Слайд 1Семинар
Организация работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Анискова С.П.,
зам.директора по УВР
МОУ №78
Слайд 2Цели: обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих
невыгодные стартовые условия (безбарьерное образование)
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации
Слайд 3Статистика
Детей с ОВЗ по РФ 4,5 % из общего количества детей;
Детей
с ОВЗ по Челябинской области 8,7% из общего количества детей;
На учёте в здравоохранении – 19,2 %;
Охват С(К) образованием по Челябинской области – 73,7 %;
В специальных (коррекционных) учреждениях уменьшается контингент;
Слайд 4Статистика
Увеличивается количество детей с ОВЗ в ОУ, ДОУ;
Доля дошкольников с ОВЗ
от количества школьников, получающих специальное (коррекционное) образование – 15 %;
Количество детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ по специальным программам – 2150 чел.;
Количество детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ не по специальным программам – 2975 чел.;
Слайд 5Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 6Федеральное законодательство
Политико-правовые документы
Национально-образовательная стратегия «Наша
новая школа» (2009 г.), Современная модель
образования, ориентированная
на решение задач
инновационного развития экономики (2008 г.)
выделяют в качестве приоритетной задачи
модернизацию институтов образования как
инструментов социального развития, создание
образовательной среды, обеспечивающей
доступность качественного образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
обеспечивающей их социализацию.
Слайд 7Федеральное законодательство
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается,
что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства» (2002 г.).
Слайд 8Федеральное законодательство
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим
недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов
(п. 6 ст. 5 Закон РФ «Об образовании»)
Слайд 9Региональное законодательство
Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями
по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в дошкольных общеобразовательных учреждениях, а так же по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов». -- - Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Челябинской области на 2007-2010 годы».
Слайд 10 Совершенно очевидно, что переход системы специального образования от дифференцированных форм к
интегрированным, к совместному обучению детей с отклонениями в развитии со сверстниками в массовой школе – неизбежная перспектива развития отечественной системы образования.
Слайд 11 Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ
в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в ОУ.
Слайд 12 Дети с задержкой психического развития при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития
наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Слайд 13 Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ должны осуществляться по образовательным
программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Слайд 14 Число детей с ОВЗ, обучающихся в обычном классе, как правило, не
должно превышать 3 – 4 человек («О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06).
Слайд 15 Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ на протяжении
всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Слайд 16Показатели, способствующие эффективной интеграции: внешние и внутренние
Внешние:
• раннее выявление нарушений в
развитии ребёнка;
• желание родителей обучать ребёнка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать своему ребёнку в процессе его обучения;
• оказание ребёнку эффективной квалифицированной коррекционной помощи;
• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
Слайд 17ИКОМ (индивидуальный коррекционный образовательный маршрут
1.Данные ребенка (ФИО, дата рождения, класс).
2. Рекомендации
ПМПК
3.Психолого-медико-педагогическое заключение
4. Программа обучения
5.Динамика развития
6. Мониторинг