РЕФОРМАТОР презентация

«Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова ЕВРОПА и ЗАПАД; и с тех пор мы принадлежим к ЕВРОПЕ и ЗАПАДУ.

Слайд 1340 лет со дня рождения Петра I Великого (1672–1725) русского императора,

государственного деятеля.


РЕФОРМАТОР

Каждый слайд меняется
автоматически


Слайд 2«Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и

своей сильной рукой написал на нем слова ЕВРОПА и ЗАПАД; и с тех пор мы принадлежим к ЕВРОПЕ и ЗАПАДУ. ..»

(Чаадаев, 1837)

«ПЕТР дал нам право на историю и едва ли не один заявил наше историческое призвание…»
(Грановский, 1855)

« Петр явился вовремя: опоздай он на четверть века, и тогда – спасай или спасайся, кто может!... Провиденье знает, когда послать на землю человека…»
(Белинский, 1841)


Слайд 4

Реформы в экономике в первой четверти XVIII в. отражали господствующую концепцию

меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе, запрет вывоза из страны золота и серебра.
Поощрение нужных с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением с помощью системы пошлин и штрафов выпуска “ненужных” товаров.
Петр широко применял политику протекционизма, которая была в то время орудием борьбы за самостоятельное развитие России. Высокие пошлины на ввозимые зарубежные изделия ограждали русские мануфактуры от иностранной конкуренции. Особенно важное значение имел Таможенный тариф 1724 г., в разработке которого принимал участие сам Петр I.


Слайд 5Невиданными темпами развивалась промышленность.
Наряду с Москвой складывались два новых промышленных

района: Урал и Петербург, значение которых быстро возрастало.
При Петре I возникли металлургические заводы в Карелии и на Урале. Были созданы оружейные заводы в Сестрорецке (близ Петербурга) и Олонецком крае (Карелия).
Текстильная (суконная и полотняно-парусная) и кожевенная отрасли получили наибольшее распространение в центре страны.



Из новых отраслей, возникших при Петре I, нужно отметить судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве).
Война требовала не только металл. Основываются государственные мануфактуры по производству пороха, канатов, парусины, сукна, кож и т.д. При Петре I возникло около 178 предприятий. По производству чугуна Россия занимала одно из первых мест в мире, русское железо вывозилось в Англию. С 1712 г. был прекращен ввоз оружия из Европы. К концу правления Петра I экспорт русских товаров вдвое превышал импорт.



Слайд 6Сельское хозяйство развивалось экстенсивным путем – осваивались новые земли на юге

страны, в Поволжье и Сибири. Однако и здесь применялись новшества: вводились новые культуры – картофель, табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения; разводились новые породы скота – молочные коровы и овцы-мериносы.

Успешно развивалась внешняя торговля. Тысячи судов в год приходили в Петербургский порт. В структуре внешнеторгового оборота увеличилась доля изделий мануфактурного и ремесленного производств. Развитию внешнеторговых отношений способствовало создание отечественного торгового флота. Вывоз товаров поощрялся государством.


Слайд 7
Расширение промышленного производства, увеличение оборотов внешней и внутренней торговли потребовали денежной

реформы, т.к. серебряная копейка стала мелка для оптовой и излишне дорога для мелкой рыночной торговли. Реформа монетного дела предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль, который для облегчения внешнеторговых расчетов по весу был приравнен к талеру. Чеканка монеты стала монополией государства. Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило по нескольку сот торговых судов в год.
Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги.



Слайд 8Рационалистические идеи достижения “общего блага”, “государственного интереса” руководили действиями Петра. Он

решительно перестроил все здание государственного управления сверху донизу. Вместо Боярской думы, еще пытавшейся разделять власть с отцом и дедом Петра, он учредил в 1699 году так называемую Ближнюю канцелярию из восьми доверенных лиц. Царь называл новый орган Советом министров. В 1711 г. он ликвидировал и Ближнюю канцелярию, создав вместо нее Сенат и наделив его законодательной, административной властью.
Сенат, состоявший первоначально из девяти членов (сенаторов), обсуждал все дела на общих заседаниях. В январе 1722 г. по новому указу Петра были введены должности генерал-прокурора и обер-прокурора Сената для надзора за деятельностью самого этого высшего государственного органа, которому подчинялась вся центральная и местная администрация. В 1718 г. появился указ об упразднении старых приказов и создании коллегий – новых органов управления. Были созданы Иностранная коллегия, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия и т.д.




Слайд 9С 1714 года произошло слияние двух сословий феодалов в единый класс.

“Указ о единонаследии” уравнивал в правах дворянское поместье и боярскую вотчину. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками). Указ предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.
В 1722 г. последовало издание “Табели о рангах”, разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так   господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.
Остальное население обязано было платить подушную подать. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения, составлены “ревизские списки”.




Слайд 10


При Петре Первом в России создается система гражданского образования, которое было

преимущественно государственным и бесплатным. Оно делилось на начальное и профессионально-техническое. К начальному относились цифирные школы, в которых обучали грамоте, арифметике и геометрии. Профессионально-техническое образование было представлено рядом специализированных школ. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), школа математико-навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях. Кроме того, созданы 46 епархиальных (духовных) школ. Открыт первый русский музей – кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. Издавались буквари, учебные пособия, учебные карты. В 1700 г. введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летоисчисление от “рождества Христова”, а не от сотворения мира. С 1703 г. выходила первая русская печатная газета – “Ведомости”. В 1708-1710 гг. вместо полуустава был введен близкий к современному “гражданский” шрифт. В 1725 году, уже после смерти царя, была открыта Петербургская академия наук, устав которой он успел утвердить. Петр намеревался учредить при академии и университет, в котором академики читали бы лекции студентам, но не успел осуществить этот план.

Слайд 11По распоряжению Петра I были проведены экспедиции А. Бековича-Черкасского в Среднюю

Азию, И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина – на Дальний Восток, Д. Мессершмидта – в Сибирь и др., подготовлена экспедиция В. Беринга, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию. По всей территории России активно велись поиски полезных ископаемых: были открыты богатые месторождения каменного угля недалеко от Москвы, а также в районе реки Донец, серебра и олова – в Сибири, нефти – в Поволжье и на Севере.




Слайд 12




В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и

культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.). Было положено начало планировке городов (Петербург), возведению жилых домов по типовым проектам. Петр I поощрял деятельность ученых, инженеров, художников. Русская культура первой четверти XVIII столетия характеризовалась утверждением в ней светской (а не религиозной, как прежде) направленности, личностного начала, а также преодолением национальной замкнутости. Все реформы в области культуры характеризовались развитием связей с западно-европейской культурой и были тесно связаны с задачами укрепления абсолютистского государства.

Слайд 13


Делом всей жизни Петра I было усиление военной мощи России и

повышение ее роли на международной арене. Он явился создателем регулярной русской армии и русского военно-морского флота и основоположником петровской военной школы, из которой позже вышли П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов. Основой устройства вооруженных сил явились введенные Петром I рекрутская повинность (1705) и обязательная военная служба дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми и сержантами гвардии. Организацию, вооружение и снаряжение, правила обучения и тактики, права и обязанности всех чинов армии и флота определяли воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г. и Морской регламент 1722 г., в разработке которых участвовал Петр I. По организации и вооружению петровская армия превзошла шведскую.

Слайд 14

Титульный лист
книги "Устав воинский".



Стратегические взгляды Петра I далеко опережали его время. Концепции выигрыша войны одним генеральным сражением, которая господствовала среди военных теоретиков Запада, он противопоставил идею мобилизации всех средств ведения войны на суше и на море для обеспечения решающего превосходства над противником и гибкого их использования в зависимости от обстановки.


Слайд 15






Наряду с созданием регулярной армии проходило строительство военно-морского флота. Флот строился

и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов.
В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 году было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту.




Слайд 16




Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным

им в 1698 г. орденом Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I насаждал в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.
Именно рост военной мощи позволил стране устоять перед усилившейся Европой и решить насущные территориальные задачи. Вооруженные силы обеспечили стране надежную защиту и вывели ее в разряд мировых держав.




Слайд 17


ПЕТР I итоги петровских реформ
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса

традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие.
Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.
А. Б. Каменский

Слайд 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Е. В. Использование европейского опыта управления

государством при Петре I / Е. В. Алексеева // Вопросы истории .- 2006. - № 2 .- С. 15-30 .

2. Анисимов, Е. В. Императорская Россия / Е. Анисимов. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 639с.

3. Артемьева Т.В Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: от Петра I до Екатерины II / Т. В. Артемьева // Вопросы философии .- 2009 .- № 9 .- С. 41-55 .

4. Болотина, Н. Ю. Отечественная история: учеб.- метод. комплекс для подгот. бакалавров неист. специальностей / Н. Ю. Болотина ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2010. - 137 с.

5. Григорян, В. Г. Царские судьбы / Валентина Григорян. - М.: АСТ: Ермак :Астрель, 2004. – 527 с.

6. Заичкин, И. А. Русская истории: попул. очерк. IХ-середина ХVIII в. / Заичкин И. А., Почкаев И. Н.; [науч. ред. А. А. Преображенский]. - М. : Мысль, 1992. - 797 с.

7. История дипломатии / [сост. А. Лактионов]. - М. : АСТ, 2006. - 943 с.

8. История России: 100 экзаменац. ответов / [сост.: М. И. Сельванюк, Е. А. Гладкая, Е. А. Подгайко]. - М.; Ростов н/Д. Изд. центр "МарТ", 2003. - 270 с.



Слайд 19



9. История России : учебник / А. С. Орлов [и др.]

; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - М. : Проспект, 2008. - 672 с.

10. История России в схемах: учеб. пособие / А. С. Орлов [и др.] ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -
М. : Проспект, 2008. - 303 с.

11. История России : IX-XXI века. От Рюрика до Путина: учеб. пособие для вузов по гуманит. спец. / [редкол.: Я. А. Перехов (отв. ред. и сост.)]. - М.: МарТ, 2003. - 671 с.

12. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / [А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков] ; под ред. А. Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2012. - 766 с.

13. Каменский, А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. : Опыт целост. анализа / Рос. гос. гуманит. ун-т. - М.: 2001. - 575 с.

14. Каменский, А. Б. Российские реформы: уроки истории / А. Б. Каменский //Вопросы философии .- 2006 .-
№ 6 .- С. 21-39 .

15. Кара-Мурза, А. А. Реформатор: Русские о Петре I / Кара-Мурза А. А., Поляков Л. В. ; Ин-т философии РАН, Гуманит. и политол. Центр "Стратегия". - Фора., 1994.- 320 с.

16. Качелин А. Принципы государственной службы: от Петра I до нашего времени / А. Качелин //Экономист .- 2010 .- № 2 .- С. 83-86.















Слайд 20













17. Кириллов, В.В. История России : учеб. пособие для вузов по

неист. специальностям / В. В. Кириллов. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 661 с.

18. Ключевский, В. О. Краткое пособие по русской истории / Ключевский В. О.- М. : Рассвет, 1992. – 192с.

19. Кривошеев, М. В. История России: пособие для сдачи экзамена / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - М. : ЮРАЙТ, 2005. – 253 с.

20. Лунден, И. Л. Государственные финансы в эпоху Петра I / И. Л. Лунден //Финансы .- 2007 .- № 12 .-
С. 65-68 .

21. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры : / Милюков П. Н.- М. : Прогресс, Культура,Труд. – 1995. – 478с.

22. Муравьева, Л. А. Денежная реформа Петра Первого / Л. А. Муравьева //Деньги и кредит .- 2007 .- № 1 .- С. 63-71 .























Слайд 21




































23. Оболонский, А. На службе государевой: к истории российского чиновничества

/ А. Оболонский // Общественные науки и современность. – 1997. - N5.- С. 63-77 .

24. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории / Пушкарев С. Г. -М. : Наука, 1991.- 390с.

25.Российские государи, 1598-1917 / [авт.-сост. М. Г. Давыдов]. - Смоленск: РУСИЧ, 2005 . – 653с.

26. Россия на рубеже веков: исторические портреты / [сост. А. П. Корелин]. - М.: Политиздат, 1991. - 380 с.

27. Серов, Дмитрий Олегович
Прокуратура Петра I (1722 - 1725 гг.): историко-правовой очерк / Д. О. Серов ; Новосиб. гос. акад. экономики и упр., Каф. гос.-правовых наук. - Новосибирск : [Сибвузиздат], 2002 . - 330 с.

28. Сироткин, Владлен Георгиевич Вехи отечественной истории: очерки и публицистика / Сироткин В. Г. - М. : Междунар. Отношения, 1991. – 271с.

29. Устиян, И. Петровские преобразования / И. Устиян // Экономист. - 2004 .- N8.- С.67-76 .










Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика