Работа по развитию письменной речи начинается знакомством с центральным понятием-текстом.
Мы должны научить учеников видеть текст как цельную по форме организацию предложений, объединённую авторским замыслом.
Необходимо обратить внимание детей на последовательность предложений в тексте, на способность текста члениться, на типы текстов-
описание, повествование, рассуждение.
Необходимо обратить внимание на то, что заголовок
«сигнализирует», о чем пойдет речь в тексте.
Создаем проблемную ситуацию.
1.Работа с упражнением №2
- Чтение текста
На празднике
Говорят, что собаки и кошки не дружат. Но это
не всегда. Я знаю собаку, очень большую,
которая не только дружит с котятами, но и
охраняет их. Коты тоже любят собаку и даже
играют вместе с ней.(Заголовок никакого отношения к содержанию
текста не имеет. На это нужно обратить внимание).
1.Дети приводят свои варианты заглавий и объясняют свой выбор.
2. Необходимо обсудить с детьми каждый из вариантов.
3.Выяснить, какой заголовок им понравился больше и почему.
4. Можно, в конце обсуждения предложить свой вариант, если вы заметили, что заголовки
детей однообразны, мало интересны.
Важно, чтобы ученики имели возможность сравнивать
собственный текст с текстом своего товарища.
Проанализировать, чей текст и почему лучше, - иначе
никаких качественных изменений в их работе над текстом
не произойдет. Можно будет постоянно что-то задавать
и исправлять, а ученик добросовестно выполняя задания
и устраняя недочеты, все-таки будет «топтаться на месте»,
а все потому , что не с чем было сравнить.
В этой ситуации классические тексты – не самый хороший
пример для подражания: не напишет ученик начальной
школы , как Бианки или Паустовский.
перепутаны предложения;
перепутаны абзацы;
не подходит заголовок;
нет окончания;
нет начала и окончания.
Такие упражнения ставят ученика в определенную
речевую ситуацию: в данных случаях ситуацию
корректирования конкретного текста.
№110 «Связь предложений в тексте»;
№118 «Последовательность абзацев»;
№119 «Учимся составлять текст из абзацев»;
№123 «Учимся составлять текст»;
№127 «План текста»;
№131 «Составляем текст по плану».
Работа по учебнику.Упр.№3
«Прочитай. Можно ли назвать то, что ты прочитал, текстом?
Объясни своё мнение.
Юные капитаны.
Но Коля помог своему кораблику преодолеть препятствие. И вот
уже его кораблик догоняет кораблик Алеши…
- Придумай подходящее к заголовку начало и продолжение текста.
Ты можешь сочинить их вместе с друзьями.
Организация начала работы:
Подготовка детей к восприятию текста (рассказ уч-ся о том, как весной пускают кораблики).
Запись всех предложений, составленных учащимися, на доске.
Чтение и выбор лучших предложений.
Запись текста сочиненного классом.(Можно предложить учащимся списать с
доски те предложения, которые им понравились больше, чтобы у каждого получился
свой текст. В составляемый текст рекомендуйте взять предложения из упражнения.)
Все эти действия очень важны для ребенка, потому что он создает
текст, а это в работе по развитию речи самое главное.
Нельзя проходить мимо ошибок, связанных с нарушением
правильности речи (сочетаемость, грамматика. стилистика, логика).
Любой, отмеченный недочет, должен быть исправлен сразу же.
Обращайтесь к классу с вопросами: «Можно ли так сказать?»,
«Можно ли заменить слово?» и т.п. (Такие вопросы породят
обсуждение, заставят учеников анализировать написанный текст с
точки зрения его качества, подготовят детей к будущей работе).
Работа над любым из видов текста начинается с наблюдения над текстом. Эта работа выполняется фронтально:
- чтение текста учителем;
- беседа по содержанию;
- обратить внимание на характерные признаки текста;
- самостоятельное чтение текста учащимися;
- выяснить, все ли слова детям известны и понятны;
- работа в рубрике «Тайны языка», введение определения вида текста.
- можно дать детям из текста любого упражнения выписать наиболее понравившиеся им определения, сравнения, помогающие автору текста ярко и образно передать увиденное
читателю.
В упражнениях этих уроков объединены задания, связанные с изучением лингвистических понятий, формированием навыков безошибочного письма и развития речи.
Необходимо показать комплексные виды работы в рамках одного упражнения :
- это важно для перехода в среднюю школу;
- нужно готовить учеников к комплексному анализу текста-
лингвистическому, орфографическому, пунктуационному и
«речеведческому» (в средней и старшей школе широко
представлены именно такие виды упражнений);
- важно продемонстрировать учащимся, как функционируют в
тексте единицы, которые они изучали.
В упражнении №1 учащиеся определяют тип текста.
В последнем предложении объясняют орфограммы.
В упражнении №2 предложено учащимся поработать в блоке «Как устроен наш язык»: в заданных словах обозначить все части.
В упражнении №3 учащиеся работают с текстом: подбирают концовку текста и заголовок, работают в блоке «Правописание» (вставляют в предложении пропущенные буквы).
После повторения изученного во втором классе(уроки№5,№10«Повторяем: текст, его признаки и типы», уроки №15,19 «Текст, его заглавие и начало текста»,
уроки№22,23 «Последовательность предложений в тексте»,
«Деление текста на абзацы».) ученики знакомятся с письмом как бытовым жанром письменной речи (с урока
№ 31). Никаких теоретических положений упражнения этой большой темы не включают, и работа носит практический характер.
Ученики знакомятся с типами приветствия и прощания в письмах;
учатся надписывать конверт;
анализируют письма с различного рода ошибками.
в обращении к взрослому присутствуют слова и выражения, которые не следует употреблять в письменной речи, обращенной к старшему;
в упражнениях дети знакомятся со стилистическими особенностями текстов;
в упражнениях предлагается детям, опираясь на свой опыт общения со сверстниками и взрослыми, самим увидеть нарушения в текстах, т.е работа направлена на развитие речевого чутья учеников.
Упр.№1. Здравствуй, Петр!
Твоё письмо получено и прочитано мною. На поставленные
тобой вопросы отвечаю: в данный момент прохожу обучение
в третьем классе.
Упр.№2. Привет, Вера Михайловна!
Я так много по вам скучаю, аж жуть! Классно было учиться на
ваших уроках, здорово!
Третьеклассники обязательно почувствуют, что в этих письмах
что-то не так.
При беседе по содержанию очень важно получить от детей
как можно больше оценок восприятия таких писем. Это станет
основой для исправления текста.
В каждом упражнении темы «Учимся писать письма»,работа
начинается не с того, «как надо», а, наоборот, «как не надо
писать письма».
Ученики должны научиться самостоятельно создавать
правильный текст, поэтому детям предложено познакомиться
с жанрами письменной речи, распространенными в
обыденной жизни (письмо, поздравительная открытка,
записка ит.д.). Работа по развитию речи строится на
жанрово – ситуативном принципе.
- Какие образцы писем можно взять для подражания?
Предлагаем ребятам опору на языковое чутьё, на его речевой опыт при исправлении или редактировании
текстов.
Дети могут предложить свои варианты исправления.
Обсуждение и выбор наилучшего варианта должны стать
основой работы в теме «Учимся писать письма».
В процессе работы над изложением ученики должны
приобрести умение письменно излагать содержание
исходного текста (реферирование). Эта работа направлена
на формирование навыка письменного пересказа.
Работая над изложением, мы продолжаем знакомить детей со
структурой текста:
-подбираем заголовок;
- делим текст на абзацы;
- составляем план текста;
- определяем тип текста.
Важно обратить внимание учеников на осознание цели этой
работы – научиться пересказывать своими словами исходный
текст, опираясь на уже имеющиеся у них знания по русскому
языку.
Работая с упр.№1и2,
- дети читают тексты;
- анализируют и определяют вид текста;
- выделяют в тексте яркие детали и выписывают их;
- работают с заголовком;
- составляют план пересказа;
- пересказывают текст мысленно и вслух.
Ученику, который не чувствует особенностей авторской речи,
не предлагайте писать по памяти. Ему можно предложить
заранее заготовленные вопросы, например:
- о чем рассказывает автор?
- что для него важно в тексте?
- мог бы он об этом рассказать иначе?
- как ты расскажешь эту историю?
- чем твой рассказ отличается от текста, написанного автором?
Так, работая со всем классом, можно помочь каждому ученику
справиться с возникшими трудностями.
Важно обсудить с учениками каждый шаг алгоритма.
В уроке №106 мы учим детей сжатому пересказу и умению
делать вывод из прочитанного текста.
В уроке №120 учим писать детей изложение с элементами
сочинения, комплексному анализу текста и самостоятельному
написанию текста по плану.
В уроке №126 знакомим с новым видом письменной
работы, учим детей писать сочинение.
- Вводим понятие о сочинении;
- изучаем условие к упражнению №1;
- читаем текст;
- наблюдение за началом текста. (Вся работа выполняется фронтально).
Работая с упражнениями 1 и 2 важно не только повторить
приемы работы с текстом, но и подвести учеников к выводу:
от того, как текст начинается, во многом зависит и
желание читать или не читать его дальше (пишущий
должен заинтересовать читателя).
В уроках №№ 131, 135,139 мы продолжаем работу по
восстановлению текста: подбираем начало, дописываем
исходный текст.
Если кто-то из учащихся работал самостоятельно, важно
проверить, как они выполнили задание, и сравнить
варианты индивидуальной и коллективной работы.
К концу обучения в 3 классе учащиеся умеют создавать
собственные тексты и корректировать заданные тексты с
учетом правильности, богатства и выразительности
письменной речи: использование в текстах многозначных
слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов,
устаревших слов и фразеологизмов.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений:
изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и
изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-рассуждения,
сочинения-описания.
В уроке №1 учащиеся вспоминают материал курса 3 класса-
повторяют правила написания писем (правила обращения и
прощания). Составляют письмо авторам учебника
(индивидуально или коллективно).Необходимо напомнить
детям об этикетном правиле, введенном в 3 классе, чужие
письма читать нельзя.
В уроках 15,19 мы работаем над текстом. Активизируем
умения учащихся озаглавливать текст, повторяем признаки
текста-рассуждения, текста -описания, текста-повествования,
на примере текстов из учебника расширяем языковый
кругозор учащихся.Вся работа строится на сведениях из
уроков 2 и 3 классов.
Однако в 4 классе увеличено число заданий, связанных
с изменением текстов, дописывание каких-то частей или
изменением целевой установки последующего повествования.
Такая работа готовит учащихся к созданию собственных различных
жанров:
пишут текст «про что-то», а решают учебную задачу, учатся
правильно создать собственные тексты.
Поэтому очень важна детальная проработка вопросов и
заданий к текстам, коллективное обсуждение
последовательности действий при решении вопросов,
комментарии учителя о том, как нужно сделать правильно.
В процессе развития письменной речи у учеников
формируется элемент общей культуры – умение правильно
создавать собственные тексты.
озаглавить текст, составить план текста.
После составления текста у детей есть возможность сравнить
свой текст с вариантами ответов, данных в учебнике.
В уроке 37 можно предложить учащимся составить план, не
только опираясь на предложения текста, но и самостоятельно
формулировать основную мысль части текста.
В 79 уроке учащиеся анализируют приведенный в учебнике
текст, готовятся к собственному сочинению, учатся
объединять действия алгоритма написания текста с
собственным замыслом.
соединения разных типов текста – описания и рассуждения.
Итогом работы в блоке «Развитие речи» является
контрольное изложение. Цель этой работы: выявить степень
владения навыками связной письменной речи, умение
передавать основное содержание текста с учетом
особенностей авторского стиля речи, знание правил
грамотного письма. Текст учитель выбирает из предлагаемых
вариантов.
Текст читается дважды. Проводится анализ текста. Дети
самостоятельно составляют план.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть