Слайд 1
Сетевой этикет
при дистанционном обучении
Никуличева Наталия Викторовна
зав.кафедрой дистанционного обучения
ФИРО
Слайд 2
Мастерство учителя в том,
чтобы поставить ученика
в такие условия,
когда
ему некуда будет деться,
кроме как учиться!
Писарук Г.В. - мой преподаватель
в университете по методике
преподавания русского языка
Слайд 3Сетевой этикет
В сети Интернет существует неформальный кодекс поведения, регулирующий общение пользователей
друг с другом и называемый сетевой этикет (netiquette — от слияния англ. слов net — сеть и etiquette — этикет).
Сетевой этикет — это некоторое количество базовых правил поведения в сети, однако эти правила время от времени подвергаются изменениям, что-то устаревает и теряет свою актуальность в связи с развитием технологий Интернет, а что-то добавляется новое.
Сетевой этикет регулирует:
правила обмена сообщениями по электронной почте
стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях
общие правила написания публикуемых текстов в сети и пр.
Слайд 4Сетевой этикет при общении по электронной почте
При переписке по электронной почте
каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах.
Приветствуйте собеседника в начале письма и прощайтесь в конце.
По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
Пишите кратко, грамотно и аккуратно.
Отвечая на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места.
Удобно, когда письма пользователя заканчиваются краткой «подписью», автоматически добавляемой к каждому сообщению, отправляемому пользователем, однако эта подпись не должна быть длиннее четырех строк. Очень важно указать в подписи своё имя-отчество полностью, чтобы получателю было удобно обратиться к Вам. Если указаны только инициалы, то отвечающему придётся искать имена в других источниках, на это потребуется время. Подразумевать же, что все точно помнят наше имя-отчество, - это неверно. У всех свои особенности памяти и объёмы информации, а также круг общения. Для дистанционного учителя в день получать около 30-40 писем, включая рассылки, - это норма.
Слайд 5В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.
Не следует переправлять чье-то
личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.
Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности.
Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. В первом случае - ответить в течение трех дней. Во втором – не отвечать.
Сетевой этикет при общении по электронной почте
Слайд 6Сетевой этикет при общении по электронной почте
Текст письма нужно структурировать по
смыслу, абзацы отделять пустой строкой.
Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (то есть, имеет ли он на своем компьютере нужную программу-архиватор).
Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания.
Нежелательно посылать письма большого объема — около одного мегабайта, поскольку пользователь, работающий с бесплатным почтовым ящиком, может такое послание не прочитать из-за ограничений на объем входящей корреспонденции.
К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа.
Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует.
При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты.
Если в письмо вложен файл, то в тексте письма обязательно должно был указано, что приложено и зачем.
Слайд 7Сетевой этикет при общении на асинхронной телеконференции
Какие правила сетевого этикета действуют
именно в асинхронных конференциях?
Будьте предельно вежливы.
Отправлять сообщения на телеконференцию нужно только по теме конференции.
Не писать в сообщении на телеконференцию ничего такого, чего вы не написали бы на открытой почтовой открытке.
Перед тем, как написать на телеконференцию, подумайте, а будет ли ваше сообщение интересно другим.
Необходимо помнить, что сообщения, направляемые на телеконференцию, рассматриваются как публикации, и на них распространяются авторские права.
Не используйте телеконференцию для переписки с одним человеком.
До отправки своего первого письма на телеконференцию внимательно прочтите все сообщения, уже опубликованные в ней, чтобы разобраться, кто и о чем именно здесь говорит.
Не задавайте частных вопросов (о поле, возрасте, работе и пр.).
Слайд 8Сетевой этикет при общении в синхронном режиме
При общении в синхронном режиме,
то есть в чате, аудио или видеоконференции, действуют несколько иные правила сетевого этикета, что связано с тем, что это – самый «экстремальный» вид общения в сети, самый приближенный к личному прямому диалогу.
Скорость обмена информацией в этом случае очень высока, а поскольку участник сетевого диалога вынужден акцентировать свое внимание как на самом диалоге, так и на используемых технических и программных средствах, это общение дается ему очень нелегко – человек быстро устает от высокого темпа общения и необходимости действовать строго по правилам.
Вместе с тем, если общение в синхронном режиме пускать на самотек, или не обращать внимание на правила, то подобное общение очень быстро превратится в хаос, эффективность же диалога будет минимальной.
Слайд 9Сетевой этикет при общении в синхронном режиме
(Золотое правило) Никогда не пишите
в конференции то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.
Не используйте нецензурные выражения.
Будьте политкорректны — не затрагивайте вопросы, касающиеся вероисповедания, пола, возраста, национальности и т.п. ваших партнеров по диалогу.
Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями — дайте возможность высказаться и другим.
Если в ходе диалога Вы столкнулись с суждением, которое Вам непонятно или с которым Вы не согласны, не спешите тут же высказываться "против". Корректнее будет задать вопрос и уточнить, почему именно так считает автор суждения. Часто дополнительные пояснения снимают противоречия.
Не пытайтесь быть тем, кем вы на самом деле не являетесь.
Не спорьте, если плохо разбираетесь в предмете спора или не имеете опыта в обсуждаемой теме.
Не задавайте вопросы, ответы на которые могут потребовать личную информацию о других людях.
Не пишите ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ (так как это эквивалентно крику или разговору «на повышенных тонах»).
Не переусердствуйте со смайликами.
Слайд 10Сетевой этикет при общении в синхронном режиме
Помимо этих базовых правил существуют
специальные приемы, которые позволяют повысить эффективность общения о время проведения чатов. К ним можно отнести следующее:
1. Обязательно представьтесь, когда вы заходите в чат. Это можно сделать с помощью ника (условного имени), имени, фамилии и т.д.
2. Как только вы вошли в чат и представились, понаблюдайте некоторое время за тем, что происходит, и постарайтесь понять, какая именно тема обсуждается. Не прерывайте участников чата, задавая им вопрос, ответ на который вы можете найти сами.
3. Если чат (или конференция) — тематический, и вы знаете тему, подготовьтесь к чату — подберите интересную информацию, которой вы хотели бы поделиться с другими или подготовьте свои вопросы.
4. Постарайтесь придерживаться темы дискуссии. Если вы хотите сказать что-то, не относящееся к теме или поговорить с кем-то конфиденциально, используйте режим «приват».
5. Задавайте общие вопросы и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, если вы чего-то не поняли.
6. Реагируйте на сообщения ваших партнеров — поддерживайте их, говорите им комплименты, разумно критикуйте и отстаивайте свою точку зрения.
7. Если вы собираетесь выйти из чата, предупредите об этом остальных участников, попрощавшись с ними.
Слайд 11Сетевой этикет при общении в синхронном режиме
Чат очень сильно отличается от
личного общения. Чатом управляет ведущий, используя для этого особые организационные приемы. В зависимости от выбранной и спланированной ведущим структуры чата выделяют три его разновидности.
Чат со свободной структурой означает полную свободу: каждый участник говорит тогда, когда это ему (ей) хочется, без всяких ограничений. Ведущий задает вопрос (вопросы) для начала дискуссии, а дальше его задача сводится к комментированию, подведению итогов и закрытию чата. Подобный чат проводится когда число участников не более 5-8 человек.
Чат с частично-свободной структурой проводится в том случае, если число участников сравнительно большое. При этом, если кто-то хочет задать вопрос, то он печатает символ «?» и ждет, когда ведущий разрешит ему выступить. Если участник чата хочет напечатать длинную фразу, то он может в конце каждой строк ставить символ «/», показывая тем самым, что фраза не окончена. В этом случае остальные участники чата должны терпеливо дожидаться своей очереди. Когда такая длинная фраза завершена желательно напечать “GA” (Go Ahead - продолжай).
Чат с ограниченной структурой - используются правила чата с частично-свободной структурой, но добавляется правило, которое требует от участников, желающих высказаться (прокомментировать другое высказывание), напечатать символ «!» если кто-то из них хочет взять слово и дожидаться того момента, когда ведущий позволит это сделать.
Слайд 12Наиболее часто используемые сокращения
Также для внесения разнообразия в чат (придания большей
эмоциональности высказываниям) или в неформальную переписку по электронной почте можно использовать некоторые сокращения.
AFAIK — as far as I know (насколько мне известно)
AKA — also known as (также известный как..)
Approx. — approximately (примерно)
ASAP — as soon as possible (как можно быстрее)
BAC — by any chance (при случае)
BTW — by the way (между прочим)
CUL — see you later (увидимся позднее)
F2F — face to face (лицом к лицу, при личной встрече)
FYI — for your information (информация для вас)
GA — go ahead (продолжай)
IMO — in my opinion (по моему мнению)
TNKY — thank you (спасибо)
WB — welcome back (с возвращением)
4U — for you (для тебя)
brb — be right back (сейчас вернусь)
Слайд 13Использование смайликов
Для придания эмоциональности и демонстрации своего настроения во время общения
можно использовать так называемые смайлики.
:-) Улыбка
;-) Улыбка с подмигиванием
:-> Дьявольская ухмылка
:-( Расстроенное лицо
8-) Собеседник в очках
(-: Собеседник леворукий
[:-) Собеседник слушает плейер
%-) Собеседник слишком долго сидит перед экраном
<_> О нет!
Полный список рекомендаций в книге «Основы дистанционного обучения»/Под ред. В.Н. Кухаренко –Харьков: 1999г.
Слайд 14Правила общения в сети
Помните, что Вы говорите с человеком.
Придерживайтесь тех
же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
Уважайте время и возможности других.
Сохраняйте лицо.
Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
Уважайте право на частную переписку.
Не злоупотребляйте своими возможностями.
Учитесь прощать другим их ошибки.
Слайд 15Мир обитателей - «фауна» сети Интернет
Вот что пишет о них Адам
Гаффин, автор книг «Путеводитель по глобальной компьютерной сети Интернет»
Вросшие в Сеть – это те, для которых сеть – жизнь, кто не знает, как они будут жить с потерей бесплатного доступа 24 часа в сутки.
Сетевые боги – люди с прежних времен, истинные ценители Сети и хранители ее коллективной истории.
Затаившиеся – этих людей не видно, но они есть. Это те, кто читает группы новостей, но ни статей, ни ответов не посылает.
Волшебники – люди, которые знают все на сквозь о каком-то аспекте Сети. Например, существуют волшебники операционной системы Unix.
Сетевые ангелы – всегда готовы помочь новичку, поделиться своими знаниями с теми, кто не родился с умением перемещаться по Сети, они не так редко встречаются, как можно было бы подумать.
Сетевые хамы – это сорт людей, которые обожают оскорблять других, те, кто пишет грязные послания в группу новостей кройки и шитья просто, чтобы покрепче нахамить.
А ты кто?
Слайд 16Литература
Адам Гаффин «Путеводитель по глобальной компьютерной сети Интернет»
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы
Веб 2.0 в помощь учителю. – М: Институт развития образовательных технологий, 2006.
Никуличева Н.В. Организация работы сетевого педагогического сообщества (на примере "Интернет-государства учителей") // Информатика и образование. – М, 2008. - № 2. - C. 40-46.
«Основы дистанционного обучения»/Под ред. В.Н. Кухаренко –Харьков: 1999г.
Материалы конференций Relarn, ИТО.
Слайд 17Никуличева
Наталия Викторовна
E-mail: nikulicheva@mail.ru
Личный сайт: http://www.nikulicheva.narod.ru
Телефон: 8(499) 750-91-56 доп. 680
Адрес:
г.
Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1 , стр. 1
Федеральный институт развития образования,
Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров,
Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет 111.