Развитие у детей мелкой моторики презентация

Содержание

Введение Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки.

Слайд 1Развитие у детей мелкой моторики


Слайд 2Введение

Вся история развития человечества доказывает, что

движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

Слайд 3В старину
О том , что движения пальцев

тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка.
Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока - ворона» и т. д.

Слайд 4 Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга,

психику детей.

Слайд 5Н.И.Новиков


Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков ещё в 1782

году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития» .

Слайд 6И.П.Павлов
И.П.Павлов внёс большую ясность в этот вопрос.

Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учёными.

Слайд 7Развивая руку - развиваем речь?
Чтобы ответить на

этот вопрос нужно обратиться к анатомическому строению головного мозга. И здесь мы видим, что двигательная речевая зона, или зона Брока, расположенная в лобной доле находится совсем рядом с двигательной областью, которая контролирует движения всего тела. А около трети всей площади двигательной области занимает область, которая контролирует движения кисти руки. Именно величина площади, которая контролирует движения руки и её близость к моторной речевой зоне говорят о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка

Слайд 8Содержание работы с детьми
Как мы уже отметили, функция руки и речь

развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

Существует многообразие форм работы с детьми по данной теме.

Слайд 9Упражнения по развитию ручной моторики
Запускание пальцами мелких волчков
Самомассаж пальчиков
Работа с пластилином
Катание

по очереди каждым пальцем камешков, бусинок, шариков
Игры на нанизывание
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
Игры с песком и водой
Работа с мозаикой
Работа с трафаретами
Работа по завязыванию узлов и застегиванию пуговиц
Складывание из палочек геометрических фигур и узоров
Вырезание цветных полосок, фигурок по контуру

Слайд 10Пальчиковая гимнастика с предметами
Комплексы упражнений с ребристым карандашом и катушкой из-под

ниток предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста и имеют свои отличительные особенности:
Проведение пальчиковой гимнастики следует предварять вопросами типа «Хотите поиграть с катушкой, карандашом?»
Карандаш и катушка во время гимнастики временно превращаются в игрушку или занимательный предмет.
Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести с картинкой, служит средством для более лёгкого запоминания упражнения.
Взрослый обязательно даёт установку прилагать усилие при выполнении упражнения.
Число упражнений и их продолжительность взрослый регулирует самостоятельно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Слайд 11Упражнение с карандашом
Исходное положение:
Зажать карандаш в горизонтальном

положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора
Содержание упражнения:
Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора.

«Нажми на кнопку»


Слайд 12Упражнение с карандашом
Исходное положение:
Взять карандаш за один

конец и держать в вертикальном положении тремя руками: указательным, средним и большим.
Содержание упражнение:
Перетирающими движениями этих пальцев перемещать карандаш вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца. Движения пальцев такие же, как при закручивания винтика.

«Закрутим винтик»


Слайд 13Упражнение с катушкой
Исходное положение:
Катушка стоит на столе.
Содержание

упражнения:
Закрывать с силой дырочку на торце катушки подушечками пальцев по очереди.

Исходное положение:
Катушка стоит на столе. Надо удерживать её между указательным и средним пальцами одной руки.
Содержание упражнения:
Приподнять катушку над столом, повернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

«Перевертыши»

«Закрой дырочку»


Слайд 14Работа со счётными палочками
Ребёнка просят выложить на

столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход и т. д.

Слайд 15Работа с нитками, верёвочками



Для работы нужны толстые

тяжёлые нитки либо тонкие верёвочки.Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек.

Слайд 16Пальчиковые игры
Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду,

так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображение реального окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Слайд 17«Семья»


Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот

пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я ,
Вот и вся моя семья!
(загибаем пальчики по одному)

Слайд 18Рассказывает тексты руками
Когда ребёнок усвоит свободное выполнение фигурок, упражнения можно усложнить,

разыгрывая небольшие сценки, пересказывая текст, сопровождая его показом руками фигур. В рассказах выделены слова, которые дети могут показать, сыграть, изобразить.

В лесу.
Мы поехали в лес. Рассматривали деревья: ёлки, осинки, берёзки. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы - белые и подосиновики. А по грибу ползла вот такая улитка. На полянке росли цветы: ромашки, колокольчики, васильки. А над гнездом летели вот такие птицы.

Слайд 19Теневые игры
Ещё одной формой работы по развитию мелкой моторики рук являются

теневые игры.
Комната, в которой она находится, должна быть затенена. Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3 -4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещённый экран. Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должна размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.
Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это даёт возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Слайд 20Теневые фигуры
«Волк»
«Лось»
«Дикобраз»
«Медведь»


Слайд 21Пальчиковый театр
Огромное место в работе на развитие

мелкой моторики рук занимает «пальчиковый театр». Его можно смастерить самим. Игрушки для пальчикового театра желательно сшить из плотной ткани - фетра, драпа, кашемира. Иногда лучше использовать искусственный мех. Выбор цвета материала зависит от характера персонажа. Игрушки для пальчикового театра не требуют набивки, хотя отдельным частям можно придать объём - ушкам, хвостику, носику.

Слайд 22Вывод
Итак, если даже речь ребёнка развивается хорошо,

всё же стоит заботится о развитии у него тонких движений пальцев рук. Если же развитие речи малыша отстаёт, то стоит обратить внимание на тренировку его пальцев - это потребует в день всего несколько минут времени, которые окупятся в стократ.

Слайд 23Используемая литература
Бачина о.в., Коробова Н.Ф. , Пальчиковая гимнастика с предметами ,

Аркти, 2006 г., 86 стр.
Большакова С.Е. , Формирование мелкой моторики рук, Сфера,2005г., 63 стр.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А., Наши пальчики играют, Паритет, 2005г., 140 стр.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика