СеминарОдаренный ребенок. Какой он? Иллюзии и реальность презентация

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 1Семинар Одаренный ребенок. Какой он? Иллюзии и реальность


Слайд 2Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Слайд 3В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Слайд 4Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно

высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с физической одаренностью.
5. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
6. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.
 

Одаренный ребенок = Ребенок с повышенным уровнем развития


Слайд 5
Работа с
одаренными
детьми =
Создание
условий
для развития
одаренности
Деформация мотивации
«Неуспешный


одаренный
ребенок»
«Синдром
недостиженца»


Слайд 7
1. «Мотивация на результат»
(отличники, будущие медалисты, участники олимпиад, стремление к победе

приобретает болезненные черты, не радуют победы других, болезненное отношение к другим отметкам, кроме 5)
2. «Мотивация на самоутверждение»
Это те «неуспешные одаренные», силы которых уходят на манипулирование людьми, чтобы избегать ответственности, своим видом демонстрируют безразличие к отметкам, успеху, хотя внутренне переживают. Очень критичны, часто ведут «борьбу» с окружающими, не стабильны в учебе.
3. «Мотивация на «творчество»
Отличаются необычностью и нестандартностью мышления, не любят фактической стороны учения, «несобранные», «неорганизованные», но неординарно проявляют себя в нестандартных ситуациях, часто не признаются педагогами одаренными, могут не доделать начатое («Ведь важен процесс, а не результат!»), часто даже раздражают педагога.
4. «Мотивация на познание»
Общение с такими учащимися – радость и большая ответственность, чаще увлечены одним предметом, попадают в ситуацию «палочки-выручалочки» или «изгоя». Для них цель – познание, и в случае ее деформации могут быть нежелательные последствия: потеря интереса к познанию

Раскрытие смысла оценки, прием «маятника»: ситуация чередования успеха-неуспеха, прием «вынужденного молчания» с обязательной рефлексией.

Основной прием – «косвенная аналогия»Открытых нравоучений не терпят, скрытая аналогия должна возникнуть в сознании самого ученика. Приемы «подсказки», «замечания вскользь» в сочетании с ситуацией. Где ученик лишен возможности избегать ответственности. «Урок для одного ученика», похвала может действовать отрицательно

Группы одаренных детей с учетом уровня и характера их мотивации (наиболее четко прослеживается к старшему школьному возрасту):

Использование образов, графических метафор, не портит похвала. Необходимо обучать самоконтролю.

Требуют индивидуальных программ. Использование исследовательской деятельности, постановка «личностной задачи».


Слайд 9Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:


        принцип максимального разнообразия

предоставленных возможностей для развития личности;
       принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
       принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
       принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
       принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Слайд 10Условия успешной работы с высокомотивированными детьми:

1. Осознание каждым учителем важности и

необходимости поддержки этой категории детей.

2. Включение в работу прежде всего учителей, умеющих увлечь, заинтересовать, поддержать.

3. Создание условий для развития одаренности учащихся.

4. Создание системы презентации и фиксирования достижений учащихся.


Слайд 11Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих

определенными качествами:
·        учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
·        учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
·        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
·        учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Слайд 12Проблемное поле и возможные пути преодоления:

Затруднение в создании условий для формирования

мотивации и преодоления ее деформации.

2. Недостаточные знания в области практической психологии, методик выявления одаренности и последующей работы.

3. Недостаточный обмен опытом по данной проблеме с педагогами других ОУ.

4. Педагоги испытывают сложности с выявлением проблемных зон у одаренных детей.


- Ориентация одаренных детей на сам процесс деятельности, приобретение новых ЗУН

- Обратить повышенное внимание на дистанционные конкурсы и олимпиады

Организация сетевого взаимодействия с другими ОУ.

Включение данной проблемы в программу самообразования учителя.

Слайд 13Великий Наполеон говорил:

«Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя,

что было ими сделано все, чтобы обеспечить их».



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика