Слайд 1Развитие духовно - нравственных качеств личности
младших школьников через систему внеклассных мероприятий
Автор:
Е.А.Татаринцева, учитель начальных классов ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Слайд 2АННОТАЦИЯ
Данный проект направлен на коррекцию познавательных процессов и социальную
адаптацию воспитанников, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родной страны.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих
не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд 4ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между:
формированием активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к
нравственным, духовным ценностям наших предков, возрождением традиций нашей страны и низким уровнем гражданской позиции у воспитанников;
уровнем воспитанности в семье и в школе.
Слайд 5ЦЕЛЬ:
создать условия для развития духовно-
нравственных ценностей у младших школьников.
Слайд 6УСЛОВИЯ:
1) Комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные
отношения между субъектами воспитательного процесса;
2) Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;
3) Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.
Слайд 7ГИПОТЕЗА:
При создании педагогических условий - духовно-нраственное воспитание даёт большие возможности детям
для умственного развития, для коррекции их психических функций, расширения познавательных интересов, воспитания навыков ответственного поведения.
Слайд 8ЗАДАЧИ:
Организовать внеклассную деятельность, направленную на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности
за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты.
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
Расширять кругозор детей на основе музейного материала, доступного их пониманию.
Прививать интерес к историко-культурному наследию страны.
Приобщать воспитанников к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, играм своей Родины.
Слайд 9СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проект носит долгосрочный характер
(3 года) –
2009-2011гг.
План мероприятий корректируется ежегодно.
Два раза в год (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации проекта.
Слайд 10ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры учащихся.
Изменение приоритетности и
общепризнанности в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление.
Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
Усиление интереса к истории и культуре родного края.
Слайд 11ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I. Диагностико-проектный (подготовительный)
Цели: Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников
и определение задач духовно – нравственного воспитания.
Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины и т.д.
Слайд 12ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
IІ. Практический этап (содержательно-деятельный)
Цели:
Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно
– нравственному воспитанию.
Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.
Формы: классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, экскурсии в музей.
Слайд 13ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
IІІ. Заключительный этап (рефлексивный)
Цели: проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование),
коррекционная деятельность.
проанализировать полученную «модель гражданина», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.
предложить использовать материал экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию при планировании воспитательной работы школы, класса.
Формы: анкетирование, опросники, «круглый стол», «диспуты», «дебаты» и т.д.
Слайд 16РЕЗУЛЬТАТЫ:
Разработан план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Слайд 17Формы внеурочной работы с детьми:
Экскурсии, целевые прогулки.
Организация выставок (совместная деятельность детей,
педагогов и родителей).
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация спортивных соревнований, праздников.
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Слайд 19РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своего народа
возрождение культурных,
духовных традиций своей Родины;
Слайд 21РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создание уголка православной культуры
Слайд 23Источники:
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н.
Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
Программа духовно – нравственного развития и воспитанияв образовательной системе «Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.
Азбука нравственного воспитания. И.А. Каиров, О.С. Богданова.
Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа. Л.В. Кокуева.
Нетрадиционные праздники в школе. С. Шмаков.
Игровые методики. Н. Е. Щуркова.