Слайд 1РОМАНТИЗАЦИЯ ПОДВИГА И БОРЬБЫ ЗА НОВУЮ ЖИЗНЬ В СТИХОТВОРЕНИЯХ МОЛОДЫХ ПОЭТОВ
Слайд 2
Сразу же после окончания гражданской войны в литературу буквально ворвалось новое
поколение поэтов.
Систематического образования они получить не успели, добирали на ходу — в литсекциях, на разных курсах, а еще более в литературных диспутах, на вечерах в Политехническом.
Их кумиром был Маяковский.
Они страстно любили поэзию, захлебывались строками чужих стихов и лепили, как умели, свои опусы.
Слайд 3
Так образовалась целая поэтическая плеяда, лидерами которой стали Н. Тихонов, М.
Светлов, Э. Багрицкий В. Луговской, И. Уткин, А. Жаров, А. Безыменский, М. Голодный, Джек Алтаузен.
Тогда эту плеяду называли поэтическим “молодняком”, “комсомольской поэзией”, хотя по возрасту эти поэты различались и не каждый был комсомольцем. Но их роднили общие черты, свойственные “комсомольской поэзии”.
Слайд 4ЧЕРТЫ, СВОЙСТВЕННЫЕ “КОМСОМОЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ”
1) Молодое, свежее ощущение динамизма жизни
2) Романтический максимализм,
привлекающий читателя
3) Ориентация на идеал
4) Выше всего ставится великая идея свободы, братства человеческого рода, раскрепощения людей от гнета
Слайд 5
Пафос самопожертвования во имя светлого будущего был едва ли не самой
высокой идеей-страстью романтиков Октября. Даже мирная повседневность обретает ценность, только если она пронизана романтическим порывом:
За шепот шин, за голоса дрожанье
В холодной трубке, за разлив зари
Над площадью, за то, что горожане,
За то, что вспыхнем и перегорим,
Весь мир, пожалуй, был бы нами отдан —
Леса, закаты, звезды, птичий свист,
Моря и реки, сердце и природа —
За эту скорость, за такую жизнь.
Такими строфами заканчивается стихотворение Николая Дементьева, которое называется “Монолог горожанина” (1926).
Слайд 7
В отличие от романтиков XIX века и от своих ближайших предшественников
(символистов и новокрестьянских поэтов), эти романтики активно ищут идеал в ближайшем будущем, они рвутся к нему, хотят найти его здесь и сейчас.
У Н. Тихонова есть такие строки:
И вот под небом, дрогнувшим тогда,
Открылось в диком и простом убранстве,
Что в каждом взоре пенится звезда
И с каждым шагом ширится пространство.
Слайд 9
Анатолий Якобсон, критик, заметил, что в стихах поэтов-романтиков одной из главных
тем стала тема братоубийства.
Причем «самый акт братоубийства окружен ореолом романтической красивости, в этот момент герой стихотворения всего острей чувствует себя героем», ибо во имя революции он не пощадил даже самого родного человека.
Но, замечает критик, «поэты-романтики тем самым дискредитировали святые устои, на которых держится единство людей, прежде всего устои семьи, дома, рода».
Слайд 10
Вольно или невольно, поэты-комсомольцы в своих блистательных стихах, ярких песнях пропагандировали
как некую героическую норму умаление человеческой жизни, игнорирование самоценности отдельной личности.
Слайд 11
Александр Селивановский, один из наиболее внимательных исследователей поэзии 20—30-х годов, писал:
“Особое место в советской поэзии занимает творчество Михаила Светлова. Это поэзия романтического освещения событий и людей революции. Он особенно часто возвращается к темам и образам гражданской войны, но меньше всего песни его можно назвать песнями боевого наступления, походными маршами, запевками идущих в бой отрядов. Стихи Светлова — это лирические размышления, задумчивые воспоминания, беседы у костра “в час вечеровой”.
Слайд 13
Он особенно часто возвращается к темам и образам гражданской войны, но
меньше всего песни его можно назвать песнями боевого наступления, походными маршами, запевками идущих в бой отрядов. Стихи Светлова — это лирические размышления, задумчивые воспоминания, беседы у костра “в час вечеровой”.
Слайд 15
Прямую полемику со стереотипами комсомольской поэзии представляет светловское стихотворение “Песня” (1926).
Автор берет тривиальный сюжет комсомольской поэзии:
Товарищи! Быстрее шаг!
Опасность за спиною:
За нами матери спешат
Разбросанной толпою.
Парадокс в том, что опасностью для бойцов, уходящих на фронт, оказывается сопротивление матерей, которые не хотят отпускать своих детей на смерть. Но во имя высокой идеи нужно преступить самые близкие кровные узы, и лирический субъект призывает товарищей:
Пусть штык проложит новый путь
Сквозь маленькое тело.
Слайд 16
Далее лирический субъект выдерживает паузу, и оказывается, что эту зарисовку о
комсомольском отряде и о матерях он выдумал. Он — поэт и сейчас сочиняет стихотворение, сидя в Москве, у домашнего стола. И за спиной сочинителя — картина реальной, не придуманной жизни:
Слайд 17
Бегут в раскрытое окно
Слова веселой песни,
И мать моя давным-давно
Уснула в старом
кресле.
Как хорошо уснула ты!..
И я гляжу с волненьем
На тихие твои черты,
На ласковое выраженье.
Прислушайся, услышишь вновь —
Во мне звучит порою
За равнодушием любовь,
Как скрипка за стеною.
Слайд 18
Вот оно — подлинное чувство к матери, не книжное, загнанное в
клише комсомольской поэзии. Обращаясь к матери, лирический герой говорит совсем противоположное тому, что вещал лирический субъект его стихотворения:
И ты не бойся страшных слов:
Сквозь дым и пламя песни
Я пронести тебя готов
На пальцах в этом кресле.
И то, что в час вечеровой
В кошмаре мне явилось,
Я написал лишь для того,
Чтоб песня получилась.
Поэту Светлову, как и его лирическому герою, ясно, что все экстремистские страсти, которыми переполнена поэзия его коллег, это — новая книжность, новая выдумка, которая не находится в непосредственной связи с реальной жизнью.
Слайд 20
Светлов формирует особую поэтику, которая вся переполнена добротой и сердечностью, которой
претят громкие слова и абсолютно враждебен барабанный треск.
Ядро авторской концепции: полемика с господствующими представлениями о человеке в революции, и прежде всего — об отношениях между надличными, общественными ценностями и ценностью самой личности.