Русский язык и культура речи для дистанционного обучения презентация

Содержание

План лекции Общие сведения о языке. Происхождение языка. Современный русский литературный язык. Языковая норма. 4. Стилистическая структура языка. 5. Словарная система русского языка. 6. Речевые ошибки и

Слайд 1
Русский язык и культура речи для дистанционного

обучения

Слайд 2План лекции
Общие сведения о языке.
Происхождение языка.
Современный русский
литературный язык. Языковая норма.

4. Стилистическая структура языка.
5. Словарная система русского языка.
6. Речевые ошибки и их исправление (практическая работа).




Слайд 3Тема-1: Общие сведения о языке
На русском языке говорит 145-147 миллионов человек.

20 тысяч русскоязычных , проживающий за пределами России.
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации (Закон «О государственном языке РФ»)


Слайд 4Понятие о языке и речи
Язык в человеческом обществе
является

основным средством
общения
Язык – это естественно
возникшая и развивающаяся в
обществе знаковая система, служащая для выработки, хранения и переработки информации. Эта система представляет собой упорядоченную структуру единиц – фонем, морфем, слов и словосочетаний, предложений. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц

Слайд 5 Понятие о языке и речи


Речь – это специфически человеческий способ использования языка как средства общения
Главная особенность человеческой речи –это членораздельность и внутренняя расчлененность
С точки зрения содержания, речь – это последовательность языковых средств, построенная по правилам языка в соответствии с потребностями выражения той или иной информации



Слайд 6Формы существования языка

Устная форма
Письменная форма
Речь устная и письменная



Слайд 7 Формы существования языка


Слайд 8 Формы существования языка


Слайд 9 Понятие культура речи
Культура речи - часть общей культуры человека.
Культура речи

– это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий правила пользования языком как основным средством общения людей
Культура речи – это совокупность и системы которых говорят о ее совершенстве
Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные средства в различных условиях общения


Слайд 10Тема-2 Происхождение языка




1.
2.
3.
4.
Мать ,брат,
волк дать, брать
мороз, буря дуб, липа, ясень
белокурый, бойкий, темный,

бродить,

Самовар, домашний,
колесо


Слайд 11В лексике современного русского языка по происхождению выделяют две группы: 1)

исконно русская лексика, 2) заимствованная лексика

Исконно русские слова – основной пласт лексики русского языка. Они входили в его первоначальный словарный состав или образовались впоследствии из лексического материала русского языка. По времени формирования исконно русской лексики выделяют три основных пласта: 1) общеславянский (до VI в. н. э.), 2) восточнославянский, или древнерусский (с VI по XIV век), 3) собственно русский (с XIV века по настоящее время).
Общеславянская лексика
лексика, унаследованная славянами
из общеиндоевропейского языка,
2) собственно общеславянская лексика.




Слайд 12 Заимствованная лексика
В лексике современного русского языка много заимствованных слов: старославянизмы

и
заимствования из других языков.
Старославянизмы – слова, заимствованные из старославянского (древнеболгарского языка),
относящегося к южнославянской группе. Выражают христианско-религиозные, церковно-культовые понятия (пророк, таинство, святой), имеют отвлеченное значение .
Слова иноязычного происхождения называются заимствованными. Появляются как в результате обмена культурной информацией, когда вместе с новыми предметами, понятиями носители языка получают слова, их обозначающие.

Слайд 13Появление письменности на Руси
Письменный литературный язык называется – старославянский или древнеболгарский

. Распространение письменности на Руси связано с введением Христианства в 988 году. Новая азбука называлась кириллица по имени одного из христианских проповедников Кирилла.

Слайд 14Система двуязычия


Слайд 15 Задания для повторения
Определите, какие из слов являются исконно русскими, а

какие старославянскими:
Пища, пищать, вещать, вощить,
млечный, слепой, плен, шлем,
равенство, ровный, враг, одежда,
одинокий, осенний, единица,
мощь, пуща, жажда, нужда,
охлаждать, невежественный,
алкать, пророк, морозить, колос,
очеса, живаго, благодарить.


Слайд 16 Тема-4 Современный русский литературный язык
Относится к индоевропейской семье языков, славянской

ветви, восточнославянской группе.
Национальный язык русского народа, исторически сложившейся общности людей, объединенных единством территории, культуры, уклада жизни.
Начало формирования национального русского языка относится к 17 в., завершение – к первым десятилетиям 19 в. И связано с именем А.С.Пушкина как основоположника современного русского литературного языка.
В настоящее время количество носителей – 147 миллионов человек и 22 тысячи за пределами РФ.
Занимает пятое место в языковой иерархии мировых языков.
Входит в 12 языков ИНТЕРНЕТа.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации . Государственным языком РФ стал в 1991 году, согласно Закону РСФСР «О языках народов РСФСР».


Слайд 17Эффективное общение – достижение информационной, предметной и коммуникативной цели.
Современный русский литературный

язык – высшая форма национального языка



Слайд 18 Языковая норма – правило употребления элементов русского языка
Нормы орфоэпические (произносительные) –

регулируют выбор вариантов фонемы. Следует произносить: а[т]’елье, нельзя: а[т]елье; следует ло[п], нельзя: ло[б].
Нормы акцентологические (постановка ударения) – регулируют выбор вариантов размещения ударного слога. Следует произносить: позвонит, звонишь, нельзя: позвонит, звонишь; можно: красивее, нельзя: красивее; следует свёкла, нельзя: свекла.
Нормы словообразовательные – регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Следует: наблюдатель, нельзя: наблюдальщик; следует: грузчик, нельзя: грузитель; надо: речной, лесной, нельзя: рековой, лесовой .
Нормы морфологические – регулируют выбор вариантов морфологической нормы слова и вариантов ее соединения с другими словами. Надо: инженеры, нельзя: инженера; можно: много дел, нет мест, нельзя: много делов, нет местов; можно: крепкий кофе, нельзя: крепкое кофе.
Нормы синтаксические – регулируют выбор вариантов построения предложений. (Можно: Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа. Нельзя: Подъезжая к станции и глядя в окно, шляпа слетела с моей головы).
Нормы лексические – запрещают употребление слов, применение кото- рых исключено литературным языком.
В современной лингвистической литературе, иногда говорят и от нормах стилистических, имея в виду, прежде всего, несоответствие выбранного слова и синтаксической

Слайд 19Уровневый характер языковой нормы
правила произношения и ударения
Орфографические



Словообразовательные

правила написания

слов

правила построения словосочетаний и предложений

правила образования слов

правила употребления форм слов

правила использования на письме знаков препинания

Правила применения слов в соответствии с их лексическим значением

Лексические

Закон ритма общения

Морфологические


Пунктуационные


Синтаксические


Орфоэпические


Слайд 20 Тема-5 Стилистическая система русского языка
Стилистическая система русского языка представлена пятью

функциональными стилями
Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными
Особенности функционального стиля:
Отражает определенную сторону
общественной жизни, имеет особую
сферу применения;
Характеризуется определенными
условиями общения( официальными,
неофициальными, непринужденными
и т.д.).

Слайд 21Функциональные стили русского языка


Слайд 22 Тема-6 Словарная система русского языка
Научное описание и

фиксация нормы литературного языка дано в лингвистических словарях и справочниках
Словарная система носит уровневый характер в соответствии с языковой нормой, которая также носит уровневый характер.



Слайд 23Словарная система русского языка
Толковый словарь
Синонимов
Антонимов
Омонимов
Паронимов
Иностранных слов
Фразеологический
Этимологический

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА









ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА

Словообразовательная норма


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

грамматический


Слайд 24
Лексические
фонетические
синтаксические
орфоэпические
словообразовательные
Тема -6

Речевые ошибки
возникают при немотивированном нарушении языковой нормы

морфологические


Слайд 25Темы и перечень вопросов к конференции


Слайд 26Рекомендованная литература
1. И.В.Белявцева «Русский язык и культура речи»
2.И.Б. Голуб «Русский язык

и культура речи»
3. В.Д. Черняк 2 русский язык и культура речи»
4. Система словарей русского языка.
5. Адрес электронной почты iya@rgotups.ru


Слайд 27 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика