Слайд 1Реализация программы чтения в библиотеках ОУ Санкт-Петебурга
Слайд 2
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Российский Книжный Союз
Национальная программа
поддержки и
развития чтения
Москва
Согласовано
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
/Сеславинский М.В./
Согласовано
Президент Российского книжного союза
/Степашин С.В./
Слайд 3
Ключевые выводы : значимость Программы и диагностика существующего состояния инфраструктуры чтения
в России
Чтение книг, как составляющая чтения и функциональной грамотности чтения, оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность экономики, уровень культуры и нравственности, безопасность страны. А следовательно – на уровень благосостояния человека. Чтение в России исторически было национальной культурной традицией, однако на современном этапе Россия стремительно теряет позиции по уровню чтения, а уровень грамотности уже составляет угрозу национальной безопасности
Типовая инфраструктура поддержки чтения состоит из базовых институтов (издатели, полиграфия, библиотеки, система распространения печатной продукции, системы обязательного и дополнительного образования, а также система популяризации чтения) и системы частно-государственного управления. На данном этапе базовая архитектура институтов чтения в России находится в зачаточном состоянии. Российские библиотеки – слабоуправляемая система, выпавшая из современных тенденций информатизации. Система книжной торговли в РФ (особенно сетевой) не обеспечивает равномерного доступа населения страны к книжной продукции. В системе школьного образования развитию умений и навыков чтения уделяется недостаточно внимания. Ни государство, ни бизнес-сообщество в России пока не использует СМИ для популяризации чтения. В России фактически нет системы дополнительного образования. Системное управление инфраструктурой чтения в России на данный момент отсутствует
Слайд 4Цель разработки и реализации Национальной программы заключается в повышении культурной компетентности
членов общества за счет:
• Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан — субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
ЗАДАЧИ:
• Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения — библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-методического изучения проблем чтения.
• Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства.
• Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т.е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения.
Слайд 54.1.2. Система образования
Разработка и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов
и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан, развитие читательских интересов, продвижение книги и чтения
во всех типах образовательных и воспитательных учреждений всех уровней системы образования.
Разработка системы критериев оценки достижений обучающихся с точки зрения их читательской и культурной компетентности. Исследование проблем чтения в образовательных и воспитательных учреждениях.
Развитие системы мониторинга состояния системы образования с точки зрения обеспечения условий для развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности образовательных и воспитательных учреждений в области продвижения чтения, развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
Совершенствование нормативно-правовой базы системы образования в части усиления роли и внимания к чтению в образовательном процессе.
Развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений.
Модернизация библиотек образовательных и воспитательных учреждений: библиотечных фондов, материально-технической базы, моделей библиотечного обслуживания.
Развитие системы мониторинга школьных библиотек, создание системы отбора и рекомендаций литера
туры для комплектования фондов и формирования репертуара чтения в библиотеках воспитательных и образовательных учреждений.
Слайд 6ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ
(НА 2020 г.)
Повышение культурной компетентности
населения России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами.
Повышение читательской компетентности населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами:
Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения).
Увеличение доли населения, вовлеченного в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенного результатами обучения.
Увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения.
Увеличение доли населения, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента.
Увеличение доли населения, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных его доступностью.
Конкретные контрольные показатели к каждой цели (там, где необходимо), а также целевые ориентиры будут разработаны в ходе реализации 1 -го этапа Программы.
Слайд 7 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 года N 876
были утверждены Программа и Концепция поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы
Слайд 8 Целью разработки и реализации Программы является стимулирование роста читательской
активности и популяризация чтения среди самых широких слоев населения.
Слайд 9Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий Программы по следующим
направлениям:
государственная поддержка книгоиздания и деятельности писательских общественных организаций Санкт-Петербурга;
развитие детского и юношеского чтения;
поддержка и совершенствование книготорговой инфраструктуры;
организация и проведение социологических исследований по проблемам чтения, мониторинг книжного рынка;
развитие библиотечного дела;
развитие общественного интереса к чтению;
развитие отраслевых информационных технологий.
Слайд 10 В рамках Программы для образовательных учреждений города предусматривается ряд
мероприятий на 2009-2011 годы.
Слайд 13 Проведение Недели детской и юношеской книги в дни весенних
школьных каникул (март).
Слайд 14 Проведение конкурса детских сочинений к Всемирному дню культуры (15
апреля). Подготовка методических рекомендаций по проведению Всемирного дня культуры и организация выпуска сборника лучших детских работ.
Слайд 15Активные участники организации ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга
Шурупова Татьяна Алексеевна
– директор школы № 136 Калининского района
Ляпина Ирина Павловна – директор школы № 634 Приморского района
Урывкова Наталья Борисовна – зам. директора по воспитательной работе, школа № 634 Приморского района
Алекперова Татьяна Александровна – зам. директора по воспитательной работе, гимназия № 61 Выборгского района
Жандарова Марина Алексеевна – методист НМЦ Пушкинского района
Орлова Людмила Николаевна – методист НМЦ Невского района
Владимирова Людмила Викторовна – методист НМЦ Приморского района
Кожевникова Анна Анатольевна – методист НМЦ Фрунзенского района
Михайлова Яна Анатольевна – учитель, гимназия № 406 Пушкинского района
Тараканова Галина Васильевна – учитель, школа № 634 Приморского района
Тюпенкина Елена Александровна – зав. библиотекой, школа № 410 Пушкинского района
Осипкова Марина Владимировна – зав. библиотекой, гимназия № 92 Выборгского района
Слайд 16 Подготовка и проведение ежегодного городского конкурса "Твоя информационная культура"
для учащихся государственных общеобразовательных учреждений (апрель).
Слайд 20Проведение 14 мая в ГОУ СПбГДТЮ
конкурса "Страна Читалия" (среди учащихся 1-4
классов) и фотовыставки "Читающий город" (среди учащихся 5-8 классов государственных общеобразовательных учреждений).
Слайд 21
Итоги конкурса «Страна Читалия»
I место - команда "Юные читатели", ГОУ СОШ № 216 Центрального района
II место - команда "Весёлые читалики", ГОУ СОШ № 16 Василеостровского района
III место - команда "Всезнайки", ГОУ СОШ № 124 Выборгского района
IV место - команда "Веселые странички", ГОУ СОШ № 156 Калининского района и команда "Путешественники" ГОУ гимназия № 56 Петроградского района
Слайд 22 Итоги городской фотовыставки «Читающий город»
Номинация «Портрет читателя»
I место
– Антонина Карпова, учащаяся 6 класса ГОУ СОШ № 152 Красногвардейского района
II место – творческая команда «Яна Книжкина»: Яна Акимова, Елизавета Исаева, Елизавета Муратова, Софья Ошлыкова, Анна Синева, Виктор Осипов, - учащиеся ГОУ СОШ № 57 Приморского района
III место – Валерия Волкова, учащаяся 8 класса ГОУ гимназия № 498 Невского района и Лидия Клирикова, учащася 5 класса ГОУ гимназия № 441 Фрунзенского района
Номинация «Моя библиотека»
I место – Павел Кучин, учащийся 8 класса ГОУ гимназия № 196 Красногвардейского района
II место – Екатерина Родина, учащаяся 8 класса ГОУ гимназия № 587 Фрунзенского района
III место – Анна Дьячкова, учащаяся 6 класса ГОУ СОШ № 152 Красногвардейского района
Номинация «Книжный натюрморт»
I место – Евгений Заводян, учащийся 7 класса ГОУ СОШ № 152 Красногвардейского района
II место – Павел Заварин, учащийся 5 класса ГОУ гимназия № 24 им. И.А. Крылова Василеостровского района
III место – Евгений Каримов, учащийся 6 класса ГОУ СОШ № 124 Выборгского района
Слайд 23 Подготовка и проведение 28 мая международной научно-практической конференции «Чтение
детей и взрослых: качество чтения». Организация выпуска сборника по ее результатам.
Слайд 26 Проведение 26 октября 2009 года регионального этапа Всероссийского конкурса
"БиблиОбраз" для библиотек государственных образовательных учреждений.
Организаторы:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке Межрегионального общественного фонда «Центра развития межличностных коммуникаций (ранее Центра развития русского языка, Москва), Санкт-Петербургского отделения русской школьной библиотечной ассоциации.
Слайд 27Партнеры
Благотворительный фонд «Мир книжной культуры», издательства «Просвещение», «Дрофа», «Ассоциация XX1 век»,
«Экзамен», торговый дом «Просвещение-Северо-Запад», образовательно-издательский центр «Академия-Северо-Запад», НОУ «Школьная книга», ИПЦ «КАРО», ООО «Невский знак».
Слайд 28Победители
Номинация «БиблиОноватор»
Маркова Тамара Викторовна - заведующая библиотекой ГОУ СОШ №296
Фрунзенского
района
Суслова Татьяна Викторовна - заведующая библиотекой ГОУ гимназия № 56
Петроградского района
Мещерякова Ольга Сергеевна - заведующая библиотекой ГОУ гимназия № 63
Калининского района
Номинация «БиблиОперспектива»
Старовойтова Алиса Николаевна - заведующая библиотекой ГОУ СОШ № 2 Василеостровского района
Ревнивцева Ирина Николаевна - заведующая библиотекой ГОУ СОШ №64 Приморского района
Хуперт Елена Владимировна - заведующая библиотекой ГОУ СОШ № 160 Красногвардейского района
Номинация «БиблиОгид»
Пунгина Марина Александровна - заведующая библиотекой ГОУ СОШ №59
Приморского района
Номинация «БиблиОпрофи»
Тарадай Татьяна Васильевна - заведующая библиотекой военно-космического Петра Великого кадетского корпуса
Носкова Светлана Ивановна - заведующая библиотекой профессионального лицея Железнодорожного транспорта
Хохлачева Альмира Ахатовна - заведующая библиотекой Кронштадского морского кадетского корпуса
Слайд 30Итоги конкурса
http://ibc-appo.narod.ru - информационно-библиотечный центр
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
www.spbappo.com -
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
www.fobr.ru - Фонд поддержки образования
www.rusla.ru - Русская школьная библиотечная ассоциация
http://bibl-systema.narod.ru - Сайт научно-методического отдела
Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского
http://lib.1september.ru/ - Газета "Библиотека в школе"
http://www.iasl-online.org/events/islm/2009d.htm#Russia International Association of School Librarianship (IASL)
Слайд 31Программа развития
является нормативно-правовым документом библиотек ОУ, в котором отражены все
направления развития библиотеки образовательного учреждения на ближайшие три года.
Программа развития библиотек– действенный инструмент инновационного развития школы.
Слайд 32Миссия библиотек:
создание среды развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и
индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.
Цель:
обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду посредством библиотек.
Слайд 33Ожидаемые конечные результаты программы
Добиться повышения качества образования учащихся при сохранении их
здоровья.
Сформировать новую модель библиотеки ОУ.
Повышения культурного уровня социума.
Привлечение внимания общественности к делам библиотек ОУ.
Слайд 34
Проблемы реализации Программы чтения
1.Неразработанность правого поля деятельности библиотек образовательных учреждений, отсутствие
необходимых федеральных законов или подзаконных актов, определяющих статус библиотек, и соответственно, круг обязанностей, которые на них можно возлагать в законном порядке.
2.Недостаточное финансирование для обеспечения материально- технической базы развития библиотек образовательных учреждений, и, как следствие, отсутствие стабильных и достаточных средств на формирование основного и учебного фондов.
Слайд 353. Недостаточное развитие координации и кооперации в работе библиотек ОУ как
внутри системы образования, так и на межведомственном уровне.
4. Повышение квалификации специалистов библиотек ОУ не в полной мере соответствует их информационным потребностям, возникшим в ходе модернизации образования. Неорганизована системы дистанционного повышения квалификации библиотекарей ОУ.
5. Не все библиотеки имеют доступ к сервисам в Интернет и имеют возможности использования Интернет-классов в ОУ.
6. «Взрослый» возраст специалистов библиотек понижает степень готовности к внедрению новаций.
Слайд 36 Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге объединяет усилия
всех заинтересованных сторон в деле пропаганды книги и чтения, содействует поднятию престижа в современном обществе человека читающего, является неотъемлемой частью Национальной программы повышения грамотности и культуры чтения в Российской Федерации.