Слайд 1Арыкова Татьяна Николаевна
Воспитатель I категории
ГБОУ СОШ с. Елховка
26.08.2015 год
Реализация ФГОС
в образовательных организациях СЗУ: Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей на основе театрализованной деятельности.
(из опыта работы)
Слайд 2 С вступлением в силу
ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.
Слайд 3Эмоции играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и
реагировать на неё. Развитие эмоциональной сферы дошкольника свидетельствует о его здоровье. Неумение справиться с чувством стресса, тревожности в конфликтных ситуациях нарушает нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведёт к ухудшению здоровья.
Детское творчество – помощник в регулировании эмоций. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Театрализованная деятельность в практике следует рассматривать как совокупность методик.
Ее основные функции:
● катарсистическая (освобождение от негативных состояний)
● регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
● коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения)
Слайд 4- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли);
-
театральная игра:
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
Общеразвивающие игры
Специальные игры
Слайд 5Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Особенность театрализованных
игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Есть много разновидностей театрализованных игр. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, в других действуют, как режиссеры – разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскими фигурками.
Театрализованные игры чаще всего используются в свободной деятельности.
Кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
Слайд 6Игры – представления (спектакли) показываются на вечерах развлечений, на праздниках для
родителей и детей других групп детского сада. Подготовка к играм – представлениям (спектаклям) ведётся во вторую половину дня воспитателем, на индивидуальных занятиях и музыкальным руководителем. Разучивается текст произведений, выполняются упражнения по ритмопластике, разыгрываются этюды, организуются речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседника, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях.
Слайд 7Игра-драматизация ставит перед ребенком немало важных задач. Дети должны при небольшой
помощи со стороны взрослого организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, осуществлять подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. следует выделить некоторые специфические принципы:
1.Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.
2. Принцип творческой направленности педагогического процесса.
3. Принцип свободы и самостоятельности деятельности.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
● театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной);
● театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;
● специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное усвоение ребенком знаний, умений и навыков и использование их для решения творческих задач.
Игры – драматизации организуются на занятиях по развитию связной речи (как итоговое занятие по теме), и в свободной деятельности.
Слайд 8Содержание театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики,
пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти);
- речи (монолог, диалог) - творческих способностей.
Этапы театрализованной деятельности:
Первый этап: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
Второй этап: вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
Третий этап: переход к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
Четвертый этап: можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
Слайд 9Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески
относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры можно разделить на общеразвивающие и специальные.
Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников.
Специальные игры развивают воображение и фантазию.
К специальным играм относятся:
• упражнения и этюды;
• ритмопластика;
• речевые игры и упражнения;
• спектакли
Слайд 10Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать
в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. Темы для таких маленьких этюдов близки и понятны детям (ссора, обида, встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, разговор по телефону и др.). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, страх). Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя и сформулировать его речевую характеристику.
Ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию выразительности жестов, поз и мимики.
Речевые игры и упражнения. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией
Работа над спектаклем. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. При работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
Слайд 11В настоящее время я работаю с детьми 4-5 лет. Мои воспитанники
всегда подвижные, активные и любознательные. В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движении. Но, вместе с тем, у большинства воспитанников прослеживается нарушение эмоциональной сферы. Наблюдая за детьми, было выявлено, что дети с трудом могут распознать эмоциональное состояние героя инсценируемой сказки, не могут ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы передачи его характера мимикой, жестом и положением тела. Проанализировав данные наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к движению, я нашла необычный способ развития их эмоционально-волевой сферы, как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления психического здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей игровой деятельности. И способ этот - составление «двигательных сказок».
Эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх драматизациях, инсценировках
Слайд 12Цель: Развивать эмоционально - волевую сферу у детей посредством создания художественных
образов.
Задачи 1. Развивать эмоциональную активность детей, раскрывать в детях способность к децентрации, эмпатии.
2. Расширять нравственно-этические представления детей и формировать их поведенческие умения.
3. Расширять двигательные умения детей в создании художественного образа.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающем мире.
Слайд 13 Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых
слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач познавательной деятельности в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляется по мотивам литературных произведений.
Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам А. Барто, С. Михалкова, К.И. Чуковского, и других детских писателей, произведения которых можно легко показать в движении.
Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения. В дальнейшем, детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в разные виды образовательной деятельности.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации познавательной деятельности с детьми: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач.
Слайд 14Двигательная сказка является основой динамических пауз, которые я активно использую в
своей педагогической деятельности с детьми, у которых, как я уже говорила ранее, высокие потребности в движении. Утренняя и бодрящая гимнастики со сказочным сюжетом, физминутки на основе эпизодов сказок в стихах. Интересен тот факт, что в процессе занятий я выступаю не только в качестве ведущего - сказочника, но и в роли рядового участника действия. Этим и определяется тесная совместная деятельность взрослого и детей, которая при правильной организации создаёт для детей особую, благоприятную игровым действиям обстановку, рождает положительные эмоции, хорошее настроение, что корректирует эмоциональное развитие детей. В процессе инсценировки, в ходе НОД с детьми каждый ребёнок раскрывает свои особенности, черты характера и интересы. На занятиях актёрские действия определены единым сюжетом, едиными ролями, где каждый ребёнок – главное действующее лицо инсценировки, где нет второстепенных ролей. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок: выделить и определить движения персонажей. Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.
Деятельность по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме.
Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», я имею в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Слайд 15Нод (Интегрированное). Тема «Как коза избушку построила» Средняя группа.
Воспитатель: Арыкова Т.Н.
Задача:
расширять кругозор детей.
Цели: Познавательное развитие.
1. ФЭМП: закреплять название плоских геометрических фигур (круг, овал)
- формировать умение различать предметы по величине (длинный, короткий)
- Выделять параметр величины, используя в речи слова «длиннее», «короче»
- развивать внимание;
- воспитывать наблюдательность.
2. Ознакомление с миром природы. – Знакомить с растительностью леса
- расширять знания об особенностях деревьев
3. Конструктивно-модельная деятельность:
- развивать желание сооружать постройку из строительных деталей.
« Художественно - эстетическое развитие»:
1. Рисование - изображать простые предметы
- обогащать представления детей о цветах, познакомить с коричневым цветом
- закрашивать предметы в одном направлении по контуру
2. Аппликация: - расширять возможности создавать разнообразные изображения
«Речевое развитие»:
- Развивать речь детей, воображение и память
- закреплять умение правильно произносить звук [Ш.] в словах и отдельно.
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность
- обучать новым видам ходьбы
Социально – коммуникативное развитие:
- знакомить с правилами поведения в природе
- воспитывать уважительное отношение к природе, проявлять заботу об окружающем
Слайд 16Логика:
Воспитатель: жила когда-то старуха – говоруна, и была у неё
коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печи полеживает, только к обеду подымается, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит – и с соседями, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты, ни травки пощипать, ни водицы попить, ни побегать…
Вот как-то раз говорит коза своим козлятам: - Козлятушки - детушки, не житье нам у старухи – говорухи! Пойдемте - ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха – говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали.
Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес, и говорит им коза: - В лесу не шумите, не ломайте ветки деревьев, не рвать без надобности растения. Почему мы в лесу шуметь не будем? (ответы детей) Правильно козлятушки – детушки.
Стали искать место, где бы избушку построить.
Пошла коза к лесной яблоньки и говорит: - Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мной избушку. Яблоки с меня упадут - твоих козлят ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Воспитатель: Какие яблоки по форме? (ответы детей) Какие яблоки по цвету? (ответы детей)
Я предлагаю нарисовать их. Выбираем карандаш того цвета, какое вы хотите нарисовать яблоко. Рисуем яблоко круглое. Какого цвета…. У тебя яблоко? Какой формы … у тебя яблоко?
Яблоки большие ушибут нас пошли к елки. ( Дети отправляются по тропинки к елке)
- Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мной избушку. Шишки с меня падают – твоих козлят ушибут. Найди место получше!
- Смотрите, сколько шишек нападало, возьмите себе по одной. У кого длинней, у кого короче? Как это можно проверить? (ответы детей: можно приложить шишку к шишке, можно поставить их на плоскость)
Пошла коза с козлятами через ручей, и увидела дуб.
- Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мной избушку. По осени желуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
- Смотрите желуди. Какой формы они? (ответы детей) Сейчас желуди зеленые, а осенью станут коричневые. Предлагаю закрасить их. Каким цветом будем красить? (ответы детей)
Закрашивание ватной палочкой по контуру, коричневым цветом.
- Вот какие желуди будут осенью. Опасно под дубом, пошли искать дальше.
Прошли они по камушкам, и подошли к осине.
-Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осина своими ветками, всеми листьями.
- Мои листики днем и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше.
- Ох, и напугала нас осина. Как у неё листики шумели (ответы детей: Ш-Ш-Ш) Это ветер тихий. А если ветер усилится, как листочки зашумят? (ШШШШШШ) Шумно под осиной пойдем мы в другое место поищем.
Пошли они по тонкому деревцу через речку, увидели шиповник.
- Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
- Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон, какие колючки острые. Будут твои козлятки прыгать – скакать всю шерстку себе повыдерут. Вот зайцы не послушались, теперь страдают. Ступай коза дальше. Ищи место получше!
- Жалко зайцев поможем им шерстку вернуть.
По шаблону. На липкую ленту прикрепляют кусочки ваты.
- Вот и спасли зайцев, пошли в другое место во к тому дереву. Какое это дерево? (ответы детей)
- Березка, березка! Можно мене под тобой избушку построить?
- Я твоих козлят от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной избушку.
Спасибо тебе березка, приступим к работе.
Дети строят избушку из кубиков.
Рефлексия. Куда мы убежали от старухи – говорухи? Какие деревья встречали в лесу?
Кому помогли? Какое дерево разрешило построить нам домик? Молодцы. Берите игрушки играйте в новом домике.