Слайд 1Развитие в онтогенезе
Ранний возраст
Слайд 2Общая характеристика периода
центральным новообразованием является возникновение смыслового и системного строения сознания,
когда происходит возникновение исторического сознания человека, существующего для других и, значит, для самого ребенка;
возникает дифференцированная система отдельных функций с определенной структурой, в центре которой лежит восприятие;
Слайд 3Общая характеристика периода
Стадии развития сознания:
1 стадия - сознание предшествует понимаю «я»
и из него «я» только выделяется. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он понимает и что понимают другие. Слово для ребенка обозначает самые различные вещи. У ребенка есть чувство, что взрослые должны правильно понять его желания.
2 стадия предполагает выделение из единства «ребенок - взрослый» собственного «я», когда ребенок противопоставляет свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослыми. Ребенок гораздо больше понимает, чем может сказать. Ребенок сам еще не может вмешиваться в ход своих мыслей и представлений, вещи владеют ребенком.
Слайд 4Общая характеристика периода
Б. Г. Ананьев наметил ступени генеза самосознания: дифференциация человека
и вещи к концу первого года, отделение себя от своих действий, употребление собственного имени, переход к местоимению первого лица в течение последующих двух лет.
Одним из ключевых моментов раннего генеза самосознания он считал процесс общения ребенка со взрослыми и их совместные действия.
Слайд 5Общая характеристика периода
ведущая деятельность — предметная (предметно-орудийная или предметно-манипулятивная) - присвоение
общественно-выработанных способов употребления вещей;
источник новообразования связан с отношениями ребенка и взрослых - сотрудничеством с ними;
направленность развития предметных действий - путем превращение совместного действия в действие разделенное (или частичное), а затем в самостоятельное.
Слайд 6Общая характеристика периода
предпосылкой возникновения знаковой функции служит овладение предметными действиями и
последующее отделение действия от предмета;
знаковая функция не открывается, а усваивается ребенком; образцы замещений и образцы игровых переименований предметов дает взрослый;
усвоение происходит только в случае, если оно подготовлено развитием собственной деятельности ребенка которая, направляется взрослыми.
Слайд 7Общая характеристика периода
Закладываются существенные компоненты субъективной структуры деятельности в виде способов
ее осуществления, которые на начальном этапе включают элементарные орудийные и неспецифические манипулятивные действия с предметами.
Другой существенный компонент субъекта деятельности, заключающийся в программировании и реализации намеченных последовательных действий для достижения цели, начинает возникать в связи с усвоением и выполнением элементарных инструкций взрослых, в которых в качестве цели выступает перцептивный эффект (например, зажигание лампочки).
Слайд 8Общая характеристика периода
Генетические предпосылки личности выражаются в темпераментных особенностях. Личность берет
начало из комплекса социальных связей, в которые включается ребенок. В первую очередь начинают складываться коммуникативные свойства личности.
Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к появлению зачаточных форм самосознания и концепции «я».
К 3 годам формируется представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. д.
Слайд 9Общая характеристика периода
познавательные функции оказываются взаимосвязанными.
функциональные структуры являются неустойчивыми.
периоды
низкой интегрированности (12-14 и 18-20 мес.) сменяются периодами тесной взаимосвязанности функций.
В 15-17 мес. в центре структуры находится непроизвольное внимание, а в 21-23 мес. – речь и вербальная память.
Слайд 10Ощущение
возникновение единства между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит,
он хочет потрогать руками;
развитие ощущений обусловлено развитием психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.);
развивается способность различать ощущения, что, прежде всего, отражается во времени реакции на физические раздражители;
реакции ребенка на неречевой сигнал будет меньше времени реакции, чем на речевой.
Слайд 11Восприятие
восприятие является ведущей функцией в раннем возрасте
восприятие и аффект еще не
дифференцированы, они непосредственно тесно связаны одно с другим.
аффекты проявляются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому аффект направлен.
точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно (фиксируется одно качество объекта, и в последующем ориентир качество при узнавании объекта; аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием).
Слайд 12Восприятие
Этапы развитие восприятия:
1 этап - формирование у ребенка материальных, практических
действий с предметами, развитие которых происходит в процессе игры-манипуляции с малознакомыми предметами.
2 этап – перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы. Адекватное восприятие предметов без непосредственного материального контакта.
3 этап - перцептивные действия становятся скрытыми, свернутыми, сокращенными.
Слайд 13Восприятие
в основе восприятия лежит обобщения, во внутреннем мире ребенок лучше всего
осознает свое восприятие;
у ребенка довольно богатая интероспекция в плане зрительного и слухового восприятия («я вижу», «я плохо слышу»);
отсутствие временной перспективы и соответственно опоры на прошлый опыт, зависимость от непосредственного поля восприятия;
Слайд 14зрительная ориентировка осуществляется поэтапно: сначала дети начинают выполнять выбор по форме,
потом — по величине, потом — по цвету.
бессловесное восприятие постепенно заменяется словесным;
в связи с наименованием предмета возникает предметное восприятие;
появление речи приводит к тому, что возникает другой способ видения - выделение фигуры на фоне.
Восприятие
Слайд 15Воображение
воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке;
возникает
непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса и эмоций;
устанавливает «прямое замыкание» между тем, о чем слышит от взрослого, и образами реальных предметов, сформированными в личном опыте
Слайд 16Представление
появление и развитие в конце данного возраста образных представлений;
очень высокая степень
конкретности представлений, а также связанные с ней центрация (фиксированность на отдельных ярких свойствах предметов) и статичность восприятия, необратимость и ассоциативность связей, подверженность влиянию аффектов.
Слайд 17Внимание
разная устойчивость непроизвольного внимания в зависимости от особенностей стимула: чем сложнее
стимул или деятельность, тем больше сосредоточенность внимания ребенка.
максимальная длительность непроизвольного внимания проявилась у детей в процессе игры с мозаикой, затем — при реакции на новый необычный стимул, при рассматривании и перелистывании страниц книги.
Слайд 18Внимание
появляется произвольная форма внимания, которая наблюдается при зрительном поиске, направляемом словесной
инструкцией взрослого.
Слайд 19Память
проявляется всегда в активном восприятии – узнавании;
полностью непроизвольна, большой объем,
обусловлен общей пластичностью нервной системы, мозга;
удлиняется латентный период (до 10-12 мес.), при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта.
Слайд 20Память
Долговременная память как отражение прежнего опыта, сохраненного не в зеркальном, а
в измененном виде благодаря возникающей личной позиции и эмоциональной оценке того, что происходило, развивается именно в тот период, когда ребенок начинает строить образы воображения и чувствовать себя источником воображения.
Слайд 21Память
степень запоминания зависит у ребенка от его интересов;
до 3-х лет
воспоминания о самом себе и об окружающем обычно не сохраняются, так как до этих пор ребенок не может рассматривать последовательность событий в контексте движущегося времени жизни, в единстве и тождественности «Я».
Слайд 22Мышление
проявляется исключительно как наглядно-действенное, как умение восстановить связь, но в наглядно
данной ситуации.
разбирается в данных аффективно окрашенных связях и предпринимает своеобразные, соответственные внешней воспринимаемой ситуации действия.
ориентируется на связь между предметами, в частности, на связь орудия с предметом, и в дальнейшем переходит к установлению таких связей в новых условиях, при решении новых задач.
Слайд 23Мышление
установление новых связей происходит путем практических проб и различных ориентировочных действий;
обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема;
установление связей между предметами для достижения цели и использование готовых, предлагаемых взрослыми.
Слайд 24Речь
переход от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова к словам, имеющим предметную
отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения;
переход к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.
Слайд 25Речь
развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и
формируется собственная активная речь ребенка;
пассивная речь начинает бурно развиваться и в развитии опережает активную речь;
сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи
Слайд 26Речь
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот
период он усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их очень редко.
Первая речь ребенка автономна, ситуативна, понятна только взрослым, эмоционально окрашена, она состоит из отрывков слов и имеет характер указательных жестов.
Слайд 27Речь
К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу
третьего года — от 500 до 1500 слов.
Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов происходит усвоение грамматического строя родного языка; овладение употреблением многих падежных окончаний.
Слайд 28Речь
Этап развития речевого общения состоит, главное, в том, что дети овладевают
понятийным наполнением слова и потому научаются применять его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации.
Одновременно дети научаются произвольно регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности.
Слайд 29Достижения возраста
начинает складываться психическая организация, включающая в себя как естественные, так
и первично социализированные функции (произвольное внимание, вербальная память и др.).
их интенсивное развитие и гетерохронность, при которой опережающее значение имеет речевая функция, а также процессы структурирования, являются следствием того, что ребенок не только выступает объектом воздействия взрослых, но и проявляет себя как субъект общения, познания и предметной деятельности.
начинают формироваться коммуникативные свойства в качестве наиболее ранних проявлений личностных характеристик.