Результат духовно – нравственного воспитания: изучение и анализ. презентация

Содержание

Задачи Разобраться, что такое – результат воспитания. Понять, в чем мера ответственности педагога за результат воспитания. Посмотреть, как результат воспитания изучать, анализировать, представлять.

Слайд 1Результат духовно – нравственного воспитания: изучение и анализ.
Лепнева Ольга Алексеевна,


доцент кафедры социальных и
педагогических технологий НИРО,
кандидат педагогических наук
o_lepneva@rambler.ru

14.03.2011



Слайд 2Задачи
Разобраться, что такое – результат воспитания.
Понять, в чем мера ответственности

педагога за результат воспитания.
Посмотреть, как результат воспитания изучать, анализировать, представлять.

Слайд 3Воспитание: условия-процесс-результат
Условия
Воспитательный процесс –
совместная деятельность и отношения
педагога и воспитанников
(деятельность педагога

+
деятельность воспитанников)

Качество организации
деятельности

Личностные изменения
учащихся

Продукт
предметно – практической
и социальной деятельности
учащихся


Нравственная зрелость педагога


Слайд 4Соотношение видов результатов воспитательной деятельности педагога
Качество организации совместной деятельности
Продукты
предметно-практической
и

социальной деятельности

Личностные
изменения
ребенка

Переходы в сознании человека не могут совершаться вверх, если сердце его молчит и он не видит в другом то же небо, что открыл в себе


Слайд 5Договоримся о понятиях
Результат воспитательной деятельности педагога – изменения в личности учащегося,

в том числе отраженные в продуктах
Качество результата – позитивная динамика личностных изменений у учащихся, включенных в совместную с педагогом деятельность.
Качество организации процесса (деятельности и отношений в ней) обеспечивает появление таких изменений, поэтому тоже требует изучения и анализа

Вопрос о влиянии образования на совершенствование духовной природы человека, поставленный достаточно давно, не утратил своей остроты до сих пор. Проблема предстает не столько в обосновании концепции, сколько в поиске способа, позволяющего превратить сферу образования в среду развития


Воспитание происходит только в условиях духовной общности (Сухомлинский В.А.). Если вы согласны с этим – проверьте, а как на практике у вас выходит? Улыбка укрепляет дух.
Амонашвили Ш.А.


Слайд 6Что может быть гуманнее точного знания о ребенке, в соответствии с

которым выстраивается способ работы с ним.

За какие изменения несет ответственность педагог?
Что можем изменять в личности ребенка?




Важно понимать:


Слайд 7Цель как самоопределение педагога в сфере своей ответственности
Вопрос о результатах

воспитания это, по существу, вопрос
о профессиональной ответственности педагога. Отсутствие
идеи профессиональной ответственности приводит к тому, что
цели воспитательной деятельности часто носят весьма
абстрактный характер. Е.В. Титова

Цель отражает меру ответственности педагога за результаты воспитательного процесса.
Для самоопределения необходимо представлять:
Движущие силы развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Основы праксеологии (как качественно организовать деятельность)



Слайд 8Шалва Александрович Амонашвили «Аксиомы гуманной педагогики»
Теперь скажите (ответьте для себя) на следующие

вопросы:
Есть ли у вас философское представление о ребенке?
Нуждаетесь ли вы в философии?
Какой вы учитель (родитель, директор)? Авторитарный, властный, справедливый, строгий, требовательный, хмурый, без юмора или гуманный, демократичный, добрый, радостный, с юмором? Существует три типа учителей: 1) те, которые объясняют; 2) те, которые жалуются; 3) те, которые вдохновляют.
Начитаны ли вы в сфере педагогической классики? Философии? Психологии? Методики? Врач и учитель – много общего. И тот и другой должен быть хорошо подготовлен.
Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Перед директором, родителями, детьми, страной, президентом, Богом?

Самоопределение в ценностях


Слайд 9Базовые национальные ценности

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к

своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Какие итоговые результаты ожидает общество ?


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина Российской Федерации


Слайд 10Цель включает желаемые ценности и конкретизирует их.
Цель - заданный качественно,

а где необходимо и количественно образ желаемого результата, который реально может быть достигнут к фиксированному моменту времени вследствие реализации действий, предусмотренных программой (планом).
А.М. Моисеев

Гуманистический вариант целеполагания – ожидаемые изменения в человеке (какие изменения в учащемся хотим и можем получить?)

Цель должна быть проверяема, поэтому нужны критерии
и показатели оценки ожидаемого результата (понятные и конкретные)



Слайд 11Обобщим…

Мера ответственности?
Ориентир - структура личности, возрастные и индивидуальные особенности детей, ценностные

ориентиры.



Опыт (деятельности, отношений, переживаний)
Представления ( о чем?)
Умения (какие?)
Навыки (какие?)
Отношение (к кому? к чему)
Потребности (какие?)
Мотивы
Желания






Слайд 12Для изучения и анализа результатов духовно – нравственного воспитания нужны критерии

и показатели

Как изменился учащийся?
Группа критериев (личностные)

Качественно ли организован процесс духовно – нравственного воспитания?
Группа критериев (процессуальные)

Выбор критериев и показателей зависит от того, что педагог понимает под
результатом и качественным процессом духовно – нравственного воспитания учащихся


Слайд 13Возможные показатели результативности духовно – нравственного воспитания

Гуманное отношение учащегося к людям.

Проявляется в знании особенностей, понимании Другого, сопереживании, содействии. Опыт гуманных отношений с людьми ближнего круга общения
Опыт эмоционально-чувственных переживаний прочитанного, увиденного, услышанного, созданного.
Опыт добровольной заботы о людях, культурно – исторических памятниках
Отношение к культурно – историческому наследию: интерес, потребность познать и освоить.
Отношение к деятельности: позиция субъектная, роль организатора, добровольца, проявление инициатив, проблемные вопросы, желание участвовать добровольно в социально – значимой деятельности.
Потребность в непрерывном саморазвитии: понимание своих достижений и своих затруднений, потребность меняться в направлении своих ценностей.
Умение анализировать самоизменения и процесс деятельности.
Характер ценностных ориентаций, проявляемый в суждениях, поступках.




Слайд 14Возможные показатели качества организации процесса духовно – нравственного воспитания
Цель деятельности понятна

и принята всеми участниками, включает значимые ценности.
Средства и способы организации деятельности соответствуют цели.
Деятельность завершается анализом участников и самоанализом организаторов.
Участники деятельности удовлетворены её содержанием, организацией и отношениями.
Экспертная оценка качества совпадает с оценкой субъектов.



Слайд 15 Результаты - наши достижения (Данные областного

мониторинга «Качество воспитательного процесса-2010», 6824 учащихся, 6535 родителей)

У большинства (84 %) учащихся преобладает комфортное самочувствие в школе.
Высокий уровень отношений (понимание, доверие, теплота, близость) с одноклассниками отмечают в 2010 году 85.9 % учащихся.
С классным руководителем большая часть (82 %) учащихся и 88% родителей имеют доверительные, добрые отношения.
Назвали два и более личностных достижений по итогам года 58 % учащихся выпускных классов.

Удовлетворены деятельностью классного руководителя 97.8 % родителей учащихся выпускных классов
Для 63 % родителей основной мотив включенности в школьную жизнь – активная позиция классного руководителя



Магия цифр не помешает обнаружить проблем


Слайд 16





Высока потребность в более
гуманных отношениях с педагогами:
«Почаще учитывать моё мнение»,

«Больше
свободных бесед», «убирать "невидимую
стену" в общении», «Общение во внеурочное время», «откровенности», «учитывать индивидуальные особенности», «больше индивидуальных бесед», «не повышать голос», « терпение со стороны педагогов»














Отношение к Человеку как ценность

Испытывали
психологическое насилие- 6.3 %,
в том числе
2.8 % - со стороны педагогов,
1 % - со стороны классного
руководителя.

Проблемные отношения учащихся
с педагогами – 1.4 %,
1.9 % - с классным руководителем.

14% учащихся выпускных
классов чувствует, что от них
в школе ничего не зависит



Испытывали физическое
насилие
в том числе
124 человека - со стороны педагогов,
53 человека- со стороны учащихся


Педагоги затрудняются подобрать формы, технологии, обеспечивающие становление отношений


Слайд 17Умение анализировать , делать выводы
Иллюстрации-1
больше поездок в интересные места
поездки на

выходных с классом
Помочь морально друг другу на экзаменах
побольше экскурсий
побольше спортивных игр
Хочу, чтобы все в классе выполняли свои обязанности
Хочу помогать младшеклассникам
хочу больше везде участвовать
помогать друг другу
обсуждать новые идеи
обратить внимание на наши предложения



Иллюстрации-2
устраивать классное собрание
Озеленить участок
Принести цветов на подоконники
приглашать на классные часы людей интересных профессий
Организовать прощальный поход
изменить тематику классных часов чаще проводить поездки в Санкт- Петербург
больше творческих моментов, конкурсов
классные часы на моделирование ситуаций хотелось бы выпускать сатирическую газету
Создать систему титулов и званий, как в армии
проводить больше кл\часов в неформальной обстановке проводить походы 2 раза в год
Проводить "капустники" в классном коллективе
провести анкетирование о взаимоотношении


Опыт коллективного анализа конкретной формы деятельности имеет 56 % учащихся

Недостаточно. + Качество опыта...?

Лишь 1/3
– предложения по обновлению процесса
и условий деятельности,
остальные – описание желаемого результата,
эмоциональная реакция
по этому поводу, оценки.

Проблема - Опыт самого педагога, готового предложить нечто конкретное.


Слайд 18Результаты реализации Комплекса целевых программ«Содружество» (2007 – 2010), Великий Новгород
Духовно –

нравственное становление юного новгородца
происходит, если прослеживаются изменения по показателям:

Показатели
1. Доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы – с 52 % до 55.2 %
2. Доля учащихся, чувствующих себя комфортно в первичном коллективе, в учреждении выросла с 78 % до 86.4 %
3. Средний уровень физической подготовки учащихся вырос с 27,21(2006) до 30.24 балла (2010)
4. Количество учащихся, совершивших преступления - сократилось с 38 до 15 человек.
5. Доля учащихся, не имеющих пропусков занятий без уважительной причины – сократилась с 0.3% до 0.05 %
6. Доля учащихся, проявляющих отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода – выросла с 70.1 % до 73.2 %


Слайд 19Доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы (результаты реализации «Содружество

-1)

2007 – 52 %

2010 – 55 %

Активность проявляется в наличии и осознании своих достижений, проявлении и реализации инициатив, умении выделить цель, спланировать, организовать деятельность и подвести итоги.
Потенциал -
В организации осознания учащимся своей роли в деятельности, своих затруднений и потенциалов (обеспечивается рефлексивным компонентом деятельности, специальными технологиями, формами коллективного анализа и самоанализа), организации совместного целеполагания и планирования;

«Каждому ученику побывать в роли организатора» «Больше самостоятельности детям
(Из предложений родителей)
«Учить отвечать за других»
«Нужна газета»
(Из предложений учащихся»


Назвали 2 и более индивидуально – личностных достижений
– 64.6 % учащихся

Инициативность ( три и более инициатив) – 41.3 % учащихся

Опыт самоуправления – 22 %

- Наладились отношения с одноклассниками
- Автор школьного проекта"65 лет Победы«
- Имею первый взрослый разряд по лыжам
- Создал 2 собственных сайта
- организатор КТД С днём учителя - провёл классный час в своём классе
- имею пробы пера ( пишу книгу )
- Заведующий мультимедиа аппаратурой
- Прочитал Войну и мир
- Обрел уверенность
- научился принимать решения


Слайд 20Результат конкретной формы деятельности
Качество организации совместной деятельности:
Из 20 учащихся в проекте

«Наша клумба» участвовали 18.
Проект «Наша клумба» - 1 место в конкурсе.


Продукт
- клумба

Личностные
изменения
учащихся

«Участвовал добровольно» - 12
«Попробовал впервые вырастить сам что-то» -2
«Смог организовать других» - 1


Слайд 21Как вариант:
Телемост
«Работать некачественно - безнравственно?» :
приняли участие 25 десятиклассников,

17 родителей
Цель –обменяться мнениями по проблеме- достигнута,
все участники отметили,
что смогли высказаться, задать вопрос. И т.д ( процесс деятельности)


Продукты
предметно-практической
и социальной деятельности

Личностные
изменения
ребенка

«Посмотрела на папу с другой стороны. Теперь даже как-то горжусь»
(Марина)

«Понял, как ответственно быть водителем. Задумался – а стоит ли сразу в институт…»
(Павел)


Слайд 22Результат : кто говорит?
Учащийся:
субъектный взгляд
на собственное развитие

Субъектный взгляд


на результат –
родители, педагоги,
социальные партнеры

К. Юлия, 11В, гимназии №6. Мне понравилось сочинять стихи, я поняла, что многое могу делать. А так же, я провела много времени за французским языком, и очень рада этому!!!


Слайд 23Результат : о чем говорят?
Учащийся:
субъектный взгляд
на собственное развитие

Субъектный взгляд


на результат –
родители, педагоги,
социальные партнеры

«Я стала больше доверять ребятам, и сама стараюсь не подвести. Умею выслушать, не перебивая»

Наша ценность –
доверие

«Юля более открыто общается с ребятами по команде. Это помогает всем играть более слаженно»
(Петров К.К.)
« У Юли за последний год больше друзей в школе. Она верит в успех, и уже трижды добивалась побед» (Мама Юли)


Слайд 24Результаты программ, проектов, конкретных форм деятельности
Качество представления результатов – проблема!
Есть данные

о качестве организации деятельности, но об изменениях учащихся – увы…
Много – неосознанных результатов (в дальнем приложении, но не в основной презентации)
Возникает ?

Важно понимать:
Любое публичное, а тем более конкурсное представление своей деятельности предполагает результаты.
Результаты – соответствуют цели, изучены по критериям и показателям.
Представлены в конкретных формах (суждениях, характеристиках, описаниях) и данных (доля учащихся)
Отбор иллюстративного материала (фотографий, продуктов деятельности детей) в соответствии с представляемыми результатами.





Слайд 26Результаты отдаленные: выпускники
Интересная статистика
Суждения выпускников (ценности )
Например, в школе В.А. Караковского

1/3 педагогов – выпускники школы. С 1983 года 250 выпускников избрали профессию педагога.

Слайд 27Возможные формы представления результатов
Летопись «Здесь я понял… научился… создал…»
Книга «

Школа в моей биографии»
Виртуальный музей «Мои достижения»
Видеофильм «Я меняюсь: 4,7, 11»
Слайд – шоу «Индивидуальная динамика развития»
Открытая трибуна «Мое отношение к…» (предмет проявления отношения связан с ценностями коллектива).











Слайд 28Результаты могут быть также представлены
Полезная статистика
(цифры и факты)

Динамика изменений (по годам)

личностного развития учащихся
по отдельным показателям

Каждый третий старшеклассник нашей школы провел для малышей игру, беседу, конкурс.


Слайд 29Контекст : только фотографий, цифр, продуктов недостаточно – нужны комментарии

– пояснение для зрителя

Праздник
« Гулянье»

Проводила новгородские игры и забавы, так здорово получилось! А я задумалась – как жили предки…

Как я, педагог оцениваю полученные результаты?
На основании чего я делаю такие выводы?


Слайд 30Методы изучения и анализа
Опрос (устный опрос, анкета, интервью)
Анализ продуктов деятельности учащихся
Монографические

характеристики
Ретроспективная автобиография
Эксперимент (Ситуации выбора)
Наблюдение
Контент - анализ
Гуманитарная экспертиза (С.Л. Братченко)
Общественная экспертиза (А.Н. Тубельский)
Метод персональной ответственности за программу (О.Е. Лебедев)


Слайд 31Ваши вопросы?
Спасибо за внимание!
Лепнева Ольга Алексеевна,
доцент кафедры социальных и


педагогических технологий НИРО,
кандидат педагогических наук
o_lepneva@rambler.ru



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика