Раскрытие информации в годовых отчетах российских компаний с учетом аспектов устойчивого развития – лучшая практика и разбор основных ошибок презентация

Содержание

Практика подготовки годовых отчетов: акцент на интеграцию сущностей Три ключевых тренда развития годовых отчетов: Информация по всем азимутам. Взаимосвязь производственного, финансово-экономического, социального, экологического аспектов бизнеса – становится нормой качественного отчета.

Слайд 1 Раскрытие информации в годовых отчетах российских компаний с учетом аспектов устойчивого

развития – лучшая практика и разбор основных ошибок

Москва, 6 декабря 2012 года

Андрей Градецкий

Директор Аналитического центра «Эксперт»


Слайд 2Практика подготовки годовых отчетов: акцент на интеграцию сущностей
Три ключевых тренда развития годовых

отчетов:

Информация по всем азимутам. Взаимосвязь производственного, финансово-экономического, социального, экологического аспектов бизнеса – становится нормой качественного отчета. Сложность подготовки только возрастает.

Трансформация стандартов. GRI и IIRC стимулируют слияние «классических» годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии в единый интегрированный отчет. В мире интегрированный отчет начинает становиться признанным стандартом

Дань моде. В России «устойчивое развитие – скорее модный термин чем принцип ведения бизнеса. Следствие – годовые отчеты большинства российских компаний в целом слабее отчетности зарубежных конкурентов




Слайд 3Устойчивое развитие сегодня: важный фактор стратегического управления компанией
Классическое определение. ООН, 1983

г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, WCED (Комиссия Брундтланд):
«Удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные»

Устойчивое развитие применительно к компаниям.
Основная (производственная) стратегия компании рассматривается совместно с поддерживающими ее стратегиями-функционалами:
Развитие персонала
Участие в социально-экономическом развитии регионов присутствия
Ответственная природоохранная деятельность



Слайд 4Современный подход к годовой отчетности: анализ системы «компания+окружающая среда»

Три вида

взаимодействия компании с регионами присутствия:
Экономические
Социальные
Экологические

Взаимодействие осуществляется через стейкхолдеров:
Потребители
Поставщики и подрядчики
Инвесторы
Власть
Надзорные органы
Представители местных сообществ
Образование, здравоохранение, ЖКХ…
СМИ


Слайд 5
Нестабильность мировой экономики активизирует развитие годовой отчетности компаний в области устойчивого

развития (нефинансовой отчетности).

Устойчивое развитие -- фактор инвестиционной привлекательности, компании активно готовят отчетность в этой области.

Интеграция данных: стремление к слиянию «классических годовых отчетов» и отчетов в области устойчивого развития

Обязательность нефинансовой отчетности
Государственные регуляторы склонны делать нефинансовую отчетность обязательной для компаний своих стран.
В России меры по обязательности нефинансовой отчетности для компаний с государственным участием пока находятся в стадии проработки.


Тенденции развития нефинансовой отчетности:
переход к общеупотребительной практике


Слайд 6Требование времени: раскрытие в годовой отчетности факторов, влияющих на рост стоимости

компании в долгосрочной перспективе

Верхняя часть айсберга
Анализ создания стоимости в традиционном контексте:
рынок, производство, инвестиции, инновации, риски, экономика и финансы, управление

Нижняя часть айсберга
Анализ создания стоимости в рамках концепции устойчивого развития:
Традиционный контекст дополнен системой факторов взаимовлияния компании и регионов деятельности в экономической, социальной и экологической сферах


Слайд 7Вариант 1. Традиционный подход
Обычный годовой отчет с разделом о социальной ответственности

или устойчивом развитии. Этот раздел не предполагает соответствия стандартам нефинансовой отчетности.

Вариант 2. Годовая отчетность состоит из нескольких томов
Традиционный годовой отчет с разделом об устойчивом развитии и социальный отчет/отчет об устойчивом развитии. Иногда появляется третий том – сборник бухгалтерской отчетности.

Вариант 3. Интегрированный годовой отчет
В единое целое собрана информация традиционного годового отчета и информация отчета об устойчивом развитии.


Современные практики годовой отчетности:
усложнение формата представления данных


Слайд 8Источник: Рейтинг Annual Report on Annual Reports
.

Лучшие практики, зарубежный опыт:
годовой

отчет+отчет об устойчивом развитии
или интегрированный годовой отчет

Слайд 9
Лучшие практики, зарубежный опыт:
годовой отчет+отчет об устойчивом развитии
или интегрированный годовой

отчет

Источник: Рейтинг Annual Report on Annual Reports


Слайд 10Рейтинг качества годовых отчетов «Эксперт РА»: система координат
Что оценивает рейтинг: интегральный

уровень качества годового отчета, исходя из его информационной насыщенности и соответствия его структуры современным форматам

Основные критерии оценки: - позиционирование компании на рынке; - стратегия бизнеса; - создание стоимости; - устойчивое развитие; - общая структура отчета
Участники рейтинга: компании, подавшие заявки на Конкурс годовых отчетов, компании, готовящие наиболее сильные годовые отчеты из списка «Капитализация-200» (рейтинг «Эксперт-400»)


Слайд 11Рейтинг качества годовых отчетов: Тор20


Слайд 12Методология составления рейтинга: акцент на рост потенциальной стоимости компании в долгосрочной перспективе




Подход к оцениванию годовой отчетности
анализ совокупности факторов, влияющих на перспективы роста стоимости компании
действия менеджмента по реализацией стратегии развития компании, нацеленной на рост стоимости ее бизнеса.

Что дает такой подход
информационное наполнение годовой отчетности с точки зрения ключевых аспектов деятельности компании
соответствие отчетности форматам лучших мировых практик.


Слайд 13Критерии оценки годовой отчетности для рейтинга. Критерий «Позиционирование на рынке»

Показатели:

Макроэкономические факторы,

влияющие на рынок и бизнес компании

Законодательная среда рынков, на которых действует компании

Описание конкурентной среды и рыночная доля компании

Перспективы роста рынка в целом и изменения конкурентной среды

Слайд 14Критерии оценки годовой отчетности для рейтинга. Критерий «Стратегия бизнеса»

Показатели:

Миссия и конкретные формулировки

основных положений стратегии развития, применительно к особенностям бизнеса компании

Цели и задачи компании за отчетный период и достигнутые результаты

Стратегические приоритеты на следующий год и 3-5 лет вперед

Корпоративное управление

Организационная структура компании, бизнес-модель, основные принципы управления бизнесом + основные бизнес-единицы

Слайд 15Показатели:

Производственная деятельность и результаты работы по сегментам бизнеса

Реализации инвестиционных проектов

и перспективы их продвижения в следующем году и на 3-5 лет вперед

Инновации, R&D и их внедрение

Финансово-экономическое положение компании

Риск-менеджмент, система управления рисками и результаты ее действия

Рынок ценных бумаг компании и рыночная капитализация

Критерии оценки годовой отчетности для рейтинга. Критерий «Деятельность по созданию стоимости»


Слайд 16Показатели:
Взаимодействие компании с клиентами, сбытовая и маркетинговая политики
Создание и функционирование

цепи поставок, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками

Персонал: характеристика, социальные гарантии, мотивация и развитие
Охрана труда, обеспечение здоровья и безопасности на рабочих местах, травматизм

Природоохранная деятельность компании, экологические мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду
Работа в области промышленной безопасности, меры по предотвращению промышленных аварий
Энергоэффективность и энергосбережение

Вклад компании в социально-экономическое развитие регионов деятельности
Социальная политика и взаимодействие компании с сообществами

Критерии оценки годовой отчетности для рейтинга. Критерий «Устойчивое развитие»


Слайд 17Показатели:

Обзоры важнейших решений собраний акционеров, совета директоров и комитетов

Перечень/характеристика крупных сделок

и сделок с заинтересованностью

Сведения о соблюдении компанией кодекса корпоративного поведения

Бухгалтерская отчетность по РСБУ, МСФО или GAAP.аудиторские заключения и комментарии к ней

Таблица соответствия текста отчета показателям руководств (GRI, IPECA и др.) по подготовке отчетов об устойчивом развитии (социальных отчетов)

Глоссарий и список сокращений


Критерии оценки годовой отчетности для рейтинга. Критерий «Общая структура отчета»


Слайд 18Основные ошибки годовой отчетности российских компаний. Критерий «Позиционирование на рынке»

Слабый анализ

макроэкономической ситуации: нет описания системы факторов, влияющих на динамику рынков сбыта компании

Нет привязки макроэкономических факторов непосредственно к бизнесу компании: как изменение факторов повлияло на результаты деятельности компании в отчетный период

Описание рынка и рыночной доли компании дается поверхностно или отсутствует: нет характеристик географии рынков, продуктовой линейки, рыночной доли компании в сравнении с основными конкурентами


Слайд 19Основные ошибки годовой отчетности российских компаний. Критерий «Стратегия бизнеса»

Формулировки ключевых положений

стратегии общие и расплывчатые: нет учета специфики компании, поэтому они применимы к описанию стратегии любой компании

Отсутствие четких формулировок о реализации стратегии и планах на будущее: результаты за отчетный период и стратегические приоритеты на следующие годы даны отрывочно и не сведены в единый комплекс

Наличие бизнес-модели вместе с подходами к управлению компанией характерно только для лучших практик, как правило нет характеристик процесса генерации стоимости бизнеса компании

Описание системы корпоративного управления оторвано от результативности: как решения органов управления компанией повлияли на итоги ее деятельности в отчетный период


Слайд 20
Финансово-экономическое положение часто дается в формате традиционного АФХД из учебника, нет

содержательного анализа причин, в силу которых получаются те или иные финансовые результаты

Описание инвестиционной деятельности не структурировано, формат «что сделано – что предстоит сделать в будущем» в рамках концепции стратегического развития компании встречается редко.

Система риск-менеджмента приводится поверхностно: риски даны в общем виде, ранжирование рисков по значимости не всегда используется, результативность не показана.


Основные ошибки годовой отчетности российских компаний. Критерий «Деятельность по созданию стоимости»


Слайд 21Для большинства компаний «устойчивое развитие» -- «Terra Incognita», смысл устойчивого развития,

как процесса стратегического управления стратегиями-функционалами, выхолощен.
Материал раздела «Социальная ответственность» не связан со стратегией развития:
персонал – статистика по численности и общие фразы о мотивации,
ООС, ПБ и ОТ – рапорт об успехах применительно к любой компании,
связь с сообществами регионов деятельности – декларация патернализма и абсолютизация филантропии,
игнорирование экономических факторов взаимодействия компании с регионами деятельности.

Основные ошибки годовой отчетности российских компаний. Критерий «Устойчивое развитие»


Слайд 22Отсутствие традиционной для годовой отчетности информации:
Ключевых показателей, приведенных в динамике за

несколько лет
Биографий топ-менеджеров
обзоров важнейших решений собраний акционеров, совета директоров и комитетов,
описаний крупных сделок и сделок с заинтересованностью
сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения
комментариев аудиторов к годовой отчетности
списка сокращений и глоссария
подробного адреса для инвесторов
средств навигации для быстрого поиска в бумажных версиях

Раздел «Содержание», соответственно структура документа отличаются от принятых практик в худшую сторону: плохо структурированный текст документа резко ухудшает восприятие информации

Основные ошибки годовой отчетности российских компаний. Критерий «Общая структура отчета»


Слайд 23Спасибо за внимание
Подробную информацию по теме презентации можно найти на сайте: http://www.annual-report.ru/conference/analytics2011/


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика