Слайд 1
Самооценка по критериям премий по качеству
Слайд 2Во всем мире качество стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем
это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организацией.
Слайд 3Качество имеет решающее значение при удовлетворении требований и ожиданий потребителей, партнеров,
акционеров и других заинтересованных лиц.
Слайд 4Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий в области качества, становятся
принципами ведения бизнеса и концептуальной основой для национальной политики в области качества.
Слайд 5Успех мировых премий в области качества подталкивает многие страны к разработке
национальных программ по качеству и учреждению собственных наград за качество.
Слайд 6Направления, по которым учреждаются награды в области качества:
Слайд 7Признание лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как "Сто лучших
товаров России", "Народная марка", "Товар года" производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов;
Слайд 8Индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых
в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга;
Слайд 9Награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный
бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность.
Слайд 10МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ КАЧЕСТВА
Слайд 11Премия Э. Деминга (Япония) - 1951 г.(с 1984 г. статус международной
премии) – награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании;
Слайд 12Японская премия по качеству –1996г. - вручается организациям, достигшим высоких результатов
в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя; позиционируется как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования;
Слайд 13Премия М. Болдриджа (США) 1987 г. - критерии этой премии сформировали
философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет;
Слайд 14Европейская премия по качеству - 1991 г. - образец взаимовыгодного сотрудничества
организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством ;
Слайд 15Премия Правительства РФ - 1996 г. - построена на базе Европейской
премии качества.
Слайд 16Премии качества инициируются преимущественно на государственном уровне, и поэтому носят статус
национальных.
Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации.
Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.
Слайд 17Основные этапы проведения конкурсов на соискание премий качества приблизительно одинаковы:
подготовка отчета
о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества;
анализ и оценка отчетов экспертами премии качества;
Слайд 183. определение лучших компаний по итогам оценки отчетов;
4. обследование и
оценка лучших компаний на местах;
5. определение победителей конкурса;
6. оглашение результатов и награждение победителей.
Слайд 19Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают
решение об участии в конкурсе – экспертное заключение.
Эксперты премий оценивают:
используемые конкурсантом подходы, методы;
внедрение этих подходов в деятельность организации;
влияние заявленных инициатив на получаемые результаты.
Слайд 20Экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту
сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.
Слайд 21Функции Премий качества
Модель совершенствования бизнеса
Самооценка деятельности
Инструмент бенчмаркинга
Независимая экспертная
оценка бизнеса
Повышение имиджа компании
Слайд 22TQM (Всеобщее управление качеством) –
общефирменная деятельность, осуществляемая под руководством высшего
менеджмента с вовлечением всех сотрудников компании, с целью производства продукции и предоставления услуг, удовлетворяющих требованиям и желаниям потребителей лучшими способами, более быстро, более безопасно, более простым путем по сравнению с компаниями конкурентами.
Слайд 23Краткая характеристика мировых премий качества
Слайд 24Премия Деминга (www.juse.or.jp)
Учреждена Японским союзом ученых и инженеров в 1951 г.
Присвоение ей имени ученого призвано подчеркнуть его вклад в развитие идей качества в Японии.
Критерии, используемые при оценке конкурсантов, во многом базируются на цикле PDCA.
Слайд 25Базовыми критериями для награждения компаний являются эффективное внедрение статистических методов управления
процессами и понимание качества как соответствия техническим условиям.
Оценка деятельности компаний проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям.
Слайд 261
Политика
корпорации
2
Организация и
администрирование
3
Образование и
распространение
знаний
4
Выполнение
5
Результаты
6
План на будущее
Критерии модели премии им. Э.
Деминга
Слайд 27Совет руководителям председателя совета директоров Aisin Seiki Co Шигео Аики, неоднократного
обладателя премии Деминга:
"… участвовать в конкурсе, чтобы научиться получать ежедневную оценку деятельности компании, планировать улучшения и реализовывать эти планы. … "просто делая это" можно достичь желаемого эффекта для бизнеса, а именно: сплотить работников под общей целью "завоевание Премии Деминга"; активизировать деятельность по достижению этой цели, руководствуясь графиком конкурса и контрольными датами проверки; услышать объективное мнение независимых профессионалов в форме отчета по результатам обследования организации и использовать полученную информацию при разработке дальнейших планов".
Слайд 28Лауреатами Премии Деминга за более чем 50 лет ее существования были
практически все ведущие компании Японии.
В разные годы, и зачастую неоднократно, Награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.
Слайд 29Национальная Премия
Качества Малколма Болдриджа
(www.qality.nist.gov)
Утверждена конгрессом США в 1987 г.
Цель - защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов.
Вручение награды обычно проводится Президентом США.
Слайд 30Оценка участников конкурса проводится по 32 показателям, сгруппированным по 7 критериям.
В соответствии с требованиями лауреаты премии должны делиться своим опытом о ходе и результатах работы по внедрению принципов TQM на предприятии через прессу, на ежегодных семинарах и конференциях.
Присуждается тем предприятиям, которые могут подтвердить значительное повышение качества и производительности как результат применения принципов TQM.
Слайд 31"… лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось
(и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашей внутринациональной производительности оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия".
Закон 100-107, учреждающий
Премию Качества Малколма Болдриджа
Слайд 32Стратегия и планы действий,
Ориентированные на рынок и потребителя
4
Информация и анализ
(60)
1
Лидерство
(90)
2
Стратегическое
Планирование
(80)
3
Ориентация на
рынок и
удовлетворенность
потребителя (300)
6
Управление
процессом
(140)
5
Управление
и развитие
персонала (150)
7
Деловые
результаты
(180)
Критерии национальной премии США по качеству
им. М. Болдриджа
Слайд 33С 1988г. премия Болдриджа вручалась ежегодно по трем основным категориям:
промышленное
производство,
сфера услуг,
малый бизнес.
В 1999 г. к этим трем базовым категориям были добавлены категории для некоммерческого сектора:
образование,
здравоохранение.
Слайд 34Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа подтвердила следующее:
Улучшение качества
должно предшествовать повышению производительности.
Руководство процессом улучшения качества должно осуществляться на уровне организации.
Слайд 35Учет компетенции сотрудников, вовлечение сотрудников в связанную с качеством деятельность, а
также применение статистических методов управления процессами ведет к улучшению качества
процессов и выпускаемой продукции.
Слайд 36В числе 46 компаний, получивших Премию Болдриджа Xerox, Motorola, Boeing, IBM,
Cadillac Motor, FedEx.
Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel.
Слайд 37В категориях образования и здравоохранения первые премии получили Chugach School District
(Alaska); Pearl River School District (New York); University of Wisconsin-Stout (Wisconsin).
Слайд 38Европейская Премия Качества (www.efqm.org) - самая престижная европейская награда за достижение
превосходства в бизнесе.
Учреждена в 1992 г. Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management – EFQM), созданным в 1988 г. 14 ведущими компаниями Европы (Bosch, Nestle, Olivetti, Renault, Phillips, Volkswagen, Electrolux и др.) при поддержке Европейской комиссии.
В данный момент - это партнерство более чем 750 различных европейских организаций.
Слайд 39Европейской Премии Качества присуждается для следующих категорий организаций:
крупные организации и бизнес-единицы;
производственные
подразделения (с 1997 г.);
некоммерческие организации (с 1996 г.);
предприятия малого и среднего бизнеса (с 1997).
Слайд 40При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по
качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны.
В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса:
критерии возможностей;
критерии результатов.
Слайд 41В конце 2001 г. эксперты EFQM разработали систему признания достижений организаций
и бизнес-единиц в области качества, не зависимо от размера, оборота и сферы деятельности компании, – Levels of Excellence или Уровни Совершенства, включающие следующие ступени:
Европейская премия качества;
Признание совершенства;
Стремление к совершенству.
Каждая ступень является конкурсом качества, в иерархии этих конкурсов Европейская премия качества является наивысшей ступенью.
Слайд 42
Критерии для оценки по улучшенной модели делового совершенства EFQM
Инновации и обучение
Слайд 43Среди победителей последних лет компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages,
TNT и многие другие признанные мировые лидеры.
Слайд 44Японская премия качества
(www.jqac.com)
Разработана в 1996 г. на базе Критериев Болдриджа
и адаптирована к японской практике менеджмента.
Ежегодно вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.
Слайд 45Номинации Японской премии качества:
промышленной производство,
сфера обслуживания,
малый и средний
бизнес.
С 2003 г. наряду с частными компаниями в конкурсе могут принимать участия муниципальные организации.
Слайд 46Причина создания премии:
"Успех премии Болдриджа в деле совершенствования систем
управления, показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента. В связи с этим, в Японии встал вопрос о создании национальной премии в области качества".
Шоиши Саба,
экс-председатель комитета премии
Слайд 47Отличие от премии Э. Деминга:
Большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены
на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе.
Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.
Слайд 48Лауреаты премии:
NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и др.
Слайд 49Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества www.gost.ru; www.vniis.ru)
Вручается
с 1997 года, в основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества.
Организаторы, Госстандарт России и ВНИИС.
Слайд 50Задача конкурса – вывести качество менеджмента на принципиально новый более высокий
и современный уровень, что позволило бы российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Слайд 51Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в
зависимости от их численности:
не более 250 человек;
свыше 250 человек.
Слайд 52
Модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества
Слайд 53Среди победителей конкурса : ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО
"Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и другие.
Слайд 54Современные широко распространенные и признанные в мире премии в области качества:
Премия Болдриджа и Европейская премия качества стали не только конкурсами, но и реальными инструментами управления бизнесом.
Сегодня более 60 стран вручают национальные награды за качество на базе этих премий.
Слайд 55Премии качества – это, прежде всего, модели совершенствования бизнеса, которые позволяют
руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования.
Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Слайд 56В США с 1988 г. разошлось более 2 млн. копий "Руководства"
по применению критериев Болдриджа, и это без учета книг, описывающих модель и электронных версий, которые распространяются через Интернет-сайт конкурса.
Слайд 57По данным Европейского фонда управления качеством модель совершенствования, разработанная этой организацией
в рамках Европейской премии качества, используют более 20 000 различных компаний Европы.
В их числе, 15 из 25 крупнейших компаний Евросоюза и 9 из 13 компаний ЕС, входящих в 50 ведущих компаний мира.
Слайд 58Применение моделей премий качества предполагает два важных условия, которые одновременно могут
являться барьерами к их использованию в качестве моделей совершенствования.
Слайд 59На этапе подготовки отчета для описания критериев моделей необходимо дать ответы
на сотни вопросов, определяющих, что и как сделано в том или ином направлении.
Вопросы разрабатываются в расчете на усредненную компанию и не могут учитывать индивидуальных специфических особенностей организации, что ставит необходимость глубокого и более детального изучения процессов компании и зачастую вызывает сложности для проведения объективной оценки бизнеса.
Это обстоятельство может потребовать довольно длительной и тесной работы с консультантами.
Слайд 602. Отсутствие регламентированных решений, алгоритмов совершенствования. Понимание критериев различных моделей и
их взаимосвязи с бизнес-процессами организации не дает определенного ответа, как проводить улучшения.
Система оставляет пользователю возможность самому определять области для улучшения и находить пути совершенствования, применяя различные методы, инструменты и подходы.
Слайд 62Одна из основных целей не только лауреатов и дипломантов, но и
всех участников конкурса – освоение метода самооценки деятельности организации на соответствие критериям премии качества.
И даже не участвуя в конкурсе, любая организация – на каком бы уровне развития она не находилась – может применять критерии премии для самооценки.
Слайд 63Самооценка – способ сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью
работы организации, являющейся образцом, примером для остальных.
Слайд 64ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА?
• всеобъемлющий и регулярный анализ деятельности организаций и достигнутых
результатов относительно модели совершенствования деятельности;
• процесс, которым позволяет организации определить ее сильные стороны и области совершенствования;
•получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;
Слайд 65проведение мероприятий по совершенствованию, которые можно оценить;
• процесс, позволяющий обеспечить постоянный
процесс обучения для всех сотрудников в организации.
Слайд 66ПРЕИМУЩЕСТВА САМООЦЕНКИ:
использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса
критериев, который нашел широкое применение во многих странах;
систематический подход к совершенствованию деятельности;
Слайд 67согласованное понимание того, что в данной ситуации должна сделать организация в
целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой концептуальной базы и, прежде всего на ключевых направлениях;
обучение персонала применению принципов TQM;
внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность организации;
выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;
Слайд 68определение глубины изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;
возможность распространения передового
опыта лучших подразделений организации или других организаций;
возможность признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников;
возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.
Слайд 69В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает
их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.