к своему ближайшему окружению, как литовцы и буряты.
Слайд 8Этнокультурные различия и/или
региональная специфика?
Выявлены довольно весомые различия в позициях области
мировоззрения российских студентов Москвы и Саратова, с преобладанием русских студентов и Бурятского государственного университета;
В общих интегрированных показателях более высокий ресурс доверия у российских студентов в целом, обретен за счет данных опроса студентов из Улан-Уде (Бурятия). Именно поэтому была выделена группа «буряты»;
Прояснится ли картина, если мы обратимся к результатам измерений для сопоставления уровня доверия бурят и русских в сферах межличностных контактов и локальных отношений VS (versus) сфере общественных контактов и в институциональной области?
Слайд 9Область мировоззрения:
Вслед за поляками, вплотную за литовцами, в плане доверительного мировосприятия
«золотая середина» принадлежит бурятам. Среди них есть и доверчивые М1(44%) и M5 осторожные (52%). Среди бурят, склонных проявлять осторожность и излишне не доверять людям, считают (М6) «бессмысленным верить в бескорыстие» и «предпочитают быть эгоистами» (25-27%).
В области сравнений области мировоззрения более высокий уровень доверия бурят позволил повысить интегрированные общероссийские показатели и вывести позицию российских студентов на срединное 3-е место, после показателей доверия поляков и литовцев.
Слайд 10Область межличностных контактов:
- «Меня никогда (бы) не тянуло проверить контакты/связи
моего (-ей) партнёра (партнёрши)/мужа (жены)»; М27 - «Меня никогда (бы) не тянуло проверить контакты/связи»; - «Большинству людей из моего ближайшего окружения я могу доверять»; - «В отношениях преподаватель – студент личные темы…»; -
В области межличностных контактов траектория позиций русских и бурят практически совпадает по одной позиции М26, не ставшей актуальной для многих студентов, проблема личного доверия в семейно - брачных и сексуальных отношениях. Оттого 30% русских и бурят отметили, что никогда бы им не пришло в голову, «проверять контакты/связи, партнёра (партнёрши)/мужа (жены)». М28-Буряты (60%) значительно опережают русских (44%) в плане доверия большинству людей из своего ближайшего окружения (локальный «радиус доверия»). Они также склонны М31 чуть больше доверять своим университетским преподавателям, обсуждать даже личные проблемы (55%), нежели русские (46%). М32
-недоверие, «подозрительность в отношении мотивов действий других людей» у 36% бурят,38% русских.
Слайд 11Область общественных контактов:
Ресурсы доверия в сфере общественных контактов у русских и
бурят близки: 036-Оптимисты преобладают, утверждая, что «обычно встречают больше хороших людей, чем плохих» (64% -65%). О41 - В условиях рыночных отношений, роста конкуренции представители обеих культур, не склонны быть коллективистами и избыточно доверчивыми, солидарны в том, что «работодатели ставят интерес работника на последнее место (по 60%), а «если возникает оригинальная идея, лучше не делиться ею с коллегами..» (55% - русских, 47% - бурят); (О42) «лучше, чтобы начальник по работе знал как можно меньше о моих личных делах» (67% - русских, 64% - буряты); О44 - «обычно не опасаются, что кто-то использует, когда сотрудничают с людьми» (по 45%).
Слайд 12Институциональная
область:
Институциональное доверие: (И47)–русские студенты (67%) vs 45% бурят– «большинство политиков
в России-не стоящие доверия манипуляторы; (И48)-9% русских, 17% бурят доверяют полиции; считают, что в «государственных учреждениях ко всем гражданам относятся равно справедливо»; И49- 9% русских, 15% бурят). Доверие к тому, что «большинство политиков, действительно заботится о благосостоянии страны» (русские-19%, буряты - 23%. И51 -Доверие к судьям- у 17% русских, 34% бурят. И54 -У русских минимум доверия к эффективности налоговой политики (7%), у бурят (24%). И55 - 67% русских vs 47% бурят, недоверие «государственной элите» (важнее личные выгоды, чем общественное благо).
Слайд 13Локальное
измерение:
Велик удельный вес тех, кто разделяет позицию Л56 - «Лучше,
чтобы соседи знали как можно меньше о моей частной жизни» и среди бурят, и среди русских (по 66%). Л59 -чужими считают своих земляков 40% русских. Доля бурят, не ощущающих своей локально-территориальной идентичности со своими земляками, почти вдвое меньше (22%). Оттого буряты больше доверяют им (Л60), полагая что «жители их городов/районов – это в основном порядочные люди» (49%). Л61- 32% бурят верят, что при необходимости многие земляки бескорыстно оказали бы им помощь, среди русских уверенность в альтруизме жителей столичного мегаполиса и саратовцев меньше (22%). Почти каждый третий русский, напротив, считает, что если бы в их городе/районе с ними случилось что-нибудь плохое, люди, видя это, не помогли бы (Л63)
Слайд 14
Ценностные ориентации:
региональная специфика
Доминирующие традиционные ценности:
ценность института семьи - показатели
ценностных ориентаций высоки, чуть выше в провинции;
«благосостояние семьи» (87 – 91%);
«безопасное материальное положение семьи» (84-90%);
«устойчивость семьи» (87-92%);
ценность «эмоциональной связи с членами семьи» (83- 88%)
Слайд 15Иерархия ценностей
российских студентов
В кластере гедонизм/эгоизм:
«место, дающее ощущение безопасности свободы (81-
86%);
«свобода в удовлетворении желаний (75-79 %);
«приятное времяпрепровождение» (74-78%);
«развлечение в весёлой компании» (61-65%);
«спокойствие, отсутствие обязательств» (48-58%);
«как можно меньше ситуаций, в которых необходимо принимать трудные решения» (48-56%);
«минимум усилий при достижении цели» (45-56%)
Слайд 16Иерархия терминальных
ценностных ориентаций
российских студентов
)
В кластере ценностных ориентаций на достижение
личностного роста, социальных статусов: «работа, соответствующая интересам» (84-88%); «возможность самосовершенствования» (81-86%); «контроль над ситуацией» (76- 78%); «работа, дающая большие возможности карьерного роста (76-83%); «чувство собственной незаменимости на работе, компетентность, профессионализм» (77-81%); возможность «самостоятельного принятия решений» (75-80%); ценность инновационного поведения - «поиск нового и захватывающего» (74-75%), «творческая работа, позволяющая создавать новое, оригинальное» (71-74%); ценность «власти как возможности организовывать работу, распоряжаться и управлять другими (54-62%);
Слайд 17Основные выводы
В целом, у россиян преобладает «горизонтальное» доверие (семья, дружба, локальные
социальные сети общения); в меньшей мере свойственно «вертикальное» доверие (правительству, милиции, суду, всем ветвям власти).
Ведущим фактором является уровень межличностного доверия (сопряжен с ощущением благополучия, роста благосостояния, удовлетворенности жизнью);
Стартовый социальный капитал и уровень доверия формируется в семье и ценностная ориентация на «радиус доверия» в семейном кругу, в условиях не преодоленного экономического кризиса, вполне рациональна, материально, эмоционально, психологически оправдана.
Отмечен рост ориентаций на индивидуалистические ценности среди столичных студентов и в провинции: «возможность развития собственных интересов» (82-86%), «ценность независимости, индивидуализма» (79-83%); «не позволять себя обманывать (политикам, вождям и т.д.) (76-80%). Одновременно, сохраняется потребность в ценности «уважения людей» (81-85%), «ощущения своей нужности» (81- 86%);
Снижается уровень ориентации на альтруистические коллективистские ценности: («возможность помогать людям», участвовать в «распространения общественных ценностей добра, справедливости, знания)
Слайд 18Вместо заключения
Может ли изучение такого важного компонента социального капитала как –
доверие приблизить нас к пониманию того, каков социальный капитал общества в целом?
Скорее это описание фрагмента социальной реальности, некой реактивной ситуации, отражение «средней температуры» одного из сегментов университетского социума.
Остались не проясненные вопросы: Каков механизм формирования социального капитала? Существуют ли продуктивные возможности для его формирования в конкретном университетском социуме? Как компенсируется взаимодействие при снижении уровня социального доверия?
Для поиска ответов на вопросы о ресурсах воспроизводства отношений доверия, лежащих в основе социального капитала группы, сообщества, необходима в дальнейшем более тесная международная кооперация усилий социологов разных стран в осуществлении междисциплинарной интеграции, интенсификации научно-исследовательских контактов и обмена методами сбора, обработки, анализа и способами содержательной интерпретации данных кросс - культурных исследований.
Слайд 19Дорогие коллеги,
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
nrmalikova@mail.ru