Слайд 1Реализация программно – целевого подхода в управлении методической работой в школе.
Профессиональное
                                                            
                                    самообразование учителя в условиях реализации ФГОС
     Хорошилова И.Л.
Модернизация системы повышения квалификации учителей.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2внутришкольная система повышения квалификации учителей ориентирована на  тенденции модернизации образования,
                                                            
                                    специфику образовательного учреждения и конкретные профессиональные потребности педагогов. 
характеризуется самостоятельностью в выборе направлений и технологий обучения, обязательных для школьного коллектива. 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Цель деятельности МО 
Целью деятельности МО является подготовка учителя как субъекта
                                                            
                                    профессиональной деятельности, социальной жизни, личной самореализации и самоорганизации.
Задачи деятельности МО
Оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний;
Изучение, обобщение и внедрение в практику работы актуального педагогического опыта;
Овладение новым содержанием образования, использование проектных методов и информационных технологий при организации учебной и воспитательной деятельности;
Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Принципы деятельности МО
Принцип совместной деятельности. Участие в работе МО позволяет учителю
                                                            
                                    максимально проявить способности в поисково – исследовательской работе через различные формы сотрудничества.
Принцип индивидуализации. Для каждого педагога должна быть построена индивидуальная траектория методического сопровождения с учетом его образовательных потребностей.
Принцип демократичности предполагает вовлечение педагогов в творческую, исследовательскую деятельность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Функции МО
1.Инновационно - развивающая, направленная на непрерывное обогащение новыми знаниями, умениями,
                                                            
                                    навыками по формированию нового качества образования. 
2. Стимулирующая - стимулирующая педагогическое мастерство, научно-педагогический поиск.
3. Прогностическая – направлена на перспективу развития образовательного процесса.
4. Аналитическая - предполагает выявление профессиональных затруднений и потребностей педагогов.
3. Интегративная - объединяющая всех   участников процесса обучения для достижения позитивного результата.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7План работы МО включает:
Проблемно – ориентированный анализ работы за учебный год
                                                            
                                    
Основные цели, задачи и направления непрерывного повышения квалификации педагогов 
План работы школьного методического объединения
Протоколы заседаний МО 
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов
Диагностику участия школьников в творческих конкурсах и смотрах 
Диагностику качества образования и использования новых педагогических технологий
Диагностику уровня подготовленности учителя к работе над единой методической темой
Банк данных педагогических работников 
Банк данных по темам самообразования
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Работа МО включает:
Изучение теоретического аспекта преподаваемого предмета.
 Изучение и выполнение нормативных
                                                            
                                    документов. 
Знакомство с актуальным педагогическим опытом и внедрение его в деятельность учителей.
 Подготовку и проведение предметных недель. 
Подготовку и проведение семинаров и конференций.
 Подготовку школьников к участию в проектно – исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.
 Посещение учебных и внеурочных занятий, элективных курсов. 
Изучение новых педагогических технологий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Формы организации самообразования 
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую
                                                            
                                    работу по определенной проблеме; 
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; 
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; 
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; 
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
 Сетевое сообщество
                                                            
                                    открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; 
самостоятельное создание сетевого учебного содержания; 
освоение информационных концепций, знаний и навыков; 
наблюдение за деятельностью участников сообщества. 
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; 
методическая помощь является персональной и адресной; 
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Технология организации самообразования педагогов 
1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание
                                                            
                                    определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" 
2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Технология организации самообразования педагогов
3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление
                                                            
                                    результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
 4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Этапы работы
над темой самообразования 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Этапы работы
над темой самообразования
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Работа по теме самообразования 
Учитель должен знать 
историю возникновения технологии, по
                                                            
                                    которой работает; 
теоретическое обоснование новых результатов; 
проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии; 
результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике; 
методы и приемы, использующиеся в данной технологии; 
методы и приемы работы учащихся; 
этапы освоения технологии учителем и учащимися. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Работа по теме самообразования
 Учитель должен уметь разработать: 
модифицированный вариант учебной
                                                            
                                    программы; 
календарно – тематическое планирование; 
планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним; 
содержание учебных проектов; 
задания для учеников к учебным проектам; 
новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Работа по теме самообразования
 Учитель должен уметь применять на практике: 
методы
                                                            
                                    и приемы новой технологии; 
проводить учебные занятия различных типов; 
анализировать занятия и вскрывать недостатки; 
обучать учащихся новым приемам учебной деятельности; 
проводить самоанализ; 
оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики; 
осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Индивидуальный творческий план учителя
 В индивидуальном плане должны найти отражение следующие
                                                            
                                    аспекты: 
обоснование выбранной темы;
цели и задачи профессионального развития; 
варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы; 
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; 
получение консультаций; 
обсуждение возникших проблем с коллегами; 
взаимопосещение уроков; 
работа по апробации полученных знаний на практике; 
участие в системе школьной методической работы; 
самообобщение результатов работы; 
передача собственного опыта коллегам и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Работа по реализации плана
консультативная помощь; 
коррекция и изменение плана, предусматривающая новые
                                                            
                                    способы достижения запланированного; 
анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы; 
обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Памятка для учителя по самоанализу урока 
-Каково место данного урока в
                                                            
                                    системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока? 
-Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? 
-Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? 
-Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? Рационально ли было распределено время на уроке? 
-На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное? 
-Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения. 
-Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке? 
-Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему? 
-Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения. 
-За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся? 
-Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки? 
-Проводилась ли рефлексия? 
-Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное? 
                                
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            Слайд 21Памятка для учителя по самоанализу урока 
(системно-деятельностный подход)
Ориентация на достижение цели
                                                            
                                    – развитие личности учащихся на 
основе УУД;
Ориентация на решение поставленных задач: образовательных, воспитательных, развивающих;
Использование современных образовательных технологий деятельностного типа (проблемно – диалогическая, мини – исследование, проектная деятельность, специально – выстроенный диалог, работа в малых группах, парах и т.п.);
Как структура урока влияет на формирование мотивов деятельности учащихся;
На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему?;
Используются ли на уроке знаково – символические действия?
В каких формах и какими методами проводится контроль усвоения УУД? 
Какие средства обучения используются на уроке? 
Полнота реализации поставленных целей и задач.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Диагностика уровня готовности педагога к развитию 
Анкета "Выявление способности учителя к
                                                            
                                    саморазвитию"
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Типичные ошибки при организации МР
Отсутствие анализа проблем в организации МР в
                                                            
                                    целом и в работе МО в частности;
Отсутствие мониторинга и анализа профессиональных затруднений и потребностей педагогов как на уровне руководителей МО, так и на уровне руководителей ОУ;
Недостаточно полно представлена нормативно – правовая база, регламентирующая МР;
В ВШК недостаточно представлены материалы по контролю за организацией и содержанием МР;
Материалы педагогических советов, методических совещаний недостаточно отражают деятельность администрации школы по организации работы с педагогическими кадрами;
Руководители ОУ не контролируют работу по повышению профессиональной компетентности учителей, в частности работу по самообразованию.