Слайд 1С.А. Строкова, к.п.н., доцент
НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2Основные компоненты содержания обучения ИЯ:
Лингвистический
Психологический
Методологический
(Рогова Г. В., Пассов Е.И.,
Соловова
Е.Н. и др.)
Слайд 3Лингвистический компонент
В определении содержания обучения ИЯ теория обучения опирается на исследования
лингвистики – науки, занимающейся изучением языков как определенных кодовых систем, которыми люди пользуются для общения.
Слайд 4 лингвистика и методика
Язык-
Система языковых средств,
необходимых для общения,
и правил их
использования
Речь –
процесс реализации
языковой системы в
конкретных ситуациях общения,
а также продукты этого
процесса – речевые
произведения
Слайд 5Единицы речи:
Ситуативно-обусловленные высказывания различной протяженности (от восклицания до развернутого информативного)
Слайд 6Слово, словосочетание , предложение и т.д. – это единицы языка и
единицы речи.
Отличие состоит в том, что единицы языка организованы по формально-семантическому признаку, а единицы речи – по семантико-коммуникативному (всегда соотнесены с конкретной ситуацией общения).
Слайд 7Задание:
Придумайте ситуацию, когда слово «да» используется для выражения следующих речевых функций:
Сомнение
Удивление
Несогласие
Неудовольствие
Слайд 8Лингвистический компонент предполагает отбор необходимого материала:
Языкового (фонетического, лексического, грамматического)
Речевого
Социокультурного
Слайд 9Критерии отбора материала для учебных целей:
Предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные
запросы, интересы и потребности
Возраст
Общий уровень образованности
Уровень владения ИЯ
Слайд 10 С чего следует начинать обучение ИЯ – с языка или с
речи?
Слайд 11Если речь идет о студентах языкового вуза, то:
Возможно, наиболее эффективным будет
путь сравнения фонетических, графических, грамматических и других особенностей изучаемого языка с уже освоенными.
Слайд 12Если речь идет о начальном этапе обучения ИЯ в средней школе,
то предпочтительнее путь от речи к языку, поскольку:
Иногда школьники не понимают на родном языке сложные лингвистические термины (вспомогательный глагол, подлежащее, сказуемое, склонение и т.д.)
Слайд 13Именно речевая ситуация помогает осуществить необходимый отбор языкового, речевого, социокультурного материала,
а также последовательность и характер его предъявления и отработки. Следует обращать внимание не только на форму, но и на социокультурные особенности употребления слов в ИЯ и родном языке.
Слайд 14Такие составляющие ИКК, как речевая и социокультурная, вообще не существуют вне
контекста, вне речи.
Обратить внимание учащихся на особенности выбора тех или иных слов, структур или моделей, сформировать внимательное и вдумчивое отношение к использованию языка гораздо проще в рамках речевой ситуации и действий самих учащихся в этой ситуации, чем в ходе теоретического анализа типологических и социолингвистических особенностей двух языков.
Формирование прочных лексических и грамматических связей слов неразрывно связано с их использованием для реализации различных речевых функций.
Слайд 15Психологический компонент
Что бы вы смогли сказать на ИЯ, если бы
знали около 100 слов, 99% которых составляют существительные по темам «Времена года», «Овощи и фрукты»?
Слайд 16Необходимо не просто отобрать языковой материал, но и подумать о том,
что с ним будет делать ученик, т.е. определить, те языковые, речевые, социокультурные навыки и умения, которые важно сформировать у учащихся по использованию данного учебного материала в процессе иноязычного общения.
Слайд 17Речевые навыки это (по определению А.А. Леонтьева)
речевые операции, выполнение которых доведено
до степени совершенства.
Навык предполагает способность к совершению автоматизированных операций или их сочетания, которые в любой момент могут быть реализованы.
Слайд 18Речевые умения - это
творческая деятельность, связанная с использованием воображения, эмоций, мышления.
Они предполагают учет не просто норм языковой грамотности, но и степени формальности общения, того эффекта, которого вы желаете добиться.
Речевые умения характеризуют не только продуктивный уровень общения, но и рецептивный (например, рассказ анекдотов разными людьми)
Слайд 19Речевые умения всегда связаны с личностью говорящего и его способностью правильно
оценивать речевую ситуацию, готовностью при необходимости изменять ранее намеченный план речевого взаимодействия, адекватно использовать различные приемы аргументации, убеждения, получения информации и т.д.
При изучении ИЯ далеко не все достигают уровня речевых умений.
Слайд 20Методологический компонент
В процессе обучения ИЯ учитель не только объясняет новый материал,
но и организует его правильную отработку, а также предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их базовым приемам самостоятельной работы, в случае необходимости снабжает их памятками по рациональному выполнению тех или иных заданий.
Слайд 21Общеучебные умения:
Планирование собственной учебной деятельности
Выбор оптимальных средств решения поставленных учебных задач
Использование
различных технологий работы со справочной и учебной литературой в процессе выполнения учебной задачи.
Осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.