Русская средневековая литература как отражение реальной действительности и как источник исторических знаний. презентация

Содержание

Слайд 1Русская средневековая литература как отражение реальной действительности и как источник исторических

знаний.

Слайд 2Цель работы:
Поиск ответа на вопрос: является ли литература отражением жизни

народа или она – источник исторических знаний.

Слайд 3В 2010 году исполнится 630 лет с того времени, когда русское

войско под предводительством
московского князя Дмитрия Ивановича в 1380 году разбило монголо-татарские полчища хана Мамая на берегу Дона.
За выдающийся талант полководца
князя Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским, а победа на Куликовом поле стала поворотным этапом
в освободительной борьбе русского народа с врагами.


Слайд 4Задание на урок
Насколько правдиво отражается
историческое событие – Куликовская битва
1380 г.

в «Сказании о Мамаевом побоище»

Слайд 5План
Русская средневековая литература

Московская Русь в 14 веке

Сказание о Мамаевом побоище
Сказка –ложь,

да в ней намек

Слайд 6Средневековая русская литература - это
Жанры литературы


Слайд 7назад

Средневековая
русская литература-
Это литература XII-XVII вв.


Слайд 8назад

Сказания
Повести
Летопись
Поучения
Житие
Слово
Поучения


Слайд 9Московская Русь в 14 веке.
В XIV веке московское государство активно собирало

вокруг себя русские земли. Прозорливая политика московских князей позволила не только укрепить могущество княжества. Начался хозяйственный подъем, культурное возрождение, выросло поколение жителей, которые не знали животного ужаса перед монгольскими завоевателями.

Слайд 10И хотя, по прежнему, зависимость от Золотой Орды сохранялась, московские князья

становятся проводниками политики сплочения и объединения всех общенародных сил в русской земле на борьбу с монголо-татарскими завоевателями.

Московская Русь в 14 веке.

Богатырский галоп


Слайд 11А в Золотой Орде шел постепенный процесс распада. В 1361 году

территория Золотой Орды была разделена на несколько обособленных улусов, ханы которых враждовали между собой. В 1360-е годы на территории к западу от правого берега Волги до Днепра правил темник Мамай, ему же подвластны были земли Северного Кавказа и Крыма. Для Мамая удачный поход на Русь означал бы упрочение в собственных землях.

Московская Русь в 14 веке

назад


Слайд 12События тех героических лет нашли свое отражение в цикле историко -

литературных произведений XIV века. “Сказание о битве на реке Воже”,“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Летописная повесть о побоище на Дону" . Самые яркие страницы летописей и сказаний посвящены Куликовской битве.

Первая страница
«Задонщины»

Первая страница
«Сказания о Мамаевом побоище»


Слайд 13Эти произведения, объединенные общностью темы, различны по своим литературно-художественным особенностям и

полноте изложения событий. Произведения Куликовского цикла дают реальную картину политической расстановки сил перед сражением, подготовку к нему Мамая и московского князя Дмитрия Ивановича и дальнейшие конкретные известия: отправку русской разведки - "сторожей", сбор и выступление русского войска, назначение полкам воевод, ход сражения и потери русского войска после битвы.

назад


Слайд 14

“Сказание о Мамаевом побоище”

НАЧАЛО ПОВЕСТИ О ТОМ, КАК ДАРОВАЛ БОГ ПОБЕДУ

ГОСУДАРЮ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ДМИТРИЮ ИВАНОВИЧУ ЗА ДОНОМ НАД ПОГАНЫМ МАМАЕМ И КАК МОЛИТВАМИ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ И РУССКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО - РУССКУЮ ЗЕМЛЮ БОГ ВОЗВЫСИЛ, А БЕЗБОЖНЫХ АГАРЯН ПОСРАМИЛ.

Слайд 15Разведка
Благословение
отца Сергия
Проводы войска
и его смотр
Переправа
через Дон
Расстановка

сил

Битва








Слайд 16Сказание о Мамаевом побоище. Разведка.
И князь великий Дмитрий Иванович с братом своим,

князем Владимиром Андреевичем, и со всеми русскими князьями и воеводами обдумали, как сторожевую заставу крепкую устроить в поле, и послали в заставу лучших своих и опытных воинов: Родиона Ржевского, Андрея Волосатого, Василия Тупика, Якова Ослябятева и других с ними закаленных воинов. И повелел им на Тихой Сосне сторожевую службу нести со всяким усердием, и ехать к Орде, и языка добыть, чтобы узнать истинные намерения царя.

назад

В дозоре


Слайд 17Сказание о Мамаевом побоище. Благословение отца Сергия
Князь же великий Дмитрий Иванович, взял

с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. Преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым - знамением на челе. И сказал: "Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником", и добавил ему тихо: "Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш". Князь же великий сказал: "Дай мне, отче, двух воинов из своей братии - Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь".

назад

Ю. Рокша Благословение на битву


Слайд 18Сказание о Мамаевом побоище. Проводы русского войска.
Княгиня же великая Евдокия, и Владимира

княгиня Мария, и других православных князей княгини, и многие жены воевод, и боярыни московские, и жены слуг тут стояли, провожая, от слез и кликов сердечных не могли и слова сказать, свершая прощальное целование. И остальные княгини, и боярыни, и жены слуг так же совершали со своими мужьями прощальное целование и вернулись вместе с великой княгиней. Князь же великий, еле удерживаясь от слез, не стал плакать при народе, в сердце же своем сильно прослезился, утешая свою княгиню, и сказал: "Жена, если бог за нас, то кто против нас!"

назад

И.Глазунов Проводы войска


Слайд 19Сказание о Мамаевом побоище. Расстановка сил
Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем

Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять. "Не было ни до нас, ни при нас и после нас не будет такого войска устроенного. Подобно оно Александра, царя македонского, войску, мужеству подобны Гедеоновым всадникам, ибо господь своей силой вооружил их!"

назад

К Васильев Горят, горят пожары

В. Криворучко За землю русскую


Слайд 20Сказание о Мамаевом побоище. Переправа через Дон.
Князь же великий стал совещаться с

братом своим и со вновь обретенною братьею, с литовскими князьями: "Здесь ли и дальше останемся или Дон перейдем?" Сказали ему Ольгердовичи: "Если хочешь твердого войска, то прикажи за Дон перейти, чтобы не было ни у одного мысли об отступлении; о великой же силе врага не раздумывай, ибо не в силе бог, но в правде: Ярослав, перейдя реку, Святополка победил, прадед твой, князь великий Александр, Неву-реку перейдя, короля победил, и тебе, призывая бога следует то же сделать.

В. Криворучко Переправа

Г.Безукладников Поле Куликово

назад


Слайд 21Сказание о Мамаевом побоище. Бой Пересвета с Темир - Мурзой.
Уже близко друг

к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: "Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!" И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: "Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! бросился на печенега Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: "Боже, помоги рабу своему!" И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.

Утро на Куликовом поле

И.Глазунов Бой Пересвета с Челубеем


Слайд 22Сказание о Мамаевом побоище Битва.
И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь,

жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище. Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские, и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены

И.Глазунов Временный перевес татар

Р.Бубнов Куликово поле


Слайд 23Сказание о Мамаевом побоище. Битва, середина.
Увидев же такую погибель русских сынов, князь

Владимир Андреевич не смог сдержаться и сказал Дмитрию Волынцу: "Так какая же польза в стоянии нашем? какой успех у нас будет? кому нам пособлять? Уже наши князья и бояре, все русские сыны, жестоко погибают от поганых, будто трава клонится!" И ответил Дмитрий: "Беда, княже, велика, но еще не пришел наш час: начинающий раньше времени вред себе принесет; ибо колосья пшеничные подавляются, а сорняки растут и буйствуют над благо рожденными. Так что немного потерпим до времени удобного и в тот час воздадим по заслугам противникам нашим.

И.Глазунов Засадный полк


Слайд 24Сказание о Мамаевом побоище. Битва, конец.
Князь же Владимир Андреевич стал на поле

боя под черным знаменем. Страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих -как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли. Князь же Владимир сказал: "Братья и други, русские сыны, если кто в живых брата много сыщет, тот воистину первым будет средь нас!; Чуть отошли от места битвы - и набрели на великого князя, избитого и израненного всего и утомленного, лежал он в тени срубленного дерева березового. И увидели его и, слезши с коней, поклонились ему.

И.Глазунов Нашли князя


Слайд 25Сказание о Мамаевом побоище. Итог битвы.
И поехал с братом своим и с

оставшимися князьями и воеводами по месту битвы, восклицая от боли сердца своего и слезами обливаясь, и так сказал: "Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вам господь бог такою смертью умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство" .

назад

И.Глазунов Ночь после битвы

С. Присекин С победой


Слайд 26Рано утром 8 сентября перед выстроившимися полками навстречу друг другу выехали

два богатыря -Пересвет и Челубей.
Их поединок был недолог -сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями.
Монголы атаковали Сторожевой полк. Вскоре он и Передовой полк были уничтожены. Но в этот решающий момент битвы по монголам ударил Засадный полк Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка. Вскоре в наступление перешли и остальные Русские полки.
Князь Дмитрий в ходе битвы сражался в составе Передового полка. Чтобы его не заметили, он обменялся доспехами со своим боярином Бренком.
Монголы начали отходить к Красному холму, где располагалась ставка Мамая. Отступление монголов превратилось в паническое бегство. Русские дружины одержали Победу.
После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен ему оказали помощь и он вновь возглавил войска.



назад

Чему учит учебник истории России


Слайд 27Правда и выдумка в «Сказании о Мамаевом побоище»
Главными участниками событий 1380

года названы великий князь Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич Серпуховской.
Великий князь выслал в степь разведку из 70 человек, чтобы добыть "языка" и получить сведения о движении врага
На место сбора русских войск в Коломну прибыли князья и воеводы со своими полками из Владимира, Костромы, Переславля, Коломны, которые были подчинены московскому князю. С окраин собрались отряды из княжеств Ярославского, Белозерского, Муромского, Елецкого, Мещерского. К русскому войску присоединились и два старших сына литовского князя Ольгерда-Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский со своими дружинами, в составе которых были украинцы и белорусы.
Достоверно известно, что игумен Сергий посылал грамоту великому князю, вдохновляя его на борьбу с врагами.
Дмитрий поставил засаду из лучших своих сил
Православная церковь играла большую роль в организации победы над Мамаевом войском

Из церковных деятелей помощником и советником князя особенно отмечен митрополит Киприан, которого в действительности в 1380 году в Москве еще не было, так как в это время у него были враждебные отношения с Москвой.
Союзником Мамая назван литовский князь Ольгерд, хотя уже к 1380 году его не было в живых.
В Сказании татаро –монголы часто называются половцами, хотя половцы как народ были уничтожены еще войском хана Батыя в 13 веке.
В Сказании приводятся разные явления природы и чудеса как предзнаменование успеха битвы хотя битва была выиграна благодаря героизму и единству русского воинства

Правда

Выдумка


Слайд 28Список использованных ресурсов:
www.history.ru
WWW.VARVAR.RU
WWW.PISATEL\ORG\OLD
www.lesson-history.narod.ru
www.school-collection.edu.ru
www.hrono.rspu.ryasan.ru
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История государства и народов России

6 класс М. Дрофа 2005 г.
Энциклопедия для детей АВАНТА Русская литература т. 9 М., Аванта 2001 г.
Энциклопедия для детей АВАНТА История России т.5 част 1., М., Аванта 1995 г.

Слайд 29Авторы
Довжик Валерия

Казанцева Юлия


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика