Слайд 1Российское учительство: состояние и перспективы
Слайд 2Учитель глазами общества
(Фонд общественное мнение, 2008, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов)
50%
россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением,
авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан,
46% респондентов высказали предположение, что педагогам их профессия нравится,
по мнению 69% опрошенных, педагоги в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян,
большинство респондентов (86%) заявляют, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, мировоззрение, отношение детей к жизни
Слайд 3Макросоциальные вызовы, тенденции и современный педагог
снижение качества образования,
рост доли слабых
преподавателей;
структурные диспропорции предложения образовательных услуг, их объема и качества, и потребностей развития экономики и общества;
сдвиги в российском социуме: информационное общество, Болонский процесс, требование оценки качества, ЕГЭ, вариативность программ, детерминация настоящего будущим, стандартизация
Слайд 5Исследование ИПО РАО: общие сведения
Период исследований - 2007-2009 годы, отдельные социологические
исследования с 1998 года.
Методы - экспериментальных исследований являлись экспертный, наблюдение (прямое и косвенное), анкетирование, проблемно-прогностический метод.
База и география эксперимента :
ООУ (30% от общего количества учебных заведений), учебные заведения НПО и СПО (60% от общего количества учебных заведений), структуры дополнительного образования, ИРО и ИПК;
следующие регионы РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Ульяновск, Калужская область г. Обнинск, Тюмень, Омск и другие;
всего участвовали в эксперименте 2383 педагога, из них учителей общеобразовательных школ 60% и преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональной школе 40%. В отдельных исследованиях участвовало еще 3000 педагогов.
Слайд 6Гендерные характеристики
женщин – учителей 94%, мужчин – 6%;
средний возраст учителей общеобразовательных
школ 47 лет; больший процент среди женщин – учителей общеобразовательных школ составляют 40-летние, среди мужчин – 49 -летние;
средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения 50 лет
Слайд 7Образование и стаж работы
72% учителей и преподавателей профессиональных учебных заведений имеют
высшее педагогическое образование;
процент имеющих высшее не педагогическое образование более высокий в профессиональной школе (18%), чем в ООУ;
только 12% мастеров производственного обучения в ПУ, лицеях и колледжах имеют педагогическое образование;
педагогический стаж менее 10 лет имеют около 30% педагогов;
педагогический стаж от 10 до 19 лет имеют около 27% педагогов
педагогический стаж от 20 до 29 лет имеют около 24% педагогов,
высшую квалификационную категорию имеют около 50% учителей,
1 квалификационную категорию имеют около 30% учителей
Слайд 8Соматическое здоровье
Здоровый образ жизни у педагогов Санкт-Петербурга не характерное явление: около
15 % регулярно употребляют алкоголь, 20% - курят, а 6% - в анонимном анкетировании отметили факты употребления наркотических средств.
Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии
Слайд 9Соматическое здоровье
Низкий уровень функционального состояния
наблюдается:
при оценке самочувствия - у
58%,
при оценке активности – у 66%,
плохое настроение – у 68% педагогов.
Профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям
Слайд 10Отклонения по состоянию дыхательной и сердечнососудистой системы учеников, их работоспособность и
утомляемость практически не связаны с технологиями обучения.
Имеется корреляция с личностью педагога, причем возникновение проблем в личной жизни педагога, проявляется в снижении эффективности учебной деятельности.
NB!
Слайд 11Современный образ педагога: векторы развития
(в скобках указан рост за период
1998–2006 г.г., Санкт-Петербург)
любовь педагога к своей профессии (215%) ;
уважение педагогом личности учащихся (170%);
доброта педагога в отношении к учащимся (166%);
наличие у него чувства юмора и его профессионализм (158%);
честность и открытость педагога;
коммуникабельность педагога (143%);
его строгость и требовательность к учащимся (139%);
оригинальность личности педагога
Слайд 123 значимые группы взаимодействий педагога с учащимися
Педагоги тяготеют к коммуникативно-ролевому взаимодействию
с обучающимися. Базовыми компонентами личности выступают коммуникабельность, требовательность и определенная отстраненность в отношениях.
Педагогов отличают следующие качества: юмор и доброта в отношениях с обучающимся, открытость и требовательность, но на основе уважения личности обучающихся.
Педагоги интересны, прежде всего, тем, что у них доминируют «личностно-ценностные» взаимодействия с учащимися: уважение, открытость и доброта в отношениях с ними
Слайд 13Учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом.
Психологические знания сегодняшнего учителя
явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет.
Молодой учитель оказывается чаще всего брошен на произвол судьбы. У большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с ним, даже на посещение уроков и их анализ. Это еще большая трудность, чем низкая зарплата.
Сегодня большинство учителей не знает и не читает профессиональные журналы и газеты. У них нет возможности следить за литературой, ходить в театры и музеи. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой
Проблемы школы, волнующие учителей
Слайд 14Проблемы школы, волнующие учителей (цитаты)
до того, как создал собственную семью, работал
лучше, больше времени и сил уделял детям.
учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что знают, что органы управления образованием не встанут на их защиту.
надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях. Не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права.
учитель находится в постоянном состоянии изобретения велосипеда. Никто не видел ни одной полной разработки применения какой-нибудь технологии, адаптированной для применения на предметном уроке, только отдельные примеры.
если бы была нагрузка 18-20 часов на нормальную зарплату, о профессиональном выгорании мы бы не говорили.
такое впечатление, что учебная программа никого не интересует. Огромное количество уроков пропадает из-за различных мероприятий
Слайд 15Ведущие факторы привлекательности профессии
«возможность творческой самореализации»;
«возможность учить и воспитывать детей»
Слайд 16Факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов
Отсутствие надлежащего технического обеспечения
Низкая заработная
плата
Постоянное ухудшение контингента учащихся
Большая учебная нагрузка
Слайд 17Ценностно-смысловые доминанты в работе учителя
Выживание - все усилия преподавателя направлены
на материальное обеспечение;
сфера, выражающая уровень социального статуса учителя;
«рутина», не позволяющая раскрыться духовным потребностям и способностям учителей и учащихся;
«товар», который приносит удовлетворение третьим лицам, но только не самому учителю;
деятельность, которая причастна к развитию общества и молодежи;
сфера, где учителя могут наиболее полно выразить свою личность, помочь молодежи встать на путь духовного развития;
«искусство» – деятельность, от которой можно получать удовольствие
Слайд 1891% опрошенных отмечают, что выполняемые ими функции усложнились и расширились по
сравнению с недавним прошлым, но при малых затратах времени могут добиваться высоких результатов только 51% педагогов, т.е. поддержание высокого уровня профессионализма идет за счет уменьшения времени на отдых, деятельность по сохранению и укреплению здоровья
NB!
Слайд 19Степень сложности освоения ИКТ педагогами различных категорий
Слайд 20Проблемы организации педагогического сетевого взаимодействия
41% опрошенных педагогов имеют в Интернет
свою страничку на каком-либо ресурсе (например, страничка на портале Vkontakt.ru), сайт, блог или представление на сайте ОУ.
Однако, только 56% из имеющих страницу в Интернет и 23% от всех опрашиваемых готовы осуществлять работу по психолого-педагогическому сопровождению своих обучающихся
Слайд 21Отношение педагогов к ЕГЭ
Первоначально - сто процентное его отторжение.
Причины: традиционные
стереотипы, сложность принятия контроля со стороны потребителя, внешнего контроля, недоверие к организации, недовольство содержанием КИМ, нежелание отдавать в другие руки роль «контролера» и т.д.
В настоящее время ситуация меняется, происходит постепенное привыкание, принятие ЕГЭ. Процент педагогов, положительно относящихся к ЕГЭ, увеличился до 61% в 2008 году
Слайд 23 Адаптивная – приспособление ребенка к изменившимся условиям его жизни и
деятельности при вхождении в новый коллектив, при смене ведущего вида деятельности. Новая социальная среда, новая социальная общность предъявляют к ребенку новые требования, к принятию которых он должен быть приспособлен
Развивающая – развитие физических, познавательных, нравственных способностей и качеств учащихся путем использования их потенциальных возможностей в процессе деятельности.
2 ведущие функции педагогической деятельности
Слайд 24Зрелость
Интеллектуальная (развитый познавательный интерес, потребность в непрерывном образовании)
Эмоциональная (сформированное чувство
сопереживания, сочувствия)
Личностная (сформированные качества: ответственность, толерантность, высокая коммуникативная культура)
Слайд 25возрастающая роль дистанционного обучения
новые возможности обучения и контроль знаний вне школы
(обеднение привычной роли учителя как обладателя истинных знаний)
возрастающая роль экстерната
Социально-профессио-нальный фактор
Слайд 26 мифы и стереотипы профессионального сознания
позиция учащихся (снижение духовных
потребностей, утилитарная мотивация)
непонимание мотивов поведения учащихся рассогласование между представлениями учащихся об «идеальном» и реальном учителей
Социально-психологи-ческий фактор
Слайд 27 относительная стабильность учебных программ
повторяемость высказываний и оценок
монологичность
коммуникативная
перегрузка
недостаточность самокритичной оценки
общая загруженность
гипертрофия «Я»
Особенности профессии
Слайд 28Возможные типы профессионального поведения