Слайд 1Разработка системы предпрофильной подготовки и профильного обучения Северской гимназии
Слайд 2Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие
образовательной инициативы
Внешние образовательные события
Слайд 3
Внешние события:
Международные, Всероссийские, региональные, областные конкурсы, олимпиады,
конференции, выставки, фестивали
Учреждения дополнительного
образования:
Музыкальная школа,
Художественная школа
Эксперты:
Специалисты
предприятий
-ОГК СХК
-ОМО СХК
Представители
городской
Думы
Представители
городской
Администрации
Профессиональные поэты,писатели,художники,артисты и т.д.
Вузы:
ТГУ
СГТА
ТПУ
ТГПУ
ТУСУР
ТГАСУ
Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие образовательной инициативы
Слайд 4ПРОГРАММА ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ: ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель Программы –
развитие системы школьной практики и содержания образования на основе программ
выявления и поддержки образовательных инициатив и интеграции ресурсов открытого образовательного пространства.
Задачи:
обеспечение условий становления современных компетенций через пробно-поисковые формы освоения различных сфер деятельности,
создание возможностей для выстраивания индивидуальной образовательной программы учащихся, расширение
возможностей для самоопределения и самовыражения учащихся и педагогов, развитие образовательной активности и инициативы учащихся и педагогов, становление стиля жизни и сообщества молодых инициативных, ответственных людей, способных осуществлять самостоятельные действия в различных сферах жизнедеятельности,
освоение учащимися и педагогами современных типов деятельности (проектной, предпринимательской, авторской) актуальных для становления инновационного, предпринимательского мышления, обеспечение связи образования с перспективными направлениями развития регионального сообщества.
разработка системы мониторинга компетентностных результатов и эффектов проектно-исследовательской деятельности школьников.
Целевые группы Программы:
школьники всех возрастов (особо - подростковый и юношеский возраст)
студенты младших курсов (1-3 курс)
педагоги
участники и субъекты молодежной политики
представители профессиональных сообществ
Слайд 5Основные направления Программы
Проекты в начальной школе: мир моих интересов
Наука: перспективы развития,
возможности, границы:
- исследования в физике и решение изобретательских задач
- математические исследования и проекты
- естественнонаучные исследования и проекты
- литературоведческие исследования и проекты
- лингвистические исследование и проекты
Я - автор (авторские художественные произведения)
Современные информационные технологии: компьютерный дизайн
Современный город: сценарии развития:
- история, культура, быт, краеведение
- экономика, политика, экология
Современные межкультурные коммуникации
Современный образ жизни (здоровье, спорт, психология)
Стилистика и дизайн: современные тенденции
Школа: контуры будущего
Искусство - образы времени (проекты и исследования в области искусства)
Искусство и авторский мир
Социокультурные общественные инициативы Школы
Фестиваль молодежных досуговых программ «Моя родина - Россия»
Фестиваль молодежной фантазийной моды
Фестиваль молодёжных СМИ городов ЗАТО
Молодёжный фестиваль игровых и театрализованных программ «ШОУ-мания»
Фестиваль юных дизайнеров
Слайд 7Типы результатов осуществления Программы
I тип - учебные и образовательные результаты
II тип
– организационно-управленческие результаты
III тип - образовательные и социокультурные эффекты
Слайд 8I тип - учебные и образовательные результаты:
Значимыми результатами являются формирование рефлексии
собственной деятельности; планирование действий по поиску идей, ресурсов, постановки целей, замысла, решению задач; культура делового общения с участниками разных возрастов, в том числе, со взрослыми, т.к. образовательные события позволяют расширять круг «знаковых взрослых», опробовать возможности партнерства взрослых и детей.
В том числе, в рамках задач профилизации:
на этапе предпрофильной подготовки (1-4, 5-9 кл.) – становление опыта осознанного выбора на основе личной истории развития образовательной инициативы через пробно-поисковые и проектно-исследовательские формы действия в различных сферах деятельности;
на этапе профилизации в старшей школе - углубленная профильная подготовка на основе индивидуализации образовательных программ и проектно-исследовательской деятельности школьников.
Слайд 9II тип – организационно-управленческие результаты:
механизмы индивидуализации в массовой школе для организации
предпрофильного и профильного обучения на основе принципов и форм инициативной организации образовательного пространства в системе школьной практики: «урок – класс – дополнительное образование»;
способы привлечения и соорганизации внешних образовательных ресурсов, планирования, организации, контроля и мотивации в рамках инициативного образовательного пространства;
новый тип программы повышения квалификации организаторов предпрофильной и профильной подготовки, основанный на включенности в проектирование и рефлексии образовательных событий; региональный масштаб осуществления программы, включающий городские и сельские школы, специализированные образовательные учреждения, общественные организации.
Слайд 10III тип - образовательные и социокультурные эффекты:
В программе сопровождения образовательной инициативы
моделируется образовательная среда, соответствующая основным принципам компетентностного подхода. Такая среда порождает ценные образовательные и социокультурные эффекты, позволяет решать задачи повышения качества общественной связности благодаря следующим факторам:
включенность молодежи, педагогов, профессионалов, представителей власти в значимые молодежные события городского и областного масштаба, где представлены разнообразные проектные, исследовательские, авторские интересы и достижения учащихся, является условием становления активной жизненной позиции, образцов поведения, связанных с ценностями конструктивного самовыражения, успеха, позитивных сообществ, и преодоления замкнутого, негативного мироощущения как у молодежи, так и у взрослых;
участие в таких событиях взрослых как руководителей, консультантов, экспертов творческих работ и молодежи в качестве разработчиков проектов, исследований, авторских работ создает прецеденты полипозиционного, делового и развивающего общения, порождают эффекты роста мотивации детей и взрослых к проявлению инициативы, самостоятельным действиям, личному и профессиональному совершенствованию; это позволяет решать проблемы социальной адаптации и активизации жизненной позиции молодежи (в частности, в условиях закрытого малого города, сельских территорий и т.п.).
опыт включения в различные пространства (в коммуникацию, в сферы деятельности) и осознания правил их устройства и действия в них. Направления-секции конференции соответствуют различным сферам деятельности: Современный город, СМИ, Школа, Искусство и дизайн, Здоровый образ жизни, Межкультурная коммуникация.. Наука. и др., что позволяет сформировать карту «реального» мира Деятельности, оценить проблемы и возможности различных сфер, осознать свое место в этом мире, определить ту сферу, которая может быть связана с дальнейшей профессиональной деятельностью.
Слайд 11
Ценность продолжения образования
Ориентация в современных сферах деятельности и профессиональных мирах
Приоритетность инновационной
деятельности в современной культуре
Ориентация гимназического образования на специфику региона и города
Система предпрофильной подготовки и профильного обучения
Слайд 12Рамки и цели выстраиваемой системы предпрофильной подготовки и профильного обучения:
Слайд 13
Задачи
Разработка и реализация модели современного гуманитарного образования, способной обеспечить освоение гуманитарных
компетентностей, знаний и опыта деятельности на уровне, необходимом для профессионального самоопределения гуманитарно ориентированной молодёжи в современных сферах деятельности и успешного продолжения образования в соответствии с инновационными программами университетов.
Развитие сетевых форм взаимодействия общеобразовательных учреждений и социальных партнеров региона для обеспечения программ индивидуализации образования, предпрофильной подготовки, профильного обучения и профориентации школьников.
Расширение общественного участия в управлении, экспертизе и оценке качества образования (в том числе на уровне прдедпрофиьной подготовки и профиьного обучения) на основе проектирования образовательных событий в формате «переговорных площадок» с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества) и интеграцию внешних образовательных ресурсов в образовательные программы.
Слайд 14Типы результатов системы предпрофильной подготовки и профильного обучения
I тип - учебные
и образовательные результаты
II тип – организационно-управленческие результаты
III тип - образовательные и социокультурные эффекты
Слайд 15Критерии оценки качества деятельности и результатов:
А. Обеспеченность условий и возможностей для
выстраивания индивидуаьных образовательных траекторий и программ учащихся, пробно-поисковые, моделирующие формы освоения типов деятельности, проективный характер экспертных суждений и оценок, развивающий характер образовательных событий.
Б. Обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества), интеграция внешних образовательных ресурсов в образовательные программы.
В. Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникаций в образовательных событиях, организация «переговорных площадок».
Г. Сетевой характер организации образовательных событий
Д. Ресурсная поддержка (инвестиционная привлекательность) событий
Е. Достижение основных компетентностных результатов образовательной деятельности школьников и социально образовательных партнёров
Слайд 16Основные компетентностные результаты образовательной деятельности школьников и социально образовательных партнёров:
методологическая культура
проектирования и исследования
2) коммуникативная культура
3) культура становления и предъявления личной позиции
4) культура самостоятельного действия и самообразования
5) современная языковая культура
6) культура работы с образом будущего
7) понимание современных сфер деятельности и вариантов современной карьеры гуманитария
8) культура командной работы
9) культура работы с формализованными текстами
10) продуктивность социальной активности
Слайд 17Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие
образовательной инициативы
Внешние образовательные события
Слайд 18
Внешние события:
Международные, Всероссийские, региональные, областные конкурсы, олимпиады,
конференции, выставки, фестивали
Учреждения дополнительного
образования:
Музыкальная школа,
Художественная школа
Эксперты:
Специалисты
предприятий
-ОГК СХК
-ОМО СХК
Представители
городской
Думы
Представители
городской
Администрации
Профессиональные поэты,писатели,художники,артисты и т.д.
Вузы:
ТГУ
СГТА
ТПУ
ТГПУ
ТУСУР
ТГАСУ
Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие образовательной инициативы
Слайд 23Разработанная типология компетентностных результатов
в соответствии с основными аспектами содержания
гуманитарного образования
1. Личностный аспект содержания образования
Осознание, переосмысление, корректировка личных интересов, личной позиции
Освоение способов инициации идей
Опыт выбора
Культура перевода интереса в замысел проекта
Культура рефлексии собственной деятельности
2. Культурно -нормативный аспект содержания образования
Рефлексия способов деятельности
Освоение культурных способов деятельности;
Приобретение методологической и предметной грамотности в области исследовательской, проектной авторской культуры;
Освоение командных способов
деятельности;
Планирование действий по поиску идей, ресурсов, постановки целей, замысла, решению задач;
Слайд 24Разработанная типология компетентностных результатов
в соответствии с основными аспектами содержания
гуманитарного образования
3. Проективный аспект содержания образования
Видение перспектив собственной деятельности
Проектирование собственного образовательного и социального движения
Понимание условий для формирования образца будущего через вхождение в различные социокультурные программы, в профессиональные и иные общества
4. Коммуникативный аспект содержания образования
Культура презентации хода и результатов деятельности
Опыт экспертных и консультативных форм коммуникации
Культура делового общения с участниками разных статусов и возрастов
Опыт конструктивного партнерства взрослых и детей
Слайд 25Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов
1.Личностный аспект содержания образования:
Стало
легче придумывать интересные идеи
Стал понимать, зачем мне нужна работа над проектом, исследованием, авторским произведением
Умею отстаивать свое мнение, позицию
Стало легче «заставлять» себя не бросать работу двигаться к результату и т.п.
Вопросы:
Слайд 26
2. Культурно -нормативный аспект содержания образования
Могу планировать ход работы по
этапам;
Умею планировать цели и результаты работы;
Умею формировать команду;
Умею формулировать проблему исследования;
Умею оформлять результаты работы для презентации и т.д.
Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов
Слайд 27Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов
3. Проективный аспект содержания образования
Научился
понимать значение своей работы для других;
Научился видеть перспективы своей работы для моего будущего;
Понял как моя работа будет применима в будущей профессии;
Слайд 28Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов
4. Коммуникативный аспект содержания образования
Научился
обсуждать результаты работы с экспертами;
Научился правильно реагировать на критику;
Могу смело вступать в дискуссию с экспертами;
Умею отвечать на вопросы экспертов;