Слайд 2Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века.
Его осуществляли 'бабы-сидельницы'.
Слайд 3
До конца 18 века специальных сестёр для ухода за больными в
светских
больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.
Слайд 4Жeнское патриотическое общество
В 1812 году в Петербурге образовалось благотворительное Санкт-Петербургское
женское Патриотическое общество
Слайд 5В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов
При больницах
стали
организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается
специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по
учебнику Х.Оппеля. Это было первое руководство на Русском языке для специальной
подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г.
Слайд 6Это заведение-первая
в России община сестёр милосердия, получившая название .
В 1844г. по
инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение.
В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10
женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства
благотворительных организаций.
Слайд 7
В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на
перевязочных
пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра
императора Николая-1) на свои средства учредила и организовала
крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и
больных на войнах.
Слайд 8Великая княгиня Елизавета Федоровна, в иночестве Марфа. После 1909 г.
Вел. кн.
Елизавета Федоровна (1864–1918), сестра последней русской императрицы, посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. В 1907 она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, в 1910 приняла пострижение. Обитель содержала больницу, амбулаторию, приют для девочек, дом для чахоточных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, бесплатную столовую и воскресную школу.
Слайд 9Н.И.Пирогов
принял предложение великой княгини.
Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову
организовать женский уход
за ранеными и больными на поле битвы. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов
для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную
инструкцию деятельности.
Слайд 10Женщин для оказания медицинской помощи непосредственно в местах боевых действий не
привлекали…
Они работали только в мирное время в больницах-госпиталях. Это был первый опыт в мире по привлечению подготовленных сестер милосердия к работе в военно-полевых условиях. Опыт оказался очень успешным благодаря их удачному подбору и исключительно талантливым старшим сестрам: А.П. Стахович, Меркуловой, Е.М. Бакуниной, Е.П. Карцевой, Е.А. Хитрово.
Слайд 11
Н.И. Пирогов среди сестер милосердия
Крестовоздвиженской общины, 1855 г.
(из книги А.В. Воропай. Н.И. Пирогов и краснокрестное движение. М., 1985)
Н.И. Пирогов и сестры милосердия в Крымской войне стали предшественниками Организации Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца (1863 г.).
Основатель общества Анри Дюнан с благодарностью признавал, что «… существованием Красного Креста мы обязаны благородному примеру великой княгини Елены Павловны в деле оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны».
Слайд 12Даша Севастопольская- первая сестра милосердия
Возможно, сегодня она смогла бы занять место
Матери Терезы... Правда, «матерью» бойцы Крымской войны ее не могли называть: Даше было тогда 18 лет. Кто-то кликал ее «дочкой», а чаще - «сестренкой» или - «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук, по наитию врачующих их раны. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием
Слайд 13...В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя
вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны - Альминское.
Слайд 14Даша, как светлый ангел, как последняя надежда.
Эта «карета горя», как прозвали
жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша - первой медсестрой милосердия. Не хватало врачей, не было транспортных средств для доставки раненых в госпитали, и они часто лежали на голой земле без всякой помощи. К ним-то и являлась Даша, как светлый ангел, как последняя надежда.
Слайд 15Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который
пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди.
Слайд 16Сестры милосердия
Гуманистический пример Даши воспламенил многие женские души. Вслед за ней
ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки - жены, сестры и дочери участников обороны. Как и Даша, золотыми медалями «За усердие» на Владимирской ленте были награждены сестры Крыжановские - Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя Александра. Но все они не были медиками, в которых очень нуждался хирург Николай Пирогов. И тогда он призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле» медсестер Крестовоздвиженской общины Петербурга, созданной по инициативе и на средства княгини Елены Павловны Романовой, вдовы младшего брата императора Николая I. Уже в ноябре 1854 года из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия. И их помощью Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях.
Слайд 17Даша в белом платочке
Убеленные сединой четырнадцать ветеранов защитников Севастополя, среди которых
две женщины — Дарья Михайлова (Хворостова) и Елизавета Сержбутовская. Принаряженные старушки с медалями на груди смотрят в объектив, словно благословляя далеких потомков.
Слайд 18
Имя Даши Севастопольской носит 3-я городская больница Севастополя, рядом с ней
Слайд 19 1912 г. была учреждена особая медаль — высшая награда Международного
Красного Креста медицинским сёстрам.
«За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества»
Слайд 20МЕДИЦИ́НСКАЯ СЕСТРА́ (МЕДСЕСТРА) (СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ) — ЛИЦО СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ,
КОТОРОЕ РАБОТАЕТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВРАЧА ИЛИ ФЕЛЬДШЕРА.
Слайд 21Сестры милосердия в белых полуапостольниках и фартуках кажутся нам сегодня пережитком прошлого.
Однако и сегодня находятся те, кто готов помогать больным людям по велению своего сердца.
Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х. В условиях катастрофической нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки право-славных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…».
Слайд 22Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные
организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
Слайд 23«БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ!»
« Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то
ехать, то это едва ли есть милосердие»
Л.Н.Толстой
Источники
1. Очерк двадцатипятилетней деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. СПб., 1879.
2. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950.
3. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
Собрание писем сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых. СПб., 1855.
4. Устав Алексеевского общества дел милосердия на Успенском острове. СПб., 1903.
Уставы и правила общин сестер милосердия Владычно-Покровской, Екатерининской, Иоанно-Ильинской, Иосифовской, Крестовоздвижеиской, Литейной части, Покровской, Святого Георгия. СПб., 1879. С. 130.
5. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб., 1997
http://www.pravoslavie.ru/put/3978.h
http://www.omophor.ru/articles/scstt.htm.. http://www.dentoday.ru/ru/content/archiv...
www.omophor.ru.
http://charity.lfond.spb.ru/sisterhood/