Слайд 1Семинар для педагогов по теме: «Работа с детьми, склонными к девиантному
поведению».
Шк.психолог Левченко Н.И.
МОУ СОШ № 1
2008-2009 уч.г.
Слайд 2Дети «группы риска»
Социально-
Девиантное
педагогическая поведение
запущенность детей и
в детском возрасте; подростков;
Слайд 3План семинара.
Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
2. Девиантное поведение. Причины. Виды.
3. Агрессивное
поведение школьников.
4. Аутоагрессия (суицид). О мерах профилактики суицида среди подростков.
Слайд 4
Основными проявлениями соц.запущенности в детском возрасте является
неразвитость социально- коммуникативных качеств и свойств личности ребёнка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъектности ребёнка в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 5Значимые признаки соц.-пед. запущенности:
Дисгармония мотивов учения;
Низкая учебно-познавательная активность;
Несформированность основных учебных умений;
Преобладание
деловых отношений с учителем при неразвитости эмоционально-личностного общения;
- Школьная тревожность.
Слайд 6Методы педагогической профилактики:
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности;
2. Методы
организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива;
3. Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях;
4. Методы психолого-педагогического воздействия и стимулирования активности ребёнка.
Слайд 7Восстанавливать и развивать ребёнка нужно в следующих направлениях:
Формировать мотивацию учения как
побудительную силу;
Развивать любознательность и познавательные интересы ребёнка как основу познавательной активности;
Повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности;
- Формировать основные свойства субёекта учебной деятельности.
Слайд 8Рекомендации педагогам:
Изменить своё отношение к запущенному ребёнку (проявить истинную заинтересованность к
его школьным делам);
Повысить социальный статус ученика в коллективе;
Реалистическое адекватное оценивание достижений;
- уважение, внимание, забота – залог формирования позитивной сомооценки школьника.
Слайд 9Девиантное поведение:
Дезадаптивное поведение: Асоциальное поведение:
аффективное,
- агрессивное,
депривированное, - делинквентное
аутичное, ( противоправное),
суицидальное, - криминогенное
аддиктивное. ( преступное).
В основе: нарушения В основе: нарушения
социализации,
психического соц.-пед. запущенность, деформации
и личностного развития, регуляции поведения, социальная
псих. депривация, дезадаптация, десоциализация.
псих.дискомфорт.
Слайд 10Параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением:
Отношение к будущему является крайне
неопределённым, вплоть до отсутствия содержательной ориентации;
Будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего;
Общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются;
Отсутствует интерес к учёбе и познанию;
Неприятие педагогических воздействий;
Неумение преодолевать трудности;
Игнорирование препятствий;
Сверхнапряжённость;
Сниженная самокритичность;
Синдром тревожного ожидания, неуверенности с себе, порождённый систематическими учебными неудачами;
Негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям;
Слабость самоконтроля.
Слайд 11Виды агрессивных действий:
Физическая агрессия (нападение);
Косвенная агрессия (злобные шутки, взрывы ярости, выражающиеся
в крике и т.д.);
Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
Негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);
Обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные поступки);
Подозрительность в диапазоне от недоверия до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
Вербальная агрессия (ссора, крик, визг, проклятия, ругань и др.)
Слайд 12Факторы, влияющие на агрессивность подростков:
Семья;
Сверстники;
Массмедиа;
Образовательное учреждение;
Особенности личности.
Слайд 13Принципы, на которых строится взаимодействие с ребёнком:
Контакт с ребёнком;
Уважительное отношение к
личности ребёнка;
Положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;
Безоценочное восприятие личности ребёнка;
Принятие его в целом;
Сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля;
Соблюдение педагогического такта.
Слайд 14Направления коррекционной работы с агрессивными детьми:
Коррекция
агрессивного
поведения
Психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
Обучение ребёнка
конструктивным
поведенческим
реакциям в
проблемной ситуации
Консультационная
работа с родителями,
направленная на снятие
провоцирующих факторов
агрессивного поведения
у детей
Формирование
осознания собственных
эмоций и чувств;
развитие эмпатии
Снижение уровня
личностной
тревожности
Развитие
Позитивной
самооценки
Демонстрация
личного
положительного
примера
Слайд 15 Частота суицидальных действий среди молодёжи, в течение последних 20лет удвоилась.
У 30% лиц в возрасте 14-24лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Слайд 16Суицидально опасная референтная группа:
Молодёжь: с нарушением межличностных отношений; «одиночки»; злоупотребляющие алкоголем
или наркотиками; отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичные к себе; лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
Подростки: фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Слайд 17 Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если человек:
Чувствует враждебность
к людям, к которым раньше хорошо относился;
Нет интереса к чему бы то ни было;
Здоровье существенно подорвано;
Попадает в зависимость от лекарств или алкоголя;
Избегает общества и большую часть времени проводит в одиночестве;
Думает о самоубийстве.
Слайд 18Что можно сделать, чтобы помочь?
Подбирайте ключи к разгадке суицида;
Примите суицидента как
личность;
Установите заботливые взаимоотношения;
Будьте внимательным слушателем;
Не спорьте;
Задавайте вопросы;
Не предлагайте неоправданных утешений;
Предложите конструктивные подходы;
Вселяйте надежду;
Оцените степень риска самоубийства;
Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
Обратитесь за помощью к специалистам;
Сохраняйте заботу и поддержку.
Слайд 19Суицид - диагностика
Опросник Г.Айзенка «самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому
возрасту.
Слайд 20Приняли участие 16 учащихся 8-го класса:
тревожность- 2;
фрустрация – 1; агрессия- 6;
ригидность - 7
Слайд 21Фрустрация – состояние, переживаемое человеком, когда между ним и желаемым объектом
возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности.
Ригидность –плохая переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу друзей, отрицательная реакция на внезапное изменение планов.
Слайд 22Принципы работы с детьми:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребёнка;
Принцип уникальности
личности, состоящий в признании индивидуальности ребёнка;
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребёнка;
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.