Разработка ООП университетами, самостоятельно устанавливающими образовательные стандарты и требования презентация

Содержание

Законодательные предпосылки для разработки ОПП 1. Основной документ, регламентирующий подготовку бакалавров, магистров и специалистов в вузах, в том числе и в вузах с особым статусом, - ООП, состав

Слайд 1Разработка ООП университетами, самостоятельно устанавливающими образовательные стандарты и требования
А.А. Шехонин

Проректор СПбГУ

ИТМО



Слайд 2Законодательные предпосылки для разработки ОПП
1. Основной документ, регламентирующий подготовку бакалавров,

магистров и специалистов в вузах, в том числе и в вузах с особым статусом, - ООП, состав и порядок разработки которой определен законом.
2. Вузы, реализуют ООП согласно перечням направлений подготовки (специальностей), утвержденным в установленном порядке, если иное не предусмотрено ФЗ.
3. ООП разрабатываются вузами на основе ФГОС ВПО, ПООП или на основе ОС, самостоятельно устанавливаемых отдельными вузами.
4. Состав ОС вузов с особым статусом соответствует составу ФГОС ВПО, включая требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения ООП.

Слайд 35. ОС университета с особым статусом разрабатывается им с учетом ФГОС

ВПО по соответствующему направлению и уровню подготовки.
6. Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, включаемые в ОС вузов, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.
7. Нормативные сроки освоения ООП ВПО по очной форме обучения составляют:
в бакалавриате – четыре года;
подготовка специалиста – не менее пяти лет;
в магистратуре – два года.
8. Порядок лицензирования и порядок государственной аккредитации вузов с особым статусом устанавливается Правительством Российской Федерации.




Слайд 4Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза




Образовательные законы
ФГОС
по направлению
ООП


вуза

ПООП






Перечень
направлений
(специальностей)
ВПО





Слайд 5ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА
ООП вуза - системно организованный комплекс документов, регламентирующий

результаты обучения, содержание подготовки, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом компетенций выпускников по конкретному направлению и уровню ВПО.


Москва 12 – 13 ноября 2008



Слайд 6№ 125 ФЗ “ О высшем и послевузовском профессиональном образовании” Ст.5
Основная

образовательная программа вуза обеспечивает реализацию ФГОС ВПО (ОС вуза) и включает в себя:
- учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.



Слайд 7Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (системообразующая часть ООП)
1. ЦЕЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП
3.1. Перечень требуемых компетенций выпускника вуза по данной образовательной программе.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ООП
4.1. Структурно-логические связи учебных дисциплин, практик, НИРС образовательной программы.
4.2. Соответствие формируемых компетенций и составных частей ООП.
4.3. Календарный учебный график.
4.4. Учебный план.



Слайд 8Состав ООП вуза на основе ФГОС ВПО (дисциплинарно-ориентированная часть ООП)
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), ПРАКТИК, НИРС ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Учебно- методические комплексы дисциплин (модулей).
5.1.1. Рабочие программы дисциплин (модулей).
5.1.2. Методические материалы по организации и технологиям обучения для преподавателя.
5.1.3. Методические материалы по изучению дисциплины для студента.
5.1.4. Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
5.2. Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик.
5.2.1. Рабочие программы практик.
5.2.2. Методические рекомендации.
5.3. Рабочая программа НИРС.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ООП
6.1. Программа государственного экзамена.
6.2. Рекомендации по организации выполнения и оценки выпускных квалификационных работ.



Слайд 9Методология целеполагания, направленная на деятельностный характер подготовки, выраженный в виде результатов

обучения выпускников - компетенций.
Основа перехода на компетентностное образование – ФГОС ВПО.
Развитие системно-деятельностного подхода, ориентированого на формирование компетенций (компетентности).


Компетентностный подход (инструмент реформирования отечественной системы ВПО )





Слайд 10

Отличия ФГОС ВПО

Знаниевая модель
образования
ГОС1, ГОС2
Компетентностная модель образования
ФГОС ВПО
-Требования к

выпускнику в виде (пакета) компетенций
-Требования к результатам обучения (к знаниям, умениям), а не к дидактики содержанию дисциплин
- Модульная организация ООП, задание трудоемкости ООП в зачетных единицах (циклы, дисциплины-модули)
- Увеличение академических свобод вуза (соотношение частей ООП и определения содержания дисциплин ООП)

ОТЛИЧИЯ



Слайд 11Смена образовательной модели подготовки бакалавра, магистра, специалиста




Слайд 12Требо
в
ания

Состав ФГОС ВПО по направлению и уровню подготовки

ФГОС ВПО
Результат
образования
Структура ООП
Условия реализации

ООП

Магистратура -120 з.е. 2 года

Бакалавриат -240 з.е.
4 года

Профессиональная деятельность

Аспирантура

Абитуриенты

Бакалавриат реализуется по профилям ООП, магистратура по специализациям ООП

Профессиональная деятельность

Совет УМО по образовании в области приборостроения и оптотехники,
Санкт-Петербург, 26 НОЯБРЯ 2009г


Слайд 13
Требования к результатам освоения ООП (компетентностная модель выпускника)
Компетенции выпускника по направлению

подготовки

Общекультурные (10-20)

Профессиональные (35-40)

Общенаучные (базовые знания в области: математики и естественных наук, гуманитарных наук, экономических наук и др.)

Инструментальные ( навыки работы с компьютером, письменная и устная коммуникация на родном языке, необходимое знание иностранного языка и т.д.)

Социально-личностные,

Общепрофессиональные

Профильные и специальные

Базовые и теоретические знания

Базовые практические навыки

Академические знания и навыки

Практикоориентированые знания и навыки






Слайд 14Требования к структуре ООП
Устанавливаются в форме:
учебных циклов и разделов

ООП;
проектируемых результатов обучения по циклам и разделам;
трудоемкости циклов, разделов, а также обязательных частей учебных циклов в зачетных единицах;
перечень примерных дисциплин обязательной части для разработки ПООП;
перечень формируемых компетенций в циклах и разделах ООП



Слайд 15Требования к условиям реализации ООП
состав ООП, необходимость ежегодного обновления;

создание социокультурной среды вуза для формирования ОК компетенций;
применение активных и интерактивных технологий;
нормы интерактивных занятий, лекций как доля аудиторных занятий;
нормы требований к минимальному объему дисциплин, доли дисциплин по выбору студента, максимальному объему недельной нагрузки студента и аудиторных занятий;
перечень инновационных технологий преподавания;
требования к практикам, НИР студента;



Слайд 16Требования к условиям реализации ООП
нормы требований к кадрам, остепененности и

научным званиям, в том числе полученным за рубежом;
-нормы учебно-методического и информационного обеспечения, включая доступность к электронной библиотеке, библиотечному фонду, срокам издания литературы, доступа к системе интернет;
материально-техническое обеспечение;
финансовое обеспечение



Слайд 17Оценка качества освоения ООП (технологии оценивания результатов обучения)
обеспечение гарантии качества подготовки

на основе системы качества образования в вузе;
оценка качества освоения ООП (текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация);
контроль персональных и поэтапных достижений обучающихся на основе разработки вузом фондов оценочных средств и технологий оценивания;
для оценивания компетенций необходимо приближать систему контроля к условиям профессиональной деятельности;
организация итоговой аттестации выпускников



Слайд 18Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? (или будет поглощена знаниевой

моделью?)

- будет ли создано жизнеспособное взаимодействие вузов с работодателями и бизнесом в процессе реализации ФГОС ВПО ?
- удастся ли повысить активность и мотивацию обучающихся к получению ВПО ?
- обладают ли компетенции выпускников вуза прогностической валидностью?
- есть ли корреспондированность компетенций с ЗУНами, видами и задачами профессиональной деятельности в ФГОС ВПО?




Слайд 19Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? (или будет поглощена знаниевой

моделью?)


- произойдет ли переход (смена образовательных технологий) традиционного обучения по дисциплинам на компетентностную модель подготовки ?
- как оценивать компетенции выпускников в вузе и при государственной аттестации ?
- достаточен ли будет уровень (финансового, кадрового и т.п.) обеспечения реформирования высшей школы?




Слайд 20ЗАДАЧИ НИУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов для

высокотехнологичных и приоритетных отраслей экономики с целью обеспечения лидирующих позиций России на мировом рынке труда, научных исследований, товаров и услуг;
усовершенствование и разработка новых компетентностно-ориентированных образовательных программ путем отбора актуального содержания подготовки, применения инновационных форм и технологий преподавания, активного вовлечения студентов в учебный процесс и внедрения адекватных технологий оценивания результатов обучения и компетенций выпускников на основе научных исследований и постоянного развития условий и ресурсного обеспечения научно-образовательного процесса в НИУ;



Слайд 21ЗАДАЧИ НИУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

создание высокоэффективной системы подготовки магистров и

кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации.



Слайд 22Разработка ООП, университетом с особым статусом



ФГОС ВПО
По направлению
ОС
ун-та
ООП
вуза





Перечень
направлений
(специальностей)
ВПО



Показатели


результативности
программы НИУ




Слайд 23
Как соотносятся задачи ФГОС ВПО и ОС НИУ

Единство образовательного пространства –

да, (академическая и профессиональная мобильность)
Обеспечение качества ВПО - да
Основы объективной оценки деятельности вуза- скорее нет, показатели результативности НИУ
4. Признание и установление эквивалентности диплома о ВПО иностранных государств - нет



Слайд 24Требо
в
ания

Структура ОС ун-та с особым статусом по направлению и уровню подготовки

ОС

НИУ

Результат
образования

Структура ООП

Условия реализации ООП

Магистратура -120 з.е. 2 года

Бакалавриат -240 з.е.
4 года

Профессиональная деятельность

Аспирантура

Абитуриенты

Бакалавриат реализуется по профилям ООП, магистратура по специализациям ООП

Профессиональная деятельность



Слайд 25Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных

ООП в вузах с особым статусом?

Требования ОС университета к результатам освоения ООП (компетентностная модель выпускника) по Закону не ниже требований ФГОС ВПО
Требования к выпускнику любого вуза по ООП устанавливаются в соответствии с ФГОС ВПО, которые не могут быть ниже требований ФГОС ВПО
Не ниже - обеспечивается
– расширением видов профессиональной деятельности, введением дополнительных компетенций, повышением уровня компетенций (сложности задач)……….




Слайд 26Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных

ООП в вузах с особым статусом?

Можно предложить дифференцировать общекультурные компетенции на общенаучные, инструментальные, социально-личностные……

Сравнивать можно требования ОС и ООП, если сохраняются правила прописания компетенций, принятые в ФГОС ВПО



Слайд 27Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных

ООП в вузах с особым статусом?

Требования ОС университета к структуре ООП Законом не регламентируются и НИУ самостоятельно формирует требования к структуре ООП
Вуз прописывает компетенции выпускника в виде дескрипторов - результатов обучения – знаний, умений, которые формируют компетенции и подлежат обязательному оцениванию (измерению)
На уровне цикло-дисциплинарной или модульной структуре – дело вуза
Соотношение обязательной и вариативной частей ООП – дело вуза???




Слайд 28Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП по ФГОС ВПО

КОМПЕТЕНЦИИ

ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Знания
Умения
Навыки

Знания
Умения
Навыки

Знания
Умения
Навыки

Уровень модулей (дисциплин)

Знания
Умения
Навыки

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

Уровень учебных циклов

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

ГСЭ

ЕН

ОПД

Проф.

Уровень дисциплин (учебных модулей)


«Конференция МИСиС 2008»


Слайд 29ЗУН4
“Пакеты” профессиональных компетенций выпускника Компетенция-1

Компетенция – i Компетенция-n (40-60)




ЗУН1

ЗУН2

ЗУН3

Знания

Умения

Навыки

Область проф. задач - компетенции

Область проф. задач компетенции

Область проф. задач компетенции

студент должен: - усвоить ЗУН
- сформировать компетентность
Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции

Δ ЗУН

Δ ЗУН

Δ ЗУН

Компетентностная модель образования



Слайд 30Какие требования и нормы ФГОС ВПО ограничивают разработку и реализацию конкурентоспособных

ООП в вузах с особым статусом?

Требования ОС университета к условиям реализации ООП по Закону не ниже требований ФГОС ВПО
Можно разделить требования в ОС на требования к разработке ООП и на требования к реализации ООП в университете
Какие нормы условий реализации считать выше или ниже относительно норм ФГОС ВПО??
(Например, большее число аудиторных занятий?? и др.)
Нормы ФГОС ВПО – основа для лицензирования






Слайд 31
СТРУКТУРА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ) ООП



Слайд 32Инновационные образовательные технологии
Образовательные технологии – организованная в различных формах образовательная деятельность

преподавателей и студентов с использованием различных методов обучения, преподавания и оценивания, направленная на достижение результатов образования - знаний, умений, навыков и формирование на их основе компетенций.

- Работа в команде
- Case-study
- Игра
- Проблемное обучение
- Контекстное обучение
- Обучение на основе опыта
- Индивидуальное
- Междисциплинарное
- Самостоятельная работа

,


Слайд 33


Структура организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса
Текущая
Текущая


Слайд 34Спасибо за внимание
Шехонин Александр Александрович, проректор СПбГУ ИТМО
e-mail: shehonin@aco.ifmo.ru
ТЕЛ. 232-10-02


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика