Риторика на занятии иностранного языка: инструкция по применению презентация

Содержание

О чем разговор? Кратко о возможностях риторики как науки о речевом инструментарии: О предмете риторики как предмета О риторических аспектах преподавания языка О том, что необходимо знать преподавателю языка О том,

Слайд 1«Риторика на занятии иностранного языка: инструкция по применению»
Курикова Наталья


Слайд 2О чем разговор?
Кратко о возможностях риторики как науки о речевом инструментарии:
О

предмете риторики как предмета
О риторических аспектах преподавания языка
О том, что необходимо знать преподавателю языка
О том, что необходимо уметь студенту


Слайд 3Что относят
к риторике?

Что относят
к риторике?
Какие могут быть
задания по

риторике?

Как можно
использовать риторику
на занятиях РКИ?

Что можно почитать
о риторике?

Каковы аспекты
изучения риторики?


Слайд 4Что сказать?


Что сказать?
Как сказать?
Что ты сказал?!
Скажи, птичка моя!
РИТОРИКА – НАУКА ОБ

ЭФФЕКТИВНОМ ОБЩЕНИИ

Слайд 5Как говорят электротехники,
экономисты,
хмики и т.д.?


Слайд 6План
1. Техника речи
2. Технология работы с текстом
3. Оценка устного текста


Слайд 71. Техника речи

Осанка
Чистота звуков, артикуляции
Жесты
Интонация


Слайд 81. Техника речи
Контроль осанки при говорении, правильное дыхание
Чистота звуков, артикуляции
Регулярные специальные

артикуляционные задания.
Прорекламируйте, продайте, поспорьте, объявите:
Лидер лодырей
У осы не усы, не усищи, а усики
У Прокопа укроп


Слайд 91. Техника речи
Интонация
“Синдромом Баоюя” - явление русской женской речи в

речи ИС мужского пола впервые было отмечено у китайских учащихся, поэтому условно называют его “синдромом Баоюя”
Цзя Баоюй – главный герой китайского классического романа XVIII века “Сон в красном тереме”, выросший в женском обществе – среди своих сестер и служанок и заимствовавший особенности женского поведения и во многом напоминавший девушку.

Слайд 10“Синдромом Баоюя”
Жалоба и выражение растерянности:
- Ой, у меня ужас, кошмар (прижимает

правую руку к сердцу). В пятницу защита курсовой. На защите будут профессора очень серьезные, а я не знаю…
(В ответ на оперативно присланную информацию)
Ах, я даже не ждал так быстро!
(…) Ой, с новым годом!!!! Хотя наш новый год еще не подошел, поэтому я еще живу в прошлом. :)
(пытается мягко отказать в просьбе)
Ой, я занят!

Слайд 111. Техника речи
Невербальное поведение - важен зрительный контакт!
При произнесении речи имейте

«визуальный контакт» со слушателями.
Не бойтесь смотреть внимательно в глаза то одному, то другому вашему слушателю – пусть они чувствуют ваше внимание.
Взгляд необходимо фиксировать на одну-две секунды на каждом слушателе, никого не обходя своим вниманием, в то же время не утыкаться в одно и то же симпатичное вам лицо

Слайд 122. Технология работы с текстом

2.1. Устная – письменная форма речи
2.2. Жанры

речи. Типы речи. Связки между частями. Способы начала и конца текста
2.3. Смысловые модели речи – топосы
2.4. Логические способы расположения материала

Слайд 132.1. Устная и письменная форма речи – это разные «языки»!
«Вкусный рассказ»:

детали, необычные наблюдения.
Говорите о том, что любите, хорошо знаете. Связывайте с известным, видимым, доступным аудитории – «что вижу, то пою».
Важна наглядность!

Слайд 14Коммуникативное пространство


Коммуникативное пространство
пространство
«врагов»,
находящихся
«по ту сторону баррикад»,
видящих объект


совершенно с других позиций.


пространство «своих»,
находящихся в одном
коммуникативном
пространстве,
на одной
идеологической платформе,
наблюдающих объект
с одних и тех позиций

Свой = знаю
понимаю
люблю
хороший


Чужой = не знаю
не хочу знать
не люблю
плохой


Слайд 15Как используется
принцип деления мира на «своих» и «чужих»?


Как используется
принцип деления мира

на «своих» и «чужих»?

в целях
эффективной/ гармоничной
коммуникации

в целях
манипуляции

Не всегда можно четко разделить цели коммуникации!


Слайд 16Как создать коммуникативную близость?
Особенности разговорной речи


Как создать коммуникативную близость?
Особенности разговорной речи
лексика

простота

и доступность

оценочность






-просторечная
-жаргонная
-разговорная



экспрессивность

синтаксис

-простые предложения
-незаконченные конструкции
-восклицательные модели


Слайд 17МЕТАФОРА – инструмент образности


МЕТАФОРА – инструмент образности
упрощает понимание
сложных явлений, понятий
привлекает

и удерживает внимание

выражает позицию автора, оценку

является инструментом
манипуляции


Слайд 18Конкретность. Образность.



Конкретность. Образность.

помогает зримо воспринимать
звучащее слово
-образность
-выбор слов
-примеры как конкретное


проявление слов

Я программист.
Моя подруга рассталась со мной.
Она сказала: «Ты не можешь защитить
мой компьютер, а как будешь защищать меня?».
Я хранил молчание.
Недавно я купил антивирус Касперского
с более удобным пользовательским интерфейсом,
со 100% защитой от вирусов,
даже с защитой от неизвестных вирусов.
Сейчас я познакомился с новой подругой.
Касперский защищает ее компьютер, а
я защищаю ее. Мы счастливы.
Без безопасности – без подруги!

Ван Чао, студент ТПУ
из Китая,
будущий программист


Слайд 19Как выразить отчуждение?


Как выразить отчуждение?
Форма
множественного числа
Говорить на «вы»
Там, какой-то там
Да

какая там стипендия!

Я по ресторанам не хожу!

и много других способов…


Слайд 20Текст вступления к неформальному выступлению
Тема: Исследование анизотропии механических и магнитных свойств

ферритной стали
Как известно, в медицине невозможно обойтись без диагностики. Например, когда человек болен, как проверить, что у него в организме? Конечно, можно сделать разрез (т. е. использовать хирургию). А это, как вы понимаете, неизгладимый след на всю жизнь, поэтому необходимо искать нехирургические способы. А если у нас не человек, а сталь? Ведь у стали тоже есть организм— т. е. своя структура, но мы же не можем сделать операцию стали. Правда?
Вот, например, у меня в руках образцы стали 65Г, посмотрите на них, как вы думаете, у какого образца нарушена структура? Как мы можем контролировать свойства стали, не нарушая ее структуру?
Вот что мы сделали: экспериментальным путем разработали способы “диагностики заболевания” ферритной стали, т. е. разработали неразрушающий - щадящий - контроль ферритной стали. (Лю Шань)

Слайд 212.2. Жанры речи. Формы речи. Связки между частями. Способы начала и

конца текста.

Письма (официальные/ неофициальные). Письменный этикет
-как обратиться?
-что выражают разные способы обращения?
-как сделать переход от части к части?
-как сделать запрос информации?
-как вежливо отказать?
-как попрощаться?
-как выразить надежду на дальнейшее общение?


Слайд 22Жанры речи.
Эссе («Русские. Какие они?»)
Реферат (описание видеосюжета, обзор информации и т.д.)
Ролевые

игры (жанр совещания, банкета и т.д.) смена ролей при рассказе новостей, пересказе текста.
Хорошо «идет» задание на озвучивание фильмов, мультфильмов

Слайд 23ТИПЫ РЕЧИ
Информационный тип (для передачи информации)
Аргументирующий тип (для убеждения аудитории в

мысли или для побуждения к действию)
Эпидейктический тип (для удовольствия аудитории - поздравление, тост и др.)
(см. Михальская А.К. Основы риторики для 10-11 кл.)

Существуют и другие классификации

Слайд 24Ролевые задания (ХТФ)
Напишите деловое письмо директору предприятия-изготовителя тест-сепараторов. Задача - сделать

предприятию-изготовителю заказ на тест-сепаратор. К письму приложите заполненный опросный лист.

Разыграйте телефонный диалог между инженером нефтеперерабатывающего завода и предприятием-изготовителем факельных установок. Задача – заказать для нефтепереработки факельную установку. Используйте материалы опросного листа.


Слайд 25Ролевые игры
Тема «Совещание специалистов по вопросу производственного кризиса»

Задача – в процессе

совещания решить вопрос: как избежать производственного кризиса на предприятии?

Тема «Брак. Семейные отношения»



Слайд 262.3. Смысловые модели речи – топосы
Что сказать?
Как сказать?
Какие идеи извлечь из

памяти?

(см. Аннушкин В.)

Слайд 27Топосы
Топосы - основные способы создания речи - «места» или «хранилища»

(лат. topos – место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи.
Топосы - общие места, поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме.
Задача говорящего/пишущего – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.

Слайд 28Топосы
определение,
целое – части,
род – вид,
свойства – качества – характеристика,
сравнение,


противоположность (антитеза),
имя,
причина – следствие,
условие,
уступка,
время,
место,
пример,
свидетельство

Слайд 29Топос «определение»
Общая модель: что - это что; что является чем и

др.
Действенность всякого определения зависит от его
1) правильности и истинности, соответствия природе вещи;
2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин);
3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случая требующей краткости и мобильности, в других -распространенности и украшенности.

Слайд 30Как поздравить с новым годом дворника?
(образец - см. гиперссылку)


Как поздравить с

новым годом дворника?
(образец - см. гиперссылку)


Слайд 312.4. Логические способы расположения материала В любой аргументации предполагается наличие тезиса и

доводов.

Сигналы тезиса
Потому что
Так как
Поскольку
Если
При условии что
Как показывает
На что указывает
По причине
Как можно заключить
Во-первых

Сигналы довода
Поэтому
Значит
Так что
Таким образом
Следовательно
Тогда
Отсюда следует, что
Можно заключить, что
В результате


Слайд 32Структура аргументации По форме построения и способу ведения доказательств
Виды рассуждений
В зависимости от

логического способа мышления
дедуктивные и индуктивные

В зависимости от того, как доказывать - истинность или, наоборот, ложности выдвинутого положения
рассуждения-утверждения и рассуждения-опровержения.

В зависимости от способа ведения доказательства.
рассуждения с прямым доказательством - доводы, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса,
рассуждения с доказательством от противного - истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений.

Слайд 33пример
Допустим, что это не так… Тогда.. А так как этого не

может быть, то верно первое положение

Слайд 34Логические способы расположения материала
Индукция
Дедукция
Аналогия и др.


Слайд 35Индуктивный
самый древний: от отдельных действий и фактов к обобщениям, формулировкам

законов шли наши предки
Просыпал соль, встретил черную кошку


Значит, жди неприятностей


Слайд 36Дедуктивный
Используют, когда хотят рассмотреть конкретное явление с точки зрения известного

положения, закона


Ждать неприятностей

Соль просыпать, кошку встретить


Слайд 37Концентрический и ступенчатый
Наличие единого центра – проблемы. Вокруг проблемы располагается материал




Слайд 38Передача информации. Правило 1. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ И НОВЫМ, И СТАРЫМ
Публика не питает интереса

к обычному. Ее интересует все новое, не похожее на старое. Но важно показать связь с известным, старым!
(# новый год и сессия)

1. Если тема старая, развивайте ее в связи с новыми фактами и насущными интересами.
2.Если тема новая и необычная, развивайте ее, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт.


Слайд 39Правило 2. ВНОСИТЕ В РЕЧЬ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТИЗМА
Драматические элементы — конфликт, ожидание,

развязка.
В них много личного, много от непосредственных переживаний.
Их можно представить в первом лице, в настоящем времени. Это создает впечатление, что событие или явление развертывается прямо на глазах.
Если речь отражает борьбу, которая кроется за различными выводами, входящими в тему, то она вызовет интерес слушателя.
Драматизм — не в самих идеях, а в конфликте, который они вызывают.
Восстановление картины преступления — один из наиболее эффектных приемов, к которому прибегают юристы-криминалисты


Слайд 40Пример темы «Умение сосредоточенно заниматься»
Крепко ухватившись за шиворот, я швырнул себя

к письменному столу.
Яростно кидаюсь на книги, хватаю бумагу, карандаш и, стиснув зубы, начинаю... Один параграф... другой... третий...
Чувствую какую-то неловкость... Уж не с желудком ли что? Где, собственно, боль?.. Да-да, здесь... Уж не аппендицит ли?.. Нет, просто хочется есть. Вот в чем дело!..
Невозможно заниматься, если умираешь с голоду...


Слайд 41Примеры заданий
1. Подготовьте информационную речь, рассказав о том, как вы ждете

окончания лекции.
2. Расскажите о том, как вы готовите ужин
3. Расскажите о ком-либо из присутствующих.
4. Расскажите, как надо готовиться к экзамену.


Слайд 423. Оценка речи возможна по следующим показателям:
идеи, содержание речи (согласны ли

вы с тем, что говорится: позицией оратора по данному вопросу?)
слова – их правильность, чистота, выразительность, богатство, оригинальность (получила ли аудитория эстетическое удовлетворение от словесного стиля оратора?);
эмоция, энергетика речи (создал ли оратор нужное настроение среди слушателей? Привлек ли их на свою сторону?)
синтаксис, конструкция фразы, соединение слов (были ли слова уложены в фигуры речи, которые были уместны для восприятия речи?);
произношение, т.е. темп и ритм, паузация, дикция, интонирование текста, звучность голоса, тембр (каков был характер произношения?)
язык телодвижения, или ораторская пластика, т.е. весь комплекс телодвижений (жесты, мимика, глазной контакт).

Слайд 43Из опыта
Какие сильные моменты есть уже у выступающего? Что понравилось и

почему?
Как автор использовал записи, доску, другие наглядности?
Какие вы можете дать советы, которые помогут оратору в дальнейшем работать над своей речью?

Слайд 44ЛИТЕРАТУРА
Коммуникативная близость
Быкова О.Н. Языковое манипулирование общественным сознанием.
Методическая разработка и рабочая

программа для студентов заочного отделения
юридического факультета. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2007

Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007

Сковородников А.П., Копнина Г.А. Риторический прием// Энциклопедический словарь-справочник.

Захарова Е.П. Коммуникативная категория чуждости и ее роль в организации речевого общения //
Вопросы стилистики. Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 27. Человек и текст. – Саратов, 1998.

Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке//
Пеньковский А.Б. Очерки по русской семантике. – М., 2004.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997.

Скрыльникова А.Ю  Категория чуждости как одна из ключевых идей русского языкового сознания.     (Выпуск 5 2007)//
Электронный вестник Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению



ЛИТЕРАТУРА
Коммуникативная близость
Быкова О.Н. Языковое манипулирование общественным сознанием.
Методическая разработка и рабочая программа для студентов заочного отделения
юридического факультета. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2007

Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007

Сковородников А.П., Копнина Г.А. Риторический прием// Энциклопедический словарь-справочник.

Захарова Е.П. Коммуникативная категория чуждости и ее роль в организации речевого общения //
Вопросы стилистики. Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 27. Человек и текст. – Саратов, 1998.

Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке//
Пеньковский А.Б. Очерки по русской семантике. – М., 2004.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997.

Скрыльникова А.Ю  Категория чуждости как одна из ключевых идей русского языкового сознания.     (Выпуск 5 2007)//
Электронный вестник Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению


Слайд 45Техника речи

Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М., 2002.
Гендер в

вербальной этнокультуре// Язык. Миф. Этнокультура. – Кемерово, 2003
Потапов В.В. Дифференциация русской звучащей речи с учётом гендерного фактора/
/ Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – М., 2002. – С. 70-76.



Техника речи

Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М., 2002.
Гендер в вербальной этнокультуре// Язык. Миф. Этнокультура. – Кемерово, 2003
Потапов В.В. Дифференциация русской звучащей речи с учётом гендерного фактора/
/ Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – М., 2002. – С. 70-76.


Слайд 46Общая риторика.

1. Аннушкин В.И.1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие1. Аннушкин

В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. - М. Флинта [и др.], 2007*(топосы)

2. Клюев Е.В.2. Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов2. Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов - М. Приор, 2001*
3. Пугачев И.А., Будильцева М.Б. Культура делового и научного общения. – М.: Издательство РУДН, 2005
4. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. – СПб.: Питер, 2005

5. Стернин И.А.5. Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие5. Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие - М. Academia, 2005*
6. Курикова Н.В. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения.
Пишем научный проект . [Электронный ресурс]:



Общая риторика.

1. Аннушкин В.И.1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. - М. Флинта [и др.], 2007*(топосы)

2. Клюев Е.В.2. Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов2. Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов - М. Приор, 2001*
3. Пугачев И.А., Будильцева М.Б. Культура делового и научного общения. – М.: Издательство РУДН, 2005
4. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. – СПб.: Питер, 2005

5. Стернин И.А.5. Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие5. Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие - М. Academia, 2005*
6. Курикова Н.В. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения.
Пишем научный проект . [Электронный ресурс]:


Слайд 47Игровые задания

1. Аннушкин В.И. Риторика.
Экспресс-курс: учебное пособие для практических семинаров

и краткосрочных курсов / – М.: Флинта: Наука, 2006 (топосы)
2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М, 2007
Развитие письменной речи
1. Пугачев И.А. и др. Пишем изложение, составляем конспект.
Учебное пособие для студентов-иностранцев. М., 2003
2. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Пишем эссе. СПб, 2003
Сферы общения
1. Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Русский язык: сферы общения.
Учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев. М., 2002
2. Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком. М., 2007





Игровые задания

1. Аннушкин В.И. Риторика.
Экспресс-курс: учебное пособие для практических семинаров
и краткосрочных курсов / – М.: Флинта: Наука, 2006 (топосы)
2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М, 2007
Развитие письменной речи
1. Пугачев И.А. и др. Пишем изложение, составляем конспект.
Учебное пособие для студентов-иностранцев. М., 2003
2. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Пишем эссе. СПб, 2003
Сферы общения
1. Бердичевский А.Л., Соловьева Н.Н. Русский язык: сферы общения.
Учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев. М., 2002
2. Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком. М., 2007




Слайд 48Благодарю за внимание!


Благодарю за внимание!
Курикова Наталья


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика