Российское учительство: состояние и перспективы презентация

Содержание

Учитель глазами общества (Фонд общественное мнение, 2008, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов) 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан, 46%

Слайд 1Российское учительство: состояние и перспективы


Слайд 2Учитель глазами общества (Фонд общественное мнение, 2008, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов)
50%

россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением,
авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан,
46% респондентов высказали предположение, что педагогам их профессия нравится,
по мнению 69% опрошенных, педагоги в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян,
большинство респондентов (86%) заявляют, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, мировоззрение, отношение детей к жизни

Слайд 3Макросоциальные вызовы, тенденции и современный педагог
снижение качества образования,
рост доли слабых

преподавателей;
структурные диспропорции предложения образовательных услуг, их объема и качества, и потребностей развития экономики и общества;
сдвиги в российском социуме: информационное общество, Болонский процесс, требование оценки качества, ЕГЭ, вариативность программ, детерминация настоящего будущим, стандартизация

Слайд 4В мире 60 млн.учителей


Слайд 5Исследование ИПО РАО: общие сведения
Период исследований - 2007-2009 годы, отдельные социологические

исследования с 1998 года.
Методы - экспериментальных исследований являлись экспертный, наблюдение (прямое и косвенное), анкетирование, проблемно-прогностический метод.
База и география эксперимента :
ООУ (30% от общего количества учебных заведений), учебные заведения НПО и СПО (60% от общего количества учебных заведений), структуры дополнительного образования, ИРО и ИПК;
следующие регионы РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Ульяновск, Калужская область г. Обнинск, Тюмень, Омск и другие;
всего участвовали в эксперименте 2383 педагога, из них учителей общеобразовательных школ 60% и преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональной школе 40%. В отдельных исследованиях участвовало еще 3000 педагогов.


Слайд 6Гендерные характеристики
женщин – учителей 94%, мужчин – 6%;
средний возраст учителей общеобразовательных

школ 47 лет; больший процент среди женщин – учителей общеобразовательных школ составляют 40-летние, среди мужчин – 49 -летние;
средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения 50 лет

Слайд 7Образование и стаж работы
72% учителей и преподавателей профессиональных учебных заведений имеют

высшее педагогическое образование;
процент имеющих высшее не педагогическое образование более высокий в профессиональной школе (18%), чем в ООУ;
только 12% мастеров производственного обучения в ПУ, лицеях и колледжах имеют педагогическое образование;

педагогический стаж менее 10 лет имеют около 30% педагогов;
педагогический стаж от 10 до 19 лет имеют около 27% педагогов
педагогический стаж от 20 до 29 лет имеют около 24% педагогов,

высшую квалификационную категорию имеют около 50% учителей,
1 квалификационную категорию имеют около 30% учителей

Слайд 8Соматическое здоровье
Здоровый образ жизни у педагогов Санкт-Петербурга не характерное явление: около

15 % регулярно употребляют алкоголь, 20% - курят, а 6% - в анонимном анкетировании отметили факты употребления наркотических средств.
Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии

Слайд 9Соматическое здоровье
Низкий уровень функционального состояния
наблюдается:
при оценке самочувствия - у

58%,
при оценке активности – у 66%,
плохое настроение – у 68% педагогов.

Профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям

Слайд 10Отклонения по состоянию дыхательной и сердечнососудистой системы учеников, их работоспособность и

утомляемость практически не связаны с технологиями обучения.
Имеется корреляция с личностью педагога, причем возникновение проблем в личной жизни педагога, проявляется в снижении эффективности учебной деятельности.

NB!


Слайд 11Современный образ педагога: векторы развития (в скобках указан рост за период

1998–2006 г.г., Санкт-Петербург)

любовь педагога к своей профессии (215%) ;
уважение педагогом личности учащихся (170%);
доброта педагога в отношении к учащимся (166%);
наличие у него чувства юмора и его профессионализм (158%);
честность и открытость педагога;
коммуникабельность педагога (143%);
его строгость и требовательность к учащимся (139%);
оригинальность личности педагога


Слайд 123 значимые группы взаимодействий педагога с учащимися
Педагоги тяготеют к коммуникативно-ролевому взаимодействию

с обучающимися. Базовыми компонентами личности выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях.
Педагогов отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с обучающимся, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся.
Педагоги интересны, прежде всего, тем, что у них доминируют «личностно-ценностные» взаимодействия с учащимися: уважение, открытость и доброта в отношениях с ними

Слайд 13Учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом.
Психологические знания сегодняшнего учителя

явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет.
Молодой учитель оказывается чаще всего брошен на произвол судьбы. У большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с ним, даже на посещение уроков и их анализ. Это еще большая трудность, чем низкая зарплата.
Сегодня большинство учителей не знает и не читает профессиональные журналы и газеты. У них нет возможности следить за литературой, ходить в театры и музеи. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой

Проблемы школы, волнующие учителей


Слайд 14Проблемы школы, волнующие учителей (цитаты)
до того, как создал собственную семью, работал

лучше, больше времени и сил уделял детям.
учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что знают, что органы управления образованием не встанут на их защиту.
надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях. Не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права.
учитель находится в постоянном состоянии изобретения велосипеда. Никто не видел ни одной полной разработки применения какой-нибудь технологии, адаптированной для применения на предметном уроке, только отдельные примеры.
если бы была нагрузка 18-20 часов на нормальную зарплату, о профессиональном выгорании мы бы не говорили.
такое впечатление, что учебная программа никого не интересует. Огромное количество уроков пропадает из-за различных мероприятий 

Слайд 15Ведущие факторы привлекательности профессии
«возможность творческой самореализации»;
«возможность учить и воспитывать детей»


Слайд 16Факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов
Отсутствие надлежащего технического обеспечения
Низкая заработная

плата
Постоянное ухудшение контингента учащихся
Большая учебная нагрузка

Слайд 17Ценностно-смысловые доминанты в работе учителя
Выживание - все усилия преподавателя направлены

на материальное обеспечение;
сфера, выражающая уровень социального статуса учителя;
«рутина», не позволяющая раскрыться духовным потребностям и способностям учителей и учащихся;
«товар», который приносит удовлетворение третьим лицам, но только не самому учителю;
деятельность, которая причастна к развитию общества и молодежи;
сфера, где учителя могут наиболее полно выразить свою личность, помочь молодежи встать на путь духовного развития;
«искусство» – деятельность, от которой можно получать удовольствие

Слайд 1891% опрошенных отмечают, что выполняемые ими функции усложнились и расширились по

сравнению с недавним прошлым, но при малых затратах времени могут добиваться высоких результатов только 51% педагогов, т.е. поддержание высокого уровня профессионализма идет за счет уменьшения времени на отдых, деятельность по сохранению и укреплению здоровья

NB!


Слайд 19Степень сложности освоения ИКТ педагогами различных категорий


Слайд 20Проблемы организации педагогического сетевого взаимодействия
41% опрошенных педагогов имеют в Интернет

свою страничку на каком-либо ресурсе (например, страничка на портале Vkontakt.ru), сайт, блог или представление на сайте ОУ.
Однако, только 56% из имеющих страницу в Интернет и 23% от всех опрашиваемых готовы осуществлять работу по психолого-педагогическому сопровождению своих обучающихся

Слайд 21Отношение педагогов к ЕГЭ
Первоначально - сто процентное его отторжение.
Причины: традиционные

стереотипы, сложность принятия контроля со стороны потребителя, внешнего контроля, недоверие к организации, недовольство содержанием КИМ, нежелание отдавать в другие руки роль «контролера» и т.д.
В настоящее время ситуация меняется, происходит постепенное привыкание, принятие ЕГЭ. Процент педагогов, положительно относящихся к ЕГЭ, увеличился до 61% в 2008 году

Слайд 22Отношение к инновациям


Слайд 23 Адаптивная – приспособление ребенка к изменившимся условиям его жизни и

деятельности при вхождении в новый коллектив, при смене ведущего вида деятельности. Новая социальная среда, новая социальная общность предъявляют к ребенку новые требования, к принятию которых он должен быть приспособлен

Развивающая – развитие физических, познавательных, нравственных способностей и качеств учащихся путем использования их потенциальных возможностей в процессе деятельности.



2 ведущие функции педагогической деятельности


Слайд 24Зрелость


Интеллектуальная (развитый познавательный интерес, потребность в непрерывном образовании)

Эмоциональная (сформированное чувство

сопереживания, сочувствия)

Личностная (сформированные качества: ответственность, толерантность, высокая коммуникативная культура)

Слайд 25возрастающая роль дистанционного обучения
новые возможности обучения и контроль знаний вне школы

(обеднение привычной роли учителя как обладателя истинных знаний)
возрастающая роль экстерната

Социально-профессио-нальный фактор



Слайд 26 мифы и стереотипы профессионального сознания
позиция учащихся (снижение духовных

потребностей, утилитарная мотивация)
непонимание мотивов поведения учащихся рассогласование между представлениями учащихся об «идеальном» и реальном учителей

Социально-психологи-ческий фактор



Слайд 27 относительная стабильность учебных программ
повторяемость высказываний и оценок
монологичность
коммуникативная

перегрузка
недостаточность самокритичной оценки
общая загруженность
гипертрофия «Я»

Особенности профессии



Слайд 28Возможные типы профессионального поведения


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика